Слайд 3Цель проекта:
Изучить историю возникновения игры – головоломки танграм.
Слайд 4Задачи проекта:
1.Освоить представление о головоломке.
2.Творчески провести время за игрой.
3.
На основе исследований сделать определенные выводы.
Слайд 5Гипотеза:
Если выяснить происхождение игры танграм, то можно развивать различные мыслительные
процессы, что мне просто необходимо для успешной учебы.
Слайд 6Актуальность:
Можно творчески проводить время.
Забавляясь можно постичь геометрию.
Развивать словарный запас.
Расширить общение
детей и родителей.
Слайд 7«Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток, понятий об окружающем мире. Игра –
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Слайд 8У квадрата большие возможности для создания игрушек.
Древние греки, китайцы и
другие народы занимались геометрией.
Но они не только измеряли земельные
участки и расстояние до кораблей в море, но и любили геометрические игры.
Геометрические игрушки способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, зрительному контролю за выполнением своих действий.
При этом благодаря многим играм развивалась сама математика, появлялись новые разделы высшей математики.
Слайд 9Квадрат очень похож на механизм с хорошо прилаженными частями, который
можно разобрать и из тех же частей собрать новый механизм.
Недавно
я заново открыл для себя очень увлекательную игру-головоломку — танграм.
Слайд 10Мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решил
подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой
игры, применение ее в форме игры.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была математическая игра - головоломка "Танграм". В наше время, очень много людей , увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлены на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».
Слайд 11Что такое танграм?
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как
правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Можно
условно разделить их на несколько групп:
Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады).
Головоломки с предметами - логические задачи с обычными бытовыми предметами (спичками, монетами, карточные головоломки).
Печатные головоломки - напечатанные или нарисованные "картинки", в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам (кроссворды, ребусы).
Механические головоломки - предметы, специально изготовленные как головоломки (кубик Рубика, змейка Рубика, пазлы, танграм).
Слайд 12
Буквально слово танграм, означает «семь дощечек мастерства». Танграм — головоломкаБуквально слово
танграм, означает «семь дощечек мастерства». Танграм — головоломка , состоящая из
семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей – два больших (1, 2), два маленьких (3, 4) и один средний треугольник (5), один квадрат (6) и один параллелограмм (7), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций.
Слайд 13Танграм - является самой древней игрой– головоломкой. Она появилась в
Китае более 4000 лет назад. На своей родине эта игра
так же популярна, как и шахматы. Танграм развивает воображение, логическое мышление, помогает овладеть навыками проектного воображения. Это– семейная игра. В нее могут играть как дети , так и взрослые.
Слайд 14Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится
вот эта…
Легенда о том, как три мудреца придумали танграм.»
«Почти две
с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.
Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император, призвал к себе трех мудрецов. Один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий - был знаменитым философом. И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали “Ши-Чао-Тю” — квадрат, разрезанный на семь частей.»
Слайд 15Суть игры заключается в том, чтобы собирать из кусочков танграма
силуэты людей, животных, птиц, предметов…
Правила следующие:
В собранную фигуру должны входить
все семь частей.
Части не должны налегать друг на друга.
Части должны примыкать друг к другу.
Существует множество задач для танграма.
Слайд 16Самые простые — выложить фигуру по контурному рисунку.
Например ,такому:
Слайд 17Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой:
Слайд 18Ну, и конечно, можно придумывать свои фигуры, развивая фантазию.
Можно придумать
множество игр с танграмом. Например, создавать картины или даже мультики,
где все предметы собраны из танграмов…
Слайд 19Кто играл в «танграм»?
Это настолько увлекательная игра, что сам великий
древнегреческий ученый Архимед написал о ней сочинение.
Слайд 20Всем известно, что император Наполеон после военного поражения был сослан
пожизненно на остров Святой Елены. Сведений о том, как он
прожил свои последние годы, чем занимался, очень мало. Но достоверен тот факт, что Наполеон часами занимался складыванием фигур танграма.
Слайд 21Одним из поклонников игры был Эдгард А. По. Принадлежащий ему
танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится
в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Слайд 22Применение танграма.
1.Танграм может применяться на уроках математики для получения начальных
сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник,
ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник,
трапецию, параллелограмм и т.д.
Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Слайд 232. Танграм может применяться в логопедических группах детского сада и
младших классах школы, работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках
которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.
Слайд 243. Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от
дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение
танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago.
Вся мебель построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменяться, в зависимости от настроения и желания хозяина.
Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской.
Слайд 27 4. В целях реализации проекта ЭКСПО-2017 можно сделать эскиз
развлекательного центра для детей.
Слайд 28Заключение
Изучая данную тему вы, обратили внимание, что роль главной геометрической
фигуры здесь играл квадрат.
Вот такая это интересная, замечательная геометрическая фигура
- квадрат, а с виду такая незамысловатая.
Но даже если рассматривать квадрат только для создания игрушек, то таких игрушек будет чрезвычайно много.
Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
Слайд 29Выводы
☺ комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно
создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых -
очертания животных, людей, бытовых предметов и т.д.
☺ головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учиться терпению и последовательности.
☺ игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!
Слайд 30Список использованной литературы
Кордемский Б.А., Русалев Н.В. «Удивительный квадрат», Москва, 1994,
«Столетие»;
Кордемский Б.А., «Математическая смекалка», «Манускрипт», Санкт-Петербург, 1994.
Перельман Я.И., «Занимательная геометрия»,
издательство «АСТ», Москва 2003.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие.-М: Дрофа, 1998. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки.-М: Дет.Лит.,1992. Интернет : http://ru.wikipedia.org/wikihttp://ru.wikipedia.org/wiki http://baby-scool.narod.ru/media/games/swf_games/tangram.html arm-math.rkc-74.ruDswMedia/geomk.pptarm-math.rkc-74.ruDswMedia/geomk.p
Слайд 31Приложение.
1.Материал для развития речи.
Речевой материал к картинке заяц:
А)Чистоговорки (автоматизация звука
“ч”):
Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
Скороговорки
(автоматизация звука “з”):
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка,
А Зининого зайку зовут Всезнайка.
Зина – зайкина хозяйка,
У Зины в корзине заснул зайка.
Б)“Доскажи словечко”:
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал… (заяц)
- Ой! – кричат вокруг хозяйки,
- В огород забрались… (зайки)
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадайте-ка, кто же?.. (зайка)
Слайд 32В)Веселые стихи:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
“Если я купил билет,
Кто я? Заяц или нет?”
Заяц зайцу говорит: “Мне бы волчий
аппетит!”
- В аппетите мало толку, мне бы зубы как у волка!
Зайке холодно в лесочке, свяжем зайчику носочки,
Чисто поле исписал, на другое поскакал.
Без конца он пишет фразу, чтоб лиса прочла не сразу.
Слайд 33Г)Загадки:
Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле
боится,
Зимою под елкою так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
У
косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Кто прыгает ловко и любит морковку,
Портит в огороде грядки, удирает без оглядки?!
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы – другого цвета.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Слайд 34Д)Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
он подпрыгнул 10 раз.
(прыжки на одном месте и с продвижением)
Е)Считалки:
Раз,
два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк; он зубами щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты, прячься, заинька, и ты!
Ты, волчище, погоди, как попрячемся – иди!
Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал – капустку нашел,
Морковку нашел, сидит, грызет. Хозяин идет!
Бежит заяц через мост, длинны уши, куцый хвост.
Ты далеко не беги, посчитать нам помоги.
Раз, два, три – выйди ты!
Слайд 352.Речевые игры и задания:
“Назови других животных”
“Назови ласково” (предмет или
его части – лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик)
“Сосчитай до 5”
(1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)
“Назови слова-действия” (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит)
“1 и много” (лиса – лисы, медвежонок – медвежата, ухо – уши)
“Кого нет?” (Медведей, зайчат, кенгуру, волчат)
“Назови слова-признаки” (Какой щенок? – добрый, ласковый, доверчивый)
“Из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги - быстроногий)
“Скажи наоборот” (подбор слов-антонимов: смелый – трусливый, добрый - злой)
“Назови, чей, чья, чье?” (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, медвежье ухо, заячья губа, волчьи следы)
Рассказывая про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в употреблении прилагательных сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий).
Слайд 363. Составление рассказа о своих действиях при выкладывании той или
иной картинки.
Сказка про девочку Машу.
Однажды девочка Маша пошла, погулять
в лес. Она радовалась и бегала по узким лесным тропинкам. Выбежала Маша на полянку и увидела три очень красивые и пушистые зеленые елочки, Маша полюбовалась на елочки, постояла возле них и вдруг заметила двух зайчиков: один сидел под елочкой, увидел девочку и испугался, а другой быстро убежал и спрятался в кустах. Так Маша гуляла, любуясь елочками, играя с зайчиками, слушая пение птиц, и вдруг поняла, что заблудилась. Она не испугалась, а нашла красивый волшебный цветок, прошептала ему свое заветное желание: «Хочу быть возле моего дома», – и очутилась в своем доме.