Слайд 1СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра менеджмента
Мотивация труда
Д-р экон. наук, проф.
Ирина
Васильевна Щетинина
Новосибирск
Слайд 2Мотив
от лат. moveo – двигаю.
то, что побуждает человека к
деятельности, ради чего она совершается.
Слайд 3Мотивация
совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности
на основе его потребностей и интересов;
побуждение себя и других
к деятельности для достижения целей путем пробуждения определенных мотивов – мотивирование.
Слайд 4Современные теории мотивации
основаны на двух основных понятиях:
потребности и вознаграждения.
Слайд 5Потребность –
это необходимость
в чем-либо, требующая удовлетворения.
Слайд 6Классификация потребностей
1. Первичные потребности –врожденные физиологические потребности:
в
пище, воде, сне, дыхании и т.д.
Вариант 1*
* А. Маслоу
и др.
Слайд 72. Вторичные потребности – выработанные в процессе жизнедеятельности:
в
уважении, власти, успехе,
богатстве и т.д.
Слайд 8Вариант 2
Материальные – физиологически необходимые;
Социальные – потребность в:
общении;
признании,
служении обществу;
самореализации;
Духовные: эстетические, познавательные.
Слайд 9Вариант 3
Потребности:
Высшие:
- социальные;
- в уважении;
- в самовыражении.
Низшие –
физиологические.
Слайд 11Вознаграждение
– это всё то, что человек считает ценным для себя.
Ценным является то, что может удовлетворить потребность.
Ценность – это материальный
или нематериальный объект, способный удовлетворить потребность.
Слайд 12Виды вознаграждения
1. Внутреннее – положительные чувства, которые человек испытывает в
процессе работы или по её результатам:
самоуважение;
осознание значимости работы;
возможность
быть в коллективе;
другое.
Слайд 132. Внешнее :
повышение заработной платы;
премия;
благодарность;
продвижение по службе;
символы служебного статуса;
другое.
Слайд 14Основные этапы
мотивации труда
Определить виды деятельности, которые необходимо мотивировать.
Определить набор
благ, которые могут быть использованы для мотивирования сотрудников.
Увязать виды
деятельности с набором благ.
Определить потребности каждого работника.
Убедить работников в возможности удовлетворения их потребностей с помощью этих благ, полученных по результатам труда.
Слайд 15Специфика мотивации
по типам личности
Слайд 17Золотое правило 1
Труд
правильно мотивирован, когда
человек может удовлетворить свои потребности
исключительно
посредством
трудовой деятельности.
Слайд 18Основные группы теорий мотивации труда
1. Содержательные:
потребность – движущая сила деятельности
человека.
Слайд 192. Процессуальные (процессные):
движущей силой является ожидание вознаграждения, которое определяет
поведение людей при возникновении потребностей.
Слайд 20Основные теории мотивации
ХХ века
Слайд 21 Способы удовлетворения социальных потребностей:
Обеспечение сотрудников работой, создающей
возможности общения;
Создание на рабочих местах чувства единой команды;
Слайд 22Систематическое проведение совещаний с подчиненными;
Лояльное отношение к неформальным группам, не
наносящим организации ущерба;
Создание сотрудникам условий для проявления их социальной
активности вне организации.
Слайд 23Способы удовлетворения потребности работников
в уважении, признании:
Предоставление более содержательной работы;
Обеспечение
оценки и поощрения результатов;
Слайд 24Привлечение подчиненных к
формированию целей и
выработке решений;
Делегирование полномочий;
Продвижение по службе;
Обучение и переподготовка сотрудников для повышения
уровня компетентности.
Слайд 25Способы удовлетворения потребности в самовыражении:
Создание сотрудникам условий для развития, реализации
творческого потенциала;
Предоставление сотрудникам важной работы, требующей
от них
полной отдачи;
Слайд 26Поощрение и развитие у подчиненных творческих способностей.
Слайд 27Стимул (лат. Stimulus) — у древних римлян — заострённая палка,
прут или кол, с помощью которого погоняли скот.
Слайд 28СТИМУЛИРОВАНИЕ
труда:
Использование средств и создание условий, позволяющих работнику удовлетворять свои
потребности на основе труда.
Процесс использования стимулов для побуждения человека к
деятельности.
Слайд 29Основные виды, формы и
методы стимулирования труда
Материальное стимулирование:
денежное – использование денежных поощрений и санкций:
- уровень з/платы;
- премии;
- надбавки к з/плате;
- бонусы;
- штрафы и т.д.
Вариант 1
Слайд 30неденежное – использование благ, которые являются дефицитными или не могут
приобретаться за деньги:
- оплата членства в клубе;
- право пользования автомобилями компании;
- оплата медицинских услуг и др.
Слайд 31Нематериальное стимулирование:
1. Моральное – использование:
- наград, грамот,
вымпелов;
- фотографии на Доске почета;
- публичное
поощрение и т.д.
Слайд 322. Организационное –
* возможность участия
в управлении;
* творческие
командировки;
* др.
Слайд 333. Стимулирование свободным временем:
общее – для всех работников;
эталонное –
для работников, которые достигли определенных результатов;
соревновательное – для лучших
работников.
Слайд 34Вариант 2
Стимулирование
с мотивацией:
* положительной – премии, надбавки, ценные подарки, почетные
грамоты, улучшение жилищных условий, путевки в дома отдыха и т.д.
Слайд 35отрицательной:
дисциплинарные беседы;
«постановка на вид»;
устные и письменные предупреждения;
выговоры
(выговор, строгий выговор,
выговор с занесением в личное
дело и т.д.);
материальные взыскания (депремирование, штрафы,
погашение ущерба и т.д.);
понижение в должности;
увольнение по статье;
другие.
Слайд 36Должно исходить:
Материальное поощрение – от администрации.
Моральное взыскание –
от трудового коллектива.
Золотое правило 2
Слайд 37Эффект от воздействия
Рецедив (повторность) нарушений трудовой дисциплины после:
административных взысканий
–
25 – 40 %;
общественного воздействия –
всего 7 – 14 %.
Слайд 38Основные принципы и правила эффективного стимулирования:
Справедливость.
Простота и доступность для понимания.
Общественная
поддержка.
Обязательность (неотвратимость).
Публичность.
Нравственность – не унижать человеческое достоинство.
Индивидуальный подход к работникам.
Зависимость
от производительности труда.
Особое внимание уделять руководителям среднего звена.
Слайд 39У работника
должна быть
возможность
заработать второй оклад
на своем
рабочем месте.
Золотое правило 3
Слайд 40Наиболее эффективное подкрепление мотивации стимулами
1. Фиксированное число действий.
2. Через
разное число действий.
3. Через разные промежутки времени.
Слайд 42Самоменеджмент –
самостоятельное применение оптимальных методов работы для наиболее эффективного
достижения целей.
Слайд 43Основная цель и задачи
максимально эффективно использовать свой потенциал, сознательно и
самостоятельно управлять собой для решения проблем.
Слайд 44Основные элементы самоменеджмента:
самопознание;
самовоспитание;
самоуправление;
саморазвитие;
самооценка.
Слайд 45Самопознание
физических качеств;
уровня интеллекта;
темперамента;
характера;
творческого потенциала;
способностей и возможностей.
Слайд 46Самовоспитание
Основная цель:
нравственное возвышение разума личности, в которой знание и
нравственность, гармонически сочетаясь, образуют высшую добродетель – мудрость.
Сократ
Слайд 47Самоуправление
планирование своей деятельности;
самоорганизация:
биологическая – соматическая (телесная) организация;
социальная –
формирование интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств.
Слайд 48самоконтроль:
деятельности;
результатов;
поведения.
Формы самоконтроля:
само-
наблюдение;
анализ;
отчет;
исповедь.
Слайд 49Само-
мотивация;
поощрение;
наказание.
Слайд 50Саморазвитие
развитие в себе желаемых качеств;
раскрытие своего внутреннего потенциала.
Слайд 51Самооценка
внутренняя – на основе собственной сложившейся системы ценностей;
внешняя – путём
тестирования, сравнения с
эталоном и т.д.
Слайд 52Техника самоменеджмента
1. Постановка целей, задач, определение наиболее эффективных методов
их достижения.
2. Планирование:
составление планов на день, декаду, месяц, квартал, полугодие,
год и т.д.;
использование дневника времени.
3. Коммуникации:
проведение совещаний, бесед;
использование телефона;
чтение, ведение корреспонденции и т.д.
4. Принятие решений:
установка приоритетов;
делегирование дел.
5. Организация деятельности: разработать график труда и т.д.
6. Контроль: процесса и итогов работы, результатов дня и т.д.
Слайд 53Самоменеджмент руководителя
организация
своей работы
и
работы
сотруд-
ников.
Слайд 54Принципы и правила
Основное соотношение рабочего
времени:
60 % - времени
должно быть запланировано;
20 % - уходит на непредвиденные дела;
20 %
- спонтанные решения проблем.
Слайд 55Необходимо уметь:
анализировать расходы времени – использовать листок «дневных помех»;
устранять «поглотителей
времени»;
взаимоувязывать решение различных задач;
планировать реально в письменной форме;
учитывать ситуацию;
восполнять потери
времени;
устанавливать жесткие сроки выполнения задач;
правильно:
оценивать результаты;
определять приоритеты;
делегировать дела;
проводить проверку;
предусмотреть «закрытый час»для планирования, творчества, отдыха;
рационально выполнять рутинную работу, вносить необходимое разнообразие;
согласовывать временнЫе планы с партнерами, сотрудниками, семьей и т.д.
Слайд 56Поглотители времени
Отсутствие целей, приоритетов, планов дня.
Попытка сделать много за один
раз.
Нерешительность, неспособность сказать «нет».
Спешка, нетерпение, дезорганизованность.
Не умение:
доводить
намеченное до конца;
вести деловые беседы;
правильно делегировать полномочия.
Слайд 57Методы выбора приоритетов
Принцип Порето:
соотношение 80 : 20 –
за
20 % рабочего времени достигается 80 % результата;
а 80
% рабочего времени дают 20 % результата.
Слайд 58Метод А Б В
исходя из принципа Порето задачи делятся
на 3 группы по важности и по вкладу в общий
результат:
А - жизненно важные;
Б – важные;
В – менее важные.
Слайд 59Важность
Удельный вес в общем количестве задач, %
Слайд 60Анализ задач по принципу Эйзенхауэра
Задачи «А» – важные и
срочные – требуют решения руководителя;
Задачи «Б» – важные, но менее
срочные – можно делегировать, объяснив, как выполнять;
Задачи «В» – срочные, но менее важные, их можно делегировать;
Задачи «Г» – несрочные и неважные, их передать подчиненным.
Слайд 62Потери времени
Потерял час – потерял день…
Потерял день – потерял неделю…
Потерял
неделю – потерял месяц…
Потерял месяц – потерял полгода-год…
Потерял год –
потерял 5-10 лет…
Потерял 10 лет – потерял полжизни …