Слайд 1Школьная дезадаптация
Презентация подготовлена для педагогического коллектива моу сош №…..
Слайд 2План
Понятие дезадаптации
Признаки
Формы
Виды
Уровни
Причины
Слайд 3Понятие дезадаптации
Какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям
внешней или внутренней среды.
Состояние динамического несоответствия между живым организмом
и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.
Школьная дезадаптация – невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.
Слайд 4Признаки
Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков,
чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты
психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Слайд 5Физиологический уровень. Если ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость,
жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и
аппетита, возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям.
Слайд 6Формы
Формы проявления школьной дезадаптации
Слайд 7Виды дезадаптации
Т.Д. Молодцова рассматривает дезадаптацию как явление интегративное, имеющее ряд
видов. К таким видам относит: патогенный, психосоциальный и социальный виды.
Патогенный
вид определяется как следствие нарушений нервной системы, болезни головного мозга, нарушений анализаторов и проявлений различных фобий.
Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера, неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы, умственного развития и т.д.
Дезадаптация социальная, как правило, проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Слайд 8Уровни
Г. М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе:
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, представляемые
требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
Слайд 9Причины
Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.
Недостатки в
подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
Соматическая ослабленность ребенка.
Нарушение формирования отдельных
психических функций и познавательных процессов.
Двигательные нарушения.
Эмоциональные расстройства.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
Слайд 10Литература
1. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, №
5.
2. Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
3. Дубровина
И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.