Разделы презентаций


Всероссийская академия внешней торговли Школа правовых знаний Гриненко Галина

Содержание

Тема занятия Черная риторика и как ей противостоять

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Всероссийская академия внешней торговли










Школа правовых знаний



Гриненко Галина Валентиновна
д.ф.н., профессор

Всероссийская академия внешней торговлиШкола правовых знанийГриненко Галина Валентиновнад.ф.н., профессор

Слайд 2Тема занятия
Черная риторика
и

как ей противостоять

Тема занятия    Черная риторика  и как ей противостоять

Слайд 3Цель лекции
В прошлой лекции мы рассматривали логические требования к аргументации.


Их выполнение необходимо в честном споре ради выяснения истины, в

частности, в научной полемике.
Тот, кто пропустил эту лекцию, может найти ее основной материал по адресу:
https://yadi.sk/i/vpXk99ClR-Q4Ag

Цель лекцииВ прошлой лекции мы рассматривали логические требования к аргументации. Их выполнение необходимо в честном споре ради

Слайд 4Виды спора: по целям
1. научная дискуссия – ведется ради достижения

истины;
2. деловая дискуссия - ведется ради нахождения взаимоприемлемого решения;
3. спор

ради победы
Виды спора: по целям1. научная дискуссия – ведется ради достижения истины;2. деловая дискуссия - ведется ради нахождения

Слайд 5Цель лекции
Сознательное использование уловок и грязных приемов характерно для спора

ради победы.
Квинтэссенцией таких приемов является Черная риторика.
Знать эти приемы надо,

чтобы уметь им противостоять.
Цель лекцииСознательное использование уловок и грязных приемов характерно для спора ради победы.Квинтэссенцией таких приемов является Черная риторика.Знать

Слайд 6Определение Бредемайера
«Черная риторика» – это волшебное демагогическое средство, позволяющее внушить

оппоненту иную точку зрения.
Черная риторика — это манипулирование всеми …приемами

для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к желательному для нас заключению и результату.
Определение Бредемайера«Черная риторика» – это волшебное демагогическое средство, позволяющее внушить оппоненту иную точку зрения.Черная риторика — это

Слайд 7Определение Бредемайера
Магическая сила языковых средств заключается в умении аргументировать и

дискутировать, акцентировать, пропагандировать и вести спор так, чтобы говорящий всегда

одерживал верх, причем, как это сформулировал Артур Шопенгауэр, «per fas et nefas» — всеми правдами и неправдами.

Определение БредемайераМагическая сила языковых средств заключается в умении аргументировать и дискутировать, акцентировать, пропагандировать и вести спор так,

Слайд 8Софистика – это предпосылка Черной риторики.

Софистика – это предпосылка Черной риторики.

Слайд 9 В настоящее время наиболее известными в области Черной

риторики являются работы
Карстена Бредемайера

В настоящее время наиболее известными в области Черной риторики являются работы  Карстена Бредемайера

Слайд 11Бредемайер
Черная риторика — это наркотик, принимаемый нами для самовозбуждения и

наносящий незатягивающиеся раны, навсегда остающиеся в реминисценциях, воспоминаниях собеседника.

БредемайерЧерная риторика — это наркотик, принимаемый нами для самовозбуждения и наносящий незатягивающиеся раны, навсегда остающиеся в реминисценциях,

Слайд 12Черная риторика — это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная

благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов, доступных в языковой

сфере: вербальных, паравербальных и невербальных, т.е. речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь.

Черная риторика — это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов,

Слайд 13 Правила Черной риторики

Вольфа Шнайдера ,


приводимые Бредемайером
Правила Черной риторики         Вольфа

Слайд 14Правило 1
Способ выражения должен быть простым и метким.


Правило 1Способ выражения должен быть простым и метким.

Слайд 15Правило 2
Говорящий должен четко выделять в своей речи основные положения.

Правило 2Говорящий должен четко выделять в своей речи основные положения.

Слайд 16Аббат Сийес

Аббат Сийес

Слайд 17Листовка 1789 г. аббата Сийеса
Что такое третье сословие? — Всё!
Что оно значит

сегодня? — Ничего!
Что ему нужно сегодня? — Всё!
Добавить

вывод:
«Помогите нам изменить существующее положение вещей
путем революции!»

Листовка 1789 г.  аббата СийесаЧто такое третье сословие? — Всё!Что оно значит сегодня? — Ничего!Что ему нужно сегодня? — Всё!

Слайд 18Правило 3
Убедительная главная мысль… фокусирует в себе все послание.

Правило 3Убедительная главная мысль… фокусирует в себе все послание.

Слайд 19Комментарий
Б. Шоу: удачный боевой клич обеспечивает половину победы.

Кто с мечем

к нам придет, тот от меча и погибнет!
Наше дело правое,

победа будет за нами!

КомментарийБ. Шоу: удачный боевой клич обеспечивает половину победы.Кто с мечем к нам придет, тот от меча и

Слайд 20Д. Трамп

Д. Трамп

Слайд 21Протестующие против карантина в США
Сделаем

Америку

снова
свободной!
Протестующие против карантина в СШАСделаем      Америку

Слайд 22Правило 4
За фокусировкой послания следует постоянное повторение основной мысли.

Правило 4За фокусировкой послания следует постоянное повторение основной мысли.

Слайд 23Катон: «А все-таки Карфаген должен быть разрушен!»
Повторение главной мысли

надежно закрепляет ее в сознании собеседника, делая все более привлекательной

и убедительной.

Катон: «А все-таки Карфаген должен быть разрушен!» Повторение главной мысли надежно закрепляет ее в сознании собеседника, делая

Слайд 24Комментарий
В ходе научного эксперимента в одном из мичиганских университетов, в

домашнюю страницу интернетовского сайта вставляли слова, придуманные специально для этой

цели, такие, как, например, «Zabulon» или «Civadra». И что же в результате?
КомментарийВ ходе научного эксперимента в одном из мичиганских университетов, в домашнюю страницу интернетовского сайта вставляли слова, придуманные

Слайд 25Комментарий
Чем чаще они повторялись, тем позитивнее становилось их восприятие. Все

более положительными оказывались и варианты их толкования.

КомментарийЧем чаще они повторялись, тем позитивнее становилось их восприятие. Все более положительными оказывались и варианты их толкования.

Слайд 26Правило 5
Контраст черное — белое заявляет позицию

Правило 5Контраст черное — белое заявляет позицию

Слайд 27Оценка приема
Данный прием эффективно работает в риторике, но он очень

опасен при обсуждении жизненно важных вопросов.
В реальности редко что-то

бывает однозначно «черным» или «белым». Чаще – с элементами того и другого.
Нет худа без добра!
Оценка приемаДанный прием эффективно работает в риторике, но он очень опасен при обсуждении жизненно важных вопросов. В

Слайд 28Оценка
Карантин, самоизоляция – хорошо для здоровья людей, но плохо для

экономики.
Обратите внимание на то, что сейчас в разных странах мира

по-разному относятся к карантину. Например, в Швеции и в Белоруссии его нет.
А там, где он есть, многие протестуют против него.

ОценкаКарантин, самоизоляция – хорошо для здоровья людей, но плохо для экономики.Обратите внимание на то, что сейчас в

Слайд 29Ситуация в Швеции
Больше 190 смертей на миллион жителей — таков результат

Швеции, особенно удручающий на фоне соседних стран, которые борются с

эпидемией традиционными методами. В Дании на миллион населения — 66 умерших, в Норвегии — 35, в Финляндии — 27. 
Ситуация в ШвецииБольше 190 смертей на миллион жителей — таков результат Швеции, особенно удручающий на фоне соседних стран,

Слайд 30Так какая позиция правильнее?
Узнаем только потом, после окончания пандемии!

Так какая позиция правильнее?Узнаем только потом, после окончания пандемии!

Слайд 31Правило 6
Стирание границ между правдой и ложью, информацией и намеренным

ее утаиванием дает преимущество.

Правило 6Стирание границ между правдой и ложью, информацией и намеренным ее утаиванием дает преимущество.

Слайд 32Оценка приема
А значит, введение в заблуждение слушателей, ведет к моей

победе … Но ценой утраты истины!
Значит, мой выигрыш сейчас, может

обернуться проигрышем завтра!

Оценка приемаА значит, введение в заблуждение слушателей, ведет к моей победе … Но ценой утраты истины!Значит, мой

Слайд 33Правило 7
Успех приносят только адресные высказывания

Правило 7Успех приносят только адресные высказывания

Слайд 34Советы Бредемайера
Привести соперника в смущение — вот чего нужно добиваться,

возражая ему. И тогда успех гарантирован.
Надо не просто взывать к

публике, а стараться задеть ее за живое и заставить задаться вопросом: «А как это касается меня лично?» Эмоции слушателей — ключ к успеху говорящего.

Советы БредемайераПривести соперника в смущение — вот чего нужно добиваться, возражая ему. И тогда успех гарантирован.Надо не

Слайд 35Ведь значение имеет только цель, и цель есть победа —

собственная или собственной точки зрения.
А какой будет цена вашей победы

для других – это не важно.
Ведь значение имеет только цель, и цель есть победа — собственная или собственной точки зрения.А какой будет

Слайд 36Советы Бредемайера
Перед каждым разговором, перед каждой презентацией и перед каждым

докладом сформулируйте для себя по крайней мере одну забойную фразу,

содержащую в себе основную мысль вашего послания.
Советы БредемайераПеред каждым разговором, перед каждой презентацией и перед каждым докладом сформулируйте для себя по крайней мере

Слайд 37Эта фраза послужит вам опорой, с помощью которой вы сможете

устоять на ногах в любой критической ситуации, способной сложиться в

ходе дискуссии.
Она концентрирует в себе содержание разговора или речи.


Эта фраза послужит вам опорой, с помощью которой вы сможете устоять на ногах в любой критической ситуации,

Слайд 38Негативные формулировки
Если во время дискуссии вас в чём-то обвиняют,

не повторяйте негативные формулировки оппонента. Заменяйте их на позитивные.


Негативные формулировкиЕсли во время дискуссии вас в чём-то обвиняют,  не повторяйте негативные формулировки оппонента. Заменяйте их

Слайд 39Пример
Неверно:
- У вас действительно плохая репутация?
- Нет, неверно, что

у меня плохая репутация!
Правильный вариант:
- У вас действительно

плохая репутация?
- Нет, у меня прекрасная репутация!

ПримерНеверно: - У вас действительно плохая репутация?- Нет, неверно, что у меня плохая репутация! Правильный вариант: -

Слайд 40Воздействие на эмоции
В первую очередь нужно обращаться не к разуму,

а к чувствам человека. Если влияние на человека происходит на

эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, рациональные контраргументы не срабатывают. Эмоции и чувства могут распространятся подобно эпидемии, заставляя массы людей "резонировать" в унисон.
Воздействие на эмоцииВ первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Если влияние на

Слайд 41Вспомните недавнее:
Кто не скачет, тот москаль!

Вспомните недавнее:  Кто не скачет, тот москаль!

Слайд 42Свидетельства очевидцев
Очень эффективный прием, используемый для создания эмоционального резонанса.

Приводите опросы "случайных" людей, из слов которых формируется необходимый смысловой

и эмоциональный ряд. Сильный эффект производят кричащие старухи, плачущие дети, молодые инвалиды.
Свидетельства очевидцев Очень эффективный прием, используемый для создания эмоционального резонанса. Приводите опросы

Слайд 43Психологический шок
Психологический шок обычно снимает все психологические защиты, и пропаганда

беспрепятственно проникает в мозг.

Психологический шокПсихологический шок обычно снимает все психологические защиты, и пропаганда беспрепятственно проникает в мозг.

Слайд 44«Информационно-коммуникативный марафон"
Одна из техник убеждения может быть также выражена формулой

"масса информации, помноженная на достаточно длительный и относительно непрерывный для

восприятия отрезок времени". Схожий метод можно найти в педагогике — это метод "погружения".
«Информационно-коммуникативный марафон

Слайд 45Селекция новостей
Сообщайте только те сведения, которые выгодны вам.
Такую селекцию

не удастся назвать ни ложью, ни утаиванием информации - ведь

вы же просто не в состоянии сообщить всегда сразу всем и обо всём, не правда ли?
Хорошее оправдание для вранья … и для себя и для окружающих.


Селекция новостейСообщайте только те сведения, которые выгодны вам. Такую селекцию не удастся назвать ни ложью, ни утаиванием

Слайд 46Манипуляции статистикой


"Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика"


Марк Твен

Манипуляции статистикой

Слайд 47 Сведения о влиянии потребления огурцов на жизнедеятельность человека
1. Практически все

люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы.
2. 99,9% всех людей, умерших

от рака, при жизни ели огурцы.
3. 99,7% всех лиц, ставших жертвами автомобильных и авиационных катастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух недель, предшествовавших фатальному несчастному случаю.
.

Сведения о влиянии потребления огурцов на жизнедеятельность человека 1. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели

Слайд 48
4. 93,1% всех малолетних преступников происходят из семей, где огурцы

потребляли постоянно.
5. Среди людей, родившихся в 1839 году и питавшихся

в последствии огурцами, смертность равна 100%.
6. Морские свинки, которым принудительно скармливали по 10 кг огурцов в день в течение месяца, потеряли всякий аппетит.
4. 93,1% всех малолетних преступников происходят из семей, где огурцы потребляли постоянно.5. Среди людей, родившихся в

Слайд 49

Все перечисленное приводит нас к выводу: с огурцами связаны почти

все главные телесные недуги, да и вообще, все людские несчастья!

Все перечисленное приводит нас к выводу: с огурцами связаны почти все главные телесные недуги, да и

Слайд 50Споры о статистики
Эксперты едины во мнении, что число заболевших коронавирусом COVID-19 следует

оценивать не в сравнении с другими странами, а в пересчете

на численность населения. Например, по данным на 17 апреля в России было примерно одинаковое количество выявленных случаев с Нидерландами и Канадой, однако население этих стран


Споры о статистикиЭксперты едины во мнении, что число заболевших коронавирусом COVID-19 следует оценивать не в сравнении с другими странами,

Слайд 51Споры о статистики
составляет всего 17 и 37 миллионов человек, а

у нас — 148 миллионов, подчеркнул в интервью "Известиям" доцент кафедры инфекционных

болезней у детей РНИМУ имени Н.И. Пирогова Иван Коновалов.
Споры о статистикисоставляет всего 17 и 37 миллионов человек, а у нас — 148 миллионов, подчеркнул в

Слайд 52Споры о статистики
А директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных

заболеваний имени Е.И. Марциновского Сеченовского университета, профессор РАН Александр Лукашев

предлагает вообще не заострять внимание на суммарном количестве случаев.
.
Споры о статистикиА директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний имени Е.И. Марциновского Сеченовского университета, профессор

Слайд 53Споры о статистики
"Наверное, большее значение для нас имеет статистика тяжелых

случаев и летальных исходов", — говорит он.
По его мнению, пока

в России удается держать эти показатели на очень низком уровне — 0,7-0,8 процента случаев с летальным исходом.
Споры о статистики

Слайд 54Ложные аналогии
Используйте ложные аналогии в качестве псевдодоказательств. Например, "рядом -

значит вместе" (те, кто запечатлён на фото рядом с "большими"

людьми, с удовольствием демонстрируют эти фотографии всем друзьям и знакомым).
Ложные аналогииИспользуйте ложные аналогии в качестве псевдодоказательств. Например,

Слайд 55Ложные аналогии
Эти связки кажутся полностью доступными контролю сознания и соответствуют

сфере "здравого смысла". Например: "Британская империя распалась - значит, и

СССР должен был распасться!".

Ложные аналогииЭти связки кажутся полностью доступными контролю сознания и соответствуют сфере

Слайд 56Ассоциации
"С. Хусейн - арабоговорящий Гитлер", "НАТО - фашизм" и т.д.

Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления

сущности проблемы прибегать к ассоциациям и ложным аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его к иным, уже изученным состояниям.
Ассоциации

Слайд 57Метафоры
Поэтическая метафора создает в воображении красочный образ. Он оказывает чудодейственный

эффект и надолго отшибает здравый смысл.
Например, "нельзя быть немножко

беременной" (однако, никакого подобия между беременностью и обсуждаемым явлением может и не быть).
МетафорыПоэтическая метафора создает в воображении красочный образ. Он оказывает чудодейственный эффект и надолго отшибает здравый смысл. Например,

Слайд 58Метафоры
Переубедить людей, в головы которых вбита простая и привлекательная ложная

метафора, бывает очень трудно. Достигнуть чего-нибудь при помощи логики здесь

невозможно, нужно запускать контрметафору.
МетафорыПереубедить людей, в головы которых вбита простая и привлекательная ложная метафора, бывает очень трудно. Достигнуть чего-нибудь при

Слайд 59Ложная экстраполяция
Если три месяца подряд было лето, оно будет и

на четвёртый месяц, разве не логично?
Количество заболевших короновирусом каждый

день растет. Следовательно, оно и дальше будет расти.
Ложная экстраполяцияЕсли три месяца подряд было лето, оно будет и на четвёртый месяц, разве не логично? Количество

Слайд 60Ссылки на авторитет
Ссылайтесь на анонимные авторитеты. Ссылка на авторитет придаёт

вес высказыванию.
"Ученые установили, что...",
"Врачи рекомендуют...",
"Из надёжного источника

стало известно, что...".
Если поданная таким образом информация окажется ложью, обвинить будет некого, т.к. источник не идентифицирован.

Ссылки на авторитетСсылайтесь на анонимные авторитеты. Ссылка на авторитет придаёт вес высказыванию.

Слайд 61Гипнотическое воздействие
Используйте иностранные слова, термины.
Используйте

традиционные, общеупотребительные штампы, придающие солидности вашим высказываниям. Эти штампы действуют

гипнотически, большинство людей, впитывая их, просто этого не замечает.
Гипнотическое воздействие  Используйте иностранные слова, термины.  Используйте традиционные, общеупотребительные штампы, придающие солидности вашим высказываниям. Эти

Слайд 62Примеры
"Не приходится спорить с тем, что...".
"Нет ни малейшего сомнения в

том, что...".
"Все мы уже согласились с тем, что...".
"Сегодня каждый знает...".
"Здравый

смысл говорит нам...".
"Логично предположить, что...".
"Уже доказано, что...".
"Ситуация требует, чтобы...".
"Разумно будет...".
Примеры

Слайд 63Забалтывание
Будничный или обыденный тон используется для адаптации человека к информации

явно негативного, вызывающего отрицание содержания, а также для того, чтобы

скрыть собственный провал или неудачу. Такой прием позволяет сохранить иллюзию объективного освещения, девальвируя значимость произошедшего, если это необходимо оратору.

ЗабалтываниеБудничный или обыденный тон используется для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание содержания, а также

Слайд 64Отвлечение внимания
Важной задачей является подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому

любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного и убеждающего компонентов.

Сообщения, направленные против какого-либо мнения или установки, оказываются более эффективными,
Отвлечение вниманияВажной задачей является подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного

Слайд 65Отвлечение внимания
если в момент их передачи отвлечь внимание получателя от

содержания сообщения. В этом случае затрудняется осмысление информации получателем и

выработка им контрдоводов, которые являются основой сопротивления внушению.

Отвлечение вниманияесли в момент их передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения. В этом случае затрудняется осмысление

Слайд 66Отвлечение внимания
Люди склонны получать информацию главным образом о том, что

их интересует, и склонны избегать информации, не соответствующей их верованиям.


Как только человек обнаруживает, что ему не удается избежать воздействия неинтересной и неприятной информации, обычной реакцией является искажение и иное толкование данной информации
Отвлечение вниманияЛюди склонны получать информацию главным образом о том, что их интересует, и склонны избегать информации, не

Слайд 67Отвлечение внимания
Для отвлечения внимания связывайте в единое целое несовместимые вещи.

Например, "Вы можете стать в жизни победителем. За вашей кожей

должен быть надежный уход". Или: "Сейчас вы смотрите в наши глаза, поэтому сможете проголосовать за.
Отвлечение вниманияДля отвлечения внимания связывайте в единое целое несовместимые вещи. Например,

Слайд 68Сенсационность
Сенсационность или срочность - приём, обеспечивающий необходимый уровень нервозности и

подрывающий психологическую защиту. Эта нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает

внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.
СенсационностьСенсационность или срочность - приём, обеспечивающий необходимый уровень нервозности и подрывающий психологическую защиту. Эта нервозность, ощущение непрерывного

Слайд 69Любая манипуляция достигает успеха, когда она опережает процесс мобилизации психологической

защиты аудитории, когда ей удается навязать свой темп сознанию людей.



Любая манипуляция достигает успеха, когда она опережает процесс мобилизации психологической защиты аудитории, когда ей удается навязать свой

Слайд 70Эвфемизмы
Погром всегда можно назвать "демонстрацией протеста", бандита - "борцом за

свободу", наемника - "добровольцем". Поразмышляйте над терминами "антитеррористическая операция", "миротворческая

акция", "защитная реакция", "ограниченный воздушный удар", "моральный долг", "зачистка территории".
ЭвфемизмыПогром всегда можно назвать

Слайд 71Эвфемизмы
Правительство Чили выздоровевших от короновируса и умерших от него отнесло

к одной группе:
более не заразные.
И получилась

очень обнадеживающая статистика.
ЭвфемизмыПравительство Чили выздоровевших от короновируса и умерших от него отнесло к одной группе:  более не заразные.

Слайд 72Доверие
Вызывание доверия - важнейший приём пропагандиста.
Люди соглашаются с тем,

чему верят, а вовсе не с тем, что лучше аргументировано,

т.к. это позволяет затратить значительно меньше умственных усилий.
ДовериеВызывание доверия - важнейший приём пропагандиста. Люди соглашаются с тем, чему верят, а вовсе не с тем,

Слайд 73Запугивание
Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления многократно усиливается и

доводится до абсурда с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции

сознанием.
ЗапугиваниеИллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления многократно усиливается и доводится до абсурда с целью создания благоприятной

Слайд 74Обвиняйте
Статус обвиняющего в общественном сознании воспринимается как более высокий, чем

у обвиняемого. На бытовом уровне это выглядит так: "Раз оправдывается

- значит виноват". Публика всегда предпочитает поверить хотя бы и на 90% недоказанному обвинению, чем опровержению, хотя бы оно было обосновано на все 100%.
ОбвиняйтеСтатус обвиняющего в общественном сознании воспринимается как более высокий, чем у обвиняемого. На бытовом уровне это выглядит

Слайд 75Критикуйте
Критикуйте. Критиковать и обличать значительно легче, чем предлагать что-то конструктивное,

ведь "ломать - не строить".

КритикуйтеКритикуйте. Критиковать и обличать значительно легче, чем предлагать что-то конструктивное, ведь

Слайд 76Социальное одобрение
Вызывайте "cоциальное одобрение". Ведь если все соглашаются с каким-то

сообщением, значит и вам следует поступить точно так же, не

правда ли? Социальное одобрение - один из психологических "автопилотов". Мы определяем, что является хорошим и правильным, наблюдая, что считают хорошим и правильным другие люди.
Социальное одобрениеВызывайте

Слайд 77Вопросы в полемике
Вопрос – это просьба или требование дополнить имеющуюся

информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.

Вопросы в полемикеВопрос – это просьба или требование дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной

Слайд 78Предпосылка вопроса
Предпосылка вопроса, которой задает субъект, может быть: 1. истинной,

2. ложной, 3. неопределенной.
Субъект, задающий вопрос, может основываться и на

ложной информации, и при этом: а) знать о ее ложности, б) не знать о ее ложности.

Предпосылка вопросаПредпосылка вопроса, которой задает субъект, может быть: 1. истинной, 2. ложной, 3. неопределенной.Субъект, задающий вопрос, может

Слайд 79Уловка
Сокрытие необоснованного утверждения – уловка, базирующаяся на использовании заведомо

ложной предпосылки.
Пример:
Перестал ли ты бить своего отца?
Правильный ответ:
А я никогда

его не бил.

Уловка Сокрытие необоснованного утверждения – уловка, базирующаяся на использовании заведомо ложной предпосылки.Пример:Перестал ли ты бить своего отца?Правильный

Слайд 80Уловка
Подмена вопроса – это уловка, связанная с тем, что

одним и тем же вопросительным предложением могут быть выражены разные

вопросы, в зависимости от контекста, задающего содержание предпосылок.
Что это?
Уловка 	Подмена вопроса – это уловка, связанная с тем, что одним и тем же вопросительным предложением могут

Слайд 81Виды вопросов
Риторические вопросы – это скрытые утверждения, они, хотя и

имеют форму вопросов, но не являются вопросами вообще.
Пример:
Преподаватель

спрашивает:
- А ты разве не хочешь получить зачет?
Виды вопросовРиторические вопросы – это скрытые утверждения, они, хотя и имеют форму вопросов, но не являются вопросами

Слайд 82Виды вопросов
Провокационные вопросы – это вопросы, преследующие цель поставить вопрошаемого

в неудобное положение.
А) это вопросы с ложными предпосылками;
Б) логически

корректные, но этически некорректные.

Виды вопросовПровокационные вопросы – это вопросы, преследующие цель поставить вопрошаемого в неудобное положение. А) это вопросы с

Слайд 83Вопросы в полемике
В процессе полемики вопросы играют очень важную роль.
С

помощью неудобных и даже вопросов можно сбить с толку противника,

нарушить логику его рассуждений, «сбить пафос» его выступления и т.д.
Но известны и способы «ответить» на неудобные вопросы
Вопросы в полемикеВ процессе полемики вопросы играют очень важную роль.С помощью неудобных и даже вопросов можно сбить

Слайд 84Уход от ответа
Уклонение от ответа является одним из наиболее часто

применяемых человеком в повседневной жизни приёмов. Умея делать это грамотно,

можно достойно выйти из неудобной ситуации, сохранив своё лицо и переключив внимание на того, кто изначально задал вопрос.
Уход от ответаУклонение от ответа является одним из наиболее часто применяемых человеком в повседневной жизни приёмов. Умея

Слайд 85Безразличие к вопросу
Применять этот приём наиболее эффективно, когда в вашу

сторону есть провокация или агрессия, когда вас стараются подколоть, поставить

в невыгодное положение. В этом случае лучше всего не проявлять абсолютно никаких эмоций, даже если внутри вас всё «кипит».
Безразличие к вопросуПрименять этот приём наиболее эффективно, когда в вашу сторону есть провокация или агрессия, когда вас

Слайд 86Ответ вопросом на вопрос
Данный способ может использоваться во множестве различных

ситуаций: когда идёт какая-то провокация, когда задаются неудобные вопросы, а

также в тех случаях, когда требуется узнать о задающем вопрос человеке больше информации.
Ответ вопросом на вопросДанный способ может использоваться во множестве различных ситуаций: когда идёт какая-то провокация, когда задаются

Слайд 87Пример
Учитель математики на уроке задает вопрос:
- Сколько будет

два плюс два?
Отличник с первой парты:
-

А мы покупаем или продаем?

ПримерУчитель математики на уроке задает вопрос:  - Сколько будет два плюс два?  Отличник с первой

Слайд 88Если вам нужно сохранить с собеседником хорошие отношения или он

важен для вас, проще будет не отвечать на его вопрос

своим, а ответить сначала в наиболее нейтральной форме и затем уже задать свой вопрос.

Если вам нужно сохранить с собеседником хорошие отношения или он важен для вас, проще будет не отвечать

Слайд 89Селекция вопросов
Отвечайте не на все вопросы, а только не те,

отвечать на которые вам выгодно. Вы можете объявить неудобный вопрос

несоответствующим теме разговора (самый лучший вариант), отложить вопрос "на потом", задать встречный вопрос, "не заметить" вопроса (проигнорировать его).
Селекция вопросовОтвечайте не на все вопросы, а только не те, отвечать на которые вам выгодно. Вы можете

Слайд 90Помните: ответить на вопрос - значит согласиться с правильностью его

постановки!

Помните: ответить на вопрос - значит согласиться с правильностью его постановки!

Слайд 91Ответ на свой вопрос
Вы отвечаете не на тот вопрос, который

вам был задан, а на свою интерпретацию этого вопроса, т.е.

ваш ответ — это отражение вашей линии; стратегии, которой вы придерживаетесь
Ответ на свой вопросВы отвечаете не на тот вопрос, который вам был задан, а на свою интерпретацию

Слайд 92Общие советы по участию в полемике
1. Не спорьте с первым

встречным, а только с тем, кто стремится к истине (Аристотель)
2.

Никогда не спорьте о том, о чем мало знаете!
3. Своевременно признавайте свои ошибки.
4. Нужно знать правила логики.
5. В споре надо сохранять спокойствие.

Общие советы по участию в полемике1. Не спорьте с первым встречным, а только с тем, кто стремится

Слайд 93https://vk.com/us_vavt

https://vk.com/us_vavt

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика