СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра менеджмента
Мотивация труда
Д-р экон. наук, проф.
Ирина Васильевна Щетинина
Новосибирск
Презентация на тему Презентация на тему СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Кафедра менеджмента Мотивация из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 64 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра менеджмента
Мотивация труда
Д-р экон. наук, проф.
Ирина Васильевна Щетинина
Новосибирск
Мотив
от лат. moveo – двигаю.
то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Мотивация
совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности на основе его потребностей и интересов;
побуждение себя и других к деятельности для достижения целей путем пробуждения определенных мотивов – мотивирование.
Современные теории мотивации
основаны на двух основных понятиях:
потребности и вознаграждения.
Классификация потребностей
1. Первичные потребности –врожденные физиологические потребности:
в пище, воде, сне, дыхании и т.д.
Вариант 1*
* А. Маслоу и др.
2. Вторичные потребности – выработанные в процессе жизнедеятельности:
в уважении, власти, успехе,
богатстве и т.д.
Вариант 2
Материальные – физиологически необходимые;
Социальные – потребность в:
общении;
признании,
служении обществу;
самореализации;
Духовные: эстетические, познавательные.
Вариант 3
Потребности:
Высшие:
- социальные;
- в уважении;
- в самовыражении.
Низшие – физиологические.
Вознаграждение
– это всё то, что человек считает ценным для себя.
Ценным является то, что может удовлетворить потребность.
Ценность – это материальный или нематериальный объект, способный удовлетворить потребность.
Виды вознаграждения
1. Внутреннее – положительные чувства, которые человек испытывает в процессе работы или по её результатам:
самоуважение;
осознание значимости работы;
возможность быть в коллективе;
другое.
2. Внешнее :
повышение заработной платы;
премия;
благодарность;
продвижение по службе;
символы служебного статуса;
другое.
Основные этапы
мотивации труда
Определить виды деятельности, которые необходимо мотивировать.
Определить набор благ, которые могут быть использованы для мотивирования сотрудников.
Увязать виды деятельности с набором благ.
Определить потребности каждого работника.
Убедить работников в возможности удовлетворения их потребностей с помощью этих благ, полученных по результатам труда.
Золотое правило 1
Труд
правильно мотивирован, когда
человек может удовлетворить свои потребности исключительно
посредством
трудовой деятельности.
Основные группы теорий мотивации труда
1. Содержательные:
потребность – движущая сила деятельности человека.
2. Процессуальные (процессные):
движущей силой является ожидание вознаграждения, которое определяет поведение людей при возникновении потребностей.
Способы удовлетворения социальных потребностей:
Обеспечение сотрудников работой, создающей возможности общения;
Создание на рабочих местах чувства единой команды;
Систематическое проведение совещаний с подчиненными;
Лояльное отношение к неформальным группам, не наносящим организации ущерба;
Создание сотрудникам условий для проявления их социальной
активности вне организации.
Способы удовлетворения потребности работников
в уважении, признании:
Предоставление более содержательной работы;
Обеспечение оценки и поощрения результатов;
Привлечение подчиненных к
формированию целей и
выработке решений;
Делегирование полномочий;
Продвижение по службе;
Обучение и переподготовка сотрудников для повышения уровня компетентности.
Способы удовлетворения потребности в самовыражении:
Создание сотрудникам условий для развития, реализации творческого потенциала;
Предоставление сотрудникам важной работы, требующей
от них полной отдачи;
Стимул (лат. Stimulus) — у древних римлян — заострённая палка, прут или кол, с помощью которого погоняли скот.
СТИМУЛИРОВАНИЕ
труда:
Использование средств и создание условий, позволяющих работнику удовлетворять свои потребности на основе труда.
Процесс использования стимулов для побуждения человека к деятельности.
Основные виды, формы и
методы стимулирования труда
Материальное стимулирование:
денежное – использование денежных поощрений и санкций:
- уровень з/платы;
- премии;
- надбавки к з/плате;
- бонусы;
- штрафы и т.д.
Вариант 1
неденежное – использование благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги:
- оплата членства в клубе;
- право пользования автомобилями компании;
- оплата медицинских услуг и др.
Нематериальное стимулирование:
1. Моральное – использование:
- наград, грамот, вымпелов;
- фотографии на Доске почета;
- публичное поощрение и т.д.
2. Организационное –
* возможность участия
в управлении;
* творческие командировки;
* др.
3. Стимулирование свободным временем:
общее – для всех работников;
эталонное – для работников, которые достигли определенных результатов;
соревновательное – для лучших работников.
Вариант 2
Стимулирование
с мотивацией:
* положительной – премии, надбавки, ценные подарки, почетные грамоты, улучшение жилищных условий, путевки в дома отдыха и т.д.
отрицательной:
дисциплинарные беседы;
«постановка на вид»;
устные и письменные предупреждения;
выговоры (выговор, строгий выговор,
выговор с занесением в личное дело и т.д.);
материальные взыскания (депремирование, штрафы,
погашение ущерба и т.д.);
понижение в должности;
увольнение по статье;
другие.
Должно исходить:
Материальное поощрение – от администрации.
Моральное взыскание –
от трудового коллектива.
Золотое правило 2
Эффект от воздействия
Рецедив (повторность) нарушений трудовой дисциплины после:
административных взысканий –
25 – 40 %;
общественного воздействия –
всего 7 – 14 %.
Основные принципы и правила эффективного стимулирования:
Справедливость.
Простота и доступность для понимания.
Общественная поддержка.
Обязательность (неотвратимость).
Публичность.
Нравственность – не унижать человеческое достоинство.
Индивидуальный подход к работникам.
Зависимость от производительности труда.
Особое внимание уделять руководителям среднего звена.
У работника
должна быть
возможность
заработать второй оклад
на своем рабочем месте.
Золотое правило 3
Наиболее эффективное подкрепление мотивации стимулами
1. Фиксированное число действий.
2. Через разное число действий.
3. Через разные промежутки времени.
Самоменеджмент –
самостоятельное применение оптимальных методов работы для наиболее эффективного достижения целей.
Основная цель и задачи
максимально эффективно использовать свой потенциал, сознательно и самостоятельно управлять собой для решения проблем.
Основные элементы самоменеджмента:
самопознание;
самовоспитание;
самоуправление;
саморазвитие;
самооценка.
Самопознание
физических качеств;
уровня интеллекта;
темперамента;
характера;
творческого потенциала;
способностей и возможностей.
Самовоспитание
Основная цель:
нравственное возвышение разума личности, в которой знание и нравственность, гармонически сочетаясь, образуют высшую добродетель – мудрость.
Сократ
Самоуправление
планирование своей деятельности;
самоорганизация:
биологическая – соматическая (телесная) организация;
социальная – формирование интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств.
самоконтроль:
деятельности;
результатов;
поведения.
Формы самоконтроля:
само-
наблюдение;
анализ;
отчет;
исповедь.
Саморазвитие
развитие в себе желаемых качеств;
раскрытие своего внутреннего потенциала.
Самооценка
внутренняя – на основе собственной сложившейся системы ценностей;
внешняя – путём тестирования, сравнения с
эталоном и т.д.
Техника самоменеджмента
1. Постановка целей, задач, определение наиболее эффективных методов их достижения.
2. Планирование:
составление планов на день, декаду, месяц, квартал, полугодие, год и т.д.;
использование дневника времени.
3. Коммуникации:
проведение совещаний, бесед;
использование телефона;
чтение, ведение корреспонденции и т.д.
4. Принятие решений:
установка приоритетов;
делегирование дел.
5. Организация деятельности: разработать график труда и т.д.
6. Контроль: процесса и итогов работы, результатов дня и т.д.
Принципы и правила
Основное соотношение рабочего
времени:
60 % - времени должно быть запланировано;
20 % - уходит на непредвиденные дела;
20 % - спонтанные решения проблем.
Необходимо уметь:
анализировать расходы времени – использовать листок «дневных помех»;
устранять «поглотителей времени»;
взаимоувязывать решение различных задач;
планировать реально в письменной форме;
учитывать ситуацию;
восполнять потери времени;
устанавливать жесткие сроки выполнения задач;
правильно:
оценивать результаты;
определять приоритеты;
делегировать дела;
проводить проверку;
предусмотреть «закрытый час»для планирования, творчества, отдыха;
рационально выполнять рутинную работу, вносить необходимое разнообразие;
согласовывать временнЫе планы с партнерами, сотрудниками, семьей и т.д.
Поглотители времени
Отсутствие целей, приоритетов, планов дня.
Попытка сделать много за один раз.
Нерешительность, неспособность сказать «нет».
Спешка, нетерпение, дезорганизованность.
Не умение:
доводить намеченное до конца;
вести деловые беседы;
правильно делегировать полномочия.
Методы выбора приоритетов
Принцип Порето:
соотношение 80 : 20 –
за 20 % рабочего времени достигается 80 % результата;
а 80 % рабочего времени дают 20 % результата.
Метод А Б В
исходя из принципа Порето задачи делятся на 3 группы по важности и по вкладу в общий результат:
А - жизненно важные;
Б – важные;
В – менее важные.
Анализ задач по принципу Эйзенхауэра
Задачи «А» – важные и срочные – требуют решения руководителя;
Задачи «Б» – важные, но менее срочные – можно делегировать, объяснив, как выполнять;
Задачи «В» – срочные, но менее важные, их можно делегировать;
Задачи «Г» – несрочные и неважные, их передать подчиненным.
Потери времени
Потерял час – потерял день…
Потерял день – потерял неделю…
Потерял неделю – потерял месяц…
Потерял месяц – потерял полгода-год…
Потерял год – потерял 5-10 лет…
Потерял 10 лет – потерял полжизни …
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть