Слайд 1СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра менеджмента
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Доктор экономических наук,
профессор
Ирина Васильевна Щетинина
Новосибирск
Слайд 2УПРАВЛЕНИЕ –
это воздействие
на какую-либо систему
с целью поддержания
ее определенных параметров
или
перевода в новое состояние
с учетом
объективных законов.
Слайд 3Система –
совокупность элементов, находящихся между собой в устойчивой взаимосвязи.
Слайд 4Система имеет свойства, отличающиеся от свойств составляющих ее элементов.
Акционерное общество
Слайд 5Виды систем:
Открытая – взаимодействием с внешней средой.
Закрытая – не
взаимодействует с внешней средой.
Слайд 6Информация
Трудовые ресурсы
Сырье и материалы
Финансовые ресурсы
Другое
Зерно
Молоко
Мясо
Овощи
Другое
Картофель
Выручка
прибыль
Реализация продукции,
работ и услуг
Организация
Слайд 7Бизнес – деятельность, приносящая доход.
Предпринимательство – новая деятельность, приносящая доход,
или в новых отраслях.
Ввёл понятие в начале 18
века англ. экономист Ричард Катильон.
Слайд 8Бизнесмен
человек,
вкладывающий
свой капитал
в деятельность,
приносящую
доход.
Слайд 9человек, вкладывающий свой капитал в новую более рискованную деятельность, приносящую
доход.
Предприниматель
Слайд 10Менеджмент
(конец 19 – начало 20 веков)
– наука и искусство
управления;
– это совокупность закономерностей, принципов, методов управления производством и сбытом
продукции для получения оптимальных результатов деятельности предприятия (подразделения).
Слайд 11Два направления
в менеджменте:
теоретический менеджмент – теория эффективного управления;
практический
м. – управленческая деятельность, благодаря которой наиболее рационально используются материальные,
финансовые, трудовые и другие ресурсы в процессе производства, выполнения работ и оказания услуг.
Слайд 12Менеджер
– штатная должность, связанная с выполнением управленческих функций;
– это профессиональный
управляющий, руководитель какой-либо деятельности.
Слайд 13Управление
Субъект управления – тот, кто управляет.
Объект управления
– тот, кем
управляют.
Слайд 14Сущность управления – воздействие субъекта на объект управления для достижения
целей.
Содержание системы управления – составляющие его элементы, которые позволяют достичь
желаемых результатов (целей).
Слайд 15Основные элементы
системы управления:
Закономерности управления – наиболее существенные взаимосвязи процессов
и явлений;
Принципы – наиболее важные правила осуществления управленческой деятельности;
Функции –
относительно обособленные направления управленческой деятельности;
Методы – способы воздействия субъекта на объект управления;
Организационная структура управления – совокупность однородных звеньев управления определенного иерархического уровня с соответствующей системой взаимосвязи и соподчиненности;
Процесс управления – воздействие субъекта на объект управления.
Слайд 16Закономерности управления:
соответствие управляющей системы управляемой;
достижение единонаправленности интересов управляющей и управляемых
структур;
сочетание централизации и децентрализации в процессе управления;
обеспечение обоснованности, прибыльности и
социальной направленности принимаемых решений;
постоянное совершенствование способов, методов, технических средств и аппарата управления;
другие.
Слайд 17Группы принципов управления:
Социально-политические – принцип демократического централизма; учет общественного мнения;
соблюдение законности, законов общественного развития и др.;
Организационно-технические – разделение и
кооперация труда; распределение прав, обязанностей и ответственности за деятельность; сочетание коллегиальности и единоначалия и др.;
Экономические – использование экономических законов, закономерностей и методов воздействия; получение максимального эффекта с минимальными затратами и др.
Слайд 18Методы управления:
Правовые – использование законодательно-нормативных актов, внутренних нормативно-правовых документов (учредительных
и др.);
Организационно-распорядительные (административные) – способы законного принуждения к работе (приказ,
распоряжение, инструкция, нормы времени и др.);
Экономические – использование материальной заинтересованности сотрудника в труде (заработная плата, материальное поощрение и др.);
Социальные – создание благоприятных условий жизни и деятельности;
Психологические – воздействие на психологические побудительные мотивы деятельности сотрудника.
Слайд 19Функции управления:
Прогнозирование;
Планирование;
Организация;
Мотивация (учет мотива деятельности сотрудника) и стимулирование (использование материальных
и моральных стимулов);
Координация;
Учет и контроль.
Слайд 201. Школа научного управления
1885–1920 гг.
Основатель –
Ф.У. Тейлор (США)
Книга
1. «Научная организация
труда» (1895-1897 гг.)
2. "Принципы научного
управления" (1911г.)
3.
«Управление предприятием»
Слайд 21Предложил:
организацию физического труда путем разделения его на составные части с
точным измерением всех микропроцессов (отдельных движений) с помощью хронометража и
устранением лишних движений.
Слайд 22Последователи:
Г. Эмерсон – 12 знаменитых принципов производительности труда (наличие ясной
цели, дисциплина, честность и т.д.);
Френк и Лиллиан Гилбрет –
предложили использовать микрохронометраж и кинокамеру;
Генри Гантт – предложил использовать графики в сетевом планировании.
Слайд 23Пример диагра́ммы Г.Га́нтта
М А Й
Слайд 24Основные выводы:
Работа по управлению – это отдельная специальность;
Управление
стало признаваться самостоятельной областью научных исследований.
Слайд 25Отрицательные стороны
Для установления норм выбирали самого сильного, умелого, опытного
работника.
Тех, кто не выполнял нормы, штрафовали.
Штрафы были высокими.
Зарплата становилась
маленькой.
Слайд 26В.И. Ленин
Назвал систему
Ф.У. Тейлора
«научной системой
выжимания пота».
Нормы устанавливать надо
по работникам со средней умелостью при средней интенсивности труда.
Слайд 272. Классическая (административная)
школа управления
1920–1950 гг.
основатель – А.
Файоль.
Сформулировал основные
функции и принципы
управления (разделение
труда, единоначалие,
вознаграждение,
корпоративный дух и др.).
Слайд 28Основные выводы:
Надо правильно организовать труд как исполнителей, так и
руководителей.
Необходимо изучать закономерности и принципы организации управленческого труда; его функции.
Слайд 29Концепция
«рациональной бюрократии»
Немецкий социолог Макс Вебер
признавал:
строгую иерархию,
регламентацию функций,
прав и обязанностей;
строгое следование
стандартам;
игнорирование
неформальных отношений.
Слайд 303. Школа «человеческих отношений»
1930 – 1950 гг.
Мэри Паркер Фоллетт;
Элтон
Мэйо.
Слайд 31Основные выводы:
человеческий фактор – важнейший элемент эффективной работы организации.
Слайд 324. Школа поведенческих наук
с 1950 г. по настоящее время
Представители:
Ф.
Герцберг А. Маслоу Д. МакГрегор
Слайд 33Иерархия потребностей по
А. Маслоу
Слайд 34Основные направления исследований:
Мотивы деятельности и поведения людей;
Взаимоотношения между людьми в
организациях;
Лидерство;
Способы активизации человеческого фактора.
Слайд 355. Новые школы управления
(с конца 1950 г.
по настоящее время)
Основные
подходы к управлению:
К – количественный (использование математических методов, ПК и
т.д.);
П – процессный (процессуальный) – подход к управлению как к процессу (все функции управления взаимосвязаны) ;
С – системный – управление организацией как системой;
С – ситуационный подход – управлять с учётом ситуации.
Слайд 366. Современные школы управления
1980-е годы
В Японии открыли, что
правильное построение
организационной структуры – это мощный механизм управления.
Слайд 371990-е годы
Основные тенденции:
Повышается значение науки и новых технологий;
Демократизация управления
(сотрудники участвуют в управлении);
Усиление международного характера управления (ВТО, ЕС и
др.).
Слайд 38Р О С С И Я
1860–1870 годы
Сотрудники Московского высшего технического
училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) разработали методику рационализации трудовых
движений и получили в 1873 г. в Вене на Всемирной торговой выставке Большую золотую медаль «Медаль преуспеяния».
Слайд 40К. Адамецкий
1903 год
4 закона организации труда:
Закон возрастающего производства – с
ростом объемов производства затраты сначала снижаются, а затем растут;
З-н специализации
труда – растет производительность и качество труда;
З-н объединения в группы – кооперация, эффект синергии – резкое увеличение результатов деятельности;
З-н гармонии труда – все мощности должны соответствовать друг другу.
Слайд 411920-е годы
Российские ученые сформулировали основные законы научной организации производства и
труда (НОТ).
Научное управление возведено в ранг государственной политики.
В 33 городах
созданы региональные Центры НОТ.
Слайд 42Два направления (школы):
1. Организационно-техническое
А.А. Богданов О.А. Ерманский
А.К. Гастев
Слайд 43А.К. Гастев
Заложил основы:
- кибернетики – науки о закономерностях управления
и передачи информации в живых и неживых системах;
- инженерной психологии,
исследующей процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной;
- эргономики – науки о человеке и условиях его деятельности.
Слайд 442. Социальное направление
Н.А. Витке – писал о значимости человеческого фактора,
о социально-психологической атмосфере в трудовом коллективе;
П.М. Керженцев;
Ф.Р. Дунаевский
и др.
Слайд 45Развитие экономики и системы управления