Слайд 1Всероссийская академия внешней торговли
Школа правовых знаний
Гриненко Галина Валентиновна
д.ф.н., профессор
Слайд 2Тема занятия
Черная риторика
и
как ей противостоять
Слайд 3Цель лекции
В прошлой лекции мы рассматривали логические требования к аргументации.
Их выполнение необходимо в честном споре ради выяснения истины, в
частности, в научной полемике.
Тот, кто пропустил эту лекцию, может найти ее основной материал по адресу:
https://yadi.sk/i/vpXk99ClR-Q4Ag
Слайд 4Виды спора: по целям
1. научная дискуссия – ведется ради достижения
истины;
2. деловая дискуссия - ведется ради нахождения взаимоприемлемого решения;
3. спор
ради победы
Слайд 5Цель лекции
Сознательное использование уловок и грязных приемов характерно для спора
ради победы.
Квинтэссенцией таких приемов является Черная риторика.
Знать эти приемы надо,
чтобы уметь им противостоять.
Слайд 6Определение Бредемайера
«Черная риторика» – это волшебное демагогическое средство, позволяющее внушить
оппоненту иную точку зрения.
Черная риторика — это манипулирование всеми …приемами
для того, чтобы направлять беседу в желательное русло и подводить оппонента или публику к желательному для нас заключению и результату.
Слайд 7Определение Бредемайера
Магическая сила языковых средств заключается в умении аргументировать и
дискутировать, акцентировать, пропагандировать и вести спор так, чтобы говорящий всегда
одерживал верх, причем, как это сформулировал Артур Шопенгауэр, «per fas et nefas» — всеми правдами и неправдами.
Слайд 8Софистика – это предпосылка Черной риторики.
Слайд 9 В настоящее время наиболее известными в области Черной
риторики являются работы
Карстена Бредемайера
Слайд 11Бредемайер
Черная риторика — это наркотик, принимаемый нами для самовозбуждения и
наносящий незатягивающиеся раны, навсегда остающиеся в реминисценциях, воспоминаниях собеседника.
Слайд 12Черная риторика — это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная
благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов, доступных в языковой
сфере: вербальных, паравербальных и невербальных, т.е. речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь.
Слайд 13 Правила Черной риторики
Вольфа Шнайдера ,
приводимые Бредемайером
Слайд 14Правило 1
Способ выражения должен быть простым и метким.
Слайд 15Правило 2
Говорящий должен четко выделять в своей речи основные положения.
Слайд 17Листовка 1789 г.
аббата Сийеса
Что такое третье сословие? — Всё!
Что оно значит
сегодня? — Ничего!
Что ему нужно сегодня? — Всё!
Добавить
вывод:
«Помогите нам изменить существующее положение вещей
путем революции!»
Слайд 18Правило 3
Убедительная главная мысль… фокусирует в себе все послание.
Слайд 19Комментарий
Б. Шоу: удачный боевой клич обеспечивает половину победы.
Кто с мечем
к нам придет, тот от меча и погибнет!
Наше дело правое,
победа будет за нами!
Слайд 21Протестующие против карантина в США
Сделаем
Америку
снова
свободной!
Слайд 22Правило 4
За фокусировкой послания следует постоянное повторение основной мысли.
Слайд 23Катон: «А все-таки Карфаген должен быть разрушен!»
Повторение главной мысли
надежно закрепляет ее в сознании собеседника, делая все более привлекательной
и убедительной.
Слайд 24Комментарий
В ходе научного эксперимента в одном из мичиганских университетов, в
домашнюю страницу интернетовского сайта вставляли слова, придуманные специально для этой
цели, такие, как, например, «Zabulon» или «Civadra». И что же в результате?
Слайд 25Комментарий
Чем чаще они повторялись, тем позитивнее становилось их восприятие. Все
более положительными оказывались и варианты их толкования.
Слайд 26Правило 5
Контраст черное — белое заявляет позицию
Слайд 27Оценка приема
Данный прием эффективно работает в риторике, но он очень
опасен при обсуждении жизненно важных вопросов.
В реальности редко что-то
бывает однозначно «черным» или «белым». Чаще – с элементами того и другого.
Нет худа без добра!
Слайд 28Оценка
Карантин, самоизоляция – хорошо для здоровья людей, но плохо для
экономики.
Обратите внимание на то, что сейчас в разных странах мира
по-разному относятся к карантину. Например, в Швеции и в Белоруссии его нет.
А там, где он есть, многие протестуют против него.
Слайд 29Ситуация в Швеции
Больше 190 смертей на миллион жителей — таков результат
Швеции, особенно удручающий на фоне соседних стран, которые борются с
эпидемией традиционными методами. В Дании на миллион населения — 66 умерших, в Норвегии — 35, в Финляндии — 27.
Слайд 30Так какая позиция правильнее?
Узнаем только потом, после окончания пандемии!
Слайд 31Правило 6
Стирание границ между правдой и ложью, информацией и намеренным
ее утаиванием дает преимущество.
Слайд 32Оценка приема
А значит, введение в заблуждение слушателей, ведет к моей
победе … Но ценой утраты истины!
Значит, мой выигрыш сейчас, может
обернуться проигрышем завтра!
Слайд 33Правило 7
Успех приносят только адресные высказывания
Слайд 34Советы Бредемайера
Привести соперника в смущение — вот чего нужно добиваться,
возражая ему. И тогда успех гарантирован.
Надо не просто взывать к
публике, а стараться задеть ее за живое и заставить задаться вопросом: «А как это касается меня лично?» Эмоции слушателей — ключ к успеху говорящего.
Слайд 35Ведь значение имеет только цель, и цель есть победа —
собственная или собственной точки зрения.
А какой будет цена вашей победы
для других – это не важно.
Слайд 36Советы Бредемайера
Перед каждым разговором, перед каждой презентацией и перед каждым
докладом сформулируйте для себя по крайней мере одну забойную фразу,
содержащую в себе основную мысль вашего послания.
Слайд 37Эта фраза послужит вам опорой, с помощью которой вы сможете
устоять на ногах в любой критической ситуации, способной сложиться в
ходе дискуссии.
Она концентрирует в себе содержание разговора или речи.
Слайд 38Негативные формулировки
Если во время дискуссии вас в чём-то обвиняют,
не повторяйте негативные формулировки оппонента. Заменяйте их на позитивные.
Слайд 39Пример
Неверно:
- У вас действительно плохая репутация?
- Нет, неверно, что
у меня плохая репутация!
Правильный вариант:
- У вас действительно
плохая репутация?
- Нет, у меня прекрасная репутация!
Слайд 40Воздействие на эмоции
В первую очередь нужно обращаться не к разуму,
а к чувствам человека. Если влияние на человека происходит на
эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, рациональные контраргументы не срабатывают. Эмоции и чувства могут распространятся подобно эпидемии, заставляя массы людей "резонировать" в унисон.
Слайд 41Вспомните недавнее:
Кто не скачет, тот москаль!
Слайд 42Свидетельства очевидцев
Очень эффективный прием, используемый для создания эмоционального резонанса.
Приводите опросы "случайных" людей, из слов которых формируется необходимый смысловой
и эмоциональный ряд. Сильный эффект производят кричащие старухи, плачущие дети, молодые инвалиды.
Слайд 43Психологический шок
Психологический шок обычно снимает все психологические защиты, и пропаганда
беспрепятственно проникает в мозг.
Слайд 44«Информационно-коммуникативный марафон"
Одна из техник убеждения может быть также выражена формулой
"масса информации, помноженная на достаточно длительный и относительно непрерывный для
восприятия отрезок времени". Схожий метод можно найти в педагогике — это метод "погружения".
Слайд 45Селекция новостей
Сообщайте только те сведения, которые выгодны вам.
Такую селекцию
не удастся назвать ни ложью, ни утаиванием информации - ведь
вы же просто не в состоянии сообщить всегда сразу всем и обо всём, не правда ли?
Хорошее оправдание для вранья … и для себя и для окружающих.
Слайд 46Манипуляции статистикой
"Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика"
Марк Твен
Слайд 47
Сведения о влиянии потребления огурцов на жизнедеятельность человека
1. Практически все
люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы.
2. 99,9% всех людей, умерших
от рака, при жизни ели огурцы.
3. 99,7% всех лиц, ставших жертвами автомобильных и авиационных катастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух недель, предшествовавших фатальному несчастному случаю.
.
Слайд 48
4. 93,1% всех малолетних преступников происходят из семей, где огурцы
потребляли постоянно.
5. Среди людей, родившихся в 1839 году и питавшихся
в последствии огурцами, смертность равна 100%.
6. Морские свинки, которым принудительно скармливали по 10 кг огурцов в день в течение месяца, потеряли всякий аппетит.
Слайд 49
Все перечисленное приводит нас к выводу: с огурцами связаны почти
все главные телесные недуги, да и вообще, все людские несчастья!
Слайд 50Споры о статистики
Эксперты едины во мнении, что число заболевших коронавирусом COVID-19 следует
оценивать не в сравнении с другими странами, а в пересчете
на численность населения. Например, по данным на 17 апреля в России было примерно одинаковое количество выявленных случаев с Нидерландами и Канадой, однако население этих стран
Слайд 51Споры о статистики
составляет всего 17 и 37 миллионов человек, а
у нас — 148 миллионов, подчеркнул в интервью "Известиям" доцент кафедры инфекционных
болезней у детей РНИМУ имени Н.И. Пирогова Иван Коновалов.
Слайд 52Споры о статистики
А директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных
заболеваний имени Е.И. Марциновского Сеченовского университета, профессор РАН Александр Лукашев
предлагает вообще не заострять внимание на суммарном количестве случаев.
.
Слайд 53Споры о статистики
"Наверное, большее значение для нас имеет статистика тяжелых
случаев и летальных исходов", — говорит он.
По его мнению, пока
в России удается держать эти показатели на очень низком уровне — 0,7-0,8 процента случаев с летальным исходом.
Слайд 54Ложные аналогии
Используйте ложные аналогии в качестве псевдодоказательств. Например, "рядом -
значит вместе" (те, кто запечатлён на фото рядом с "большими"
людьми, с удовольствием демонстрируют эти фотографии всем друзьям и знакомым).
Слайд 55Ложные аналогии
Эти связки кажутся полностью доступными контролю сознания и соответствуют
сфере "здравого смысла". Например: "Британская империя распалась - значит, и
СССР должен был распасться!".
Слайд 56Ассоциации
"С. Хусейн - арабоговорящий Гитлер", "НАТО - фашизм" и т.д.
Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления
сущности проблемы прибегать к ассоциациям и ложным аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его к иным, уже изученным состояниям.
Слайд 57Метафоры
Поэтическая метафора создает в воображении красочный образ. Он оказывает чудодейственный
эффект и надолго отшибает здравый смысл.
Например, "нельзя быть немножко
беременной" (однако, никакого подобия между беременностью и обсуждаемым явлением может и не быть).
Слайд 58Метафоры
Переубедить людей, в головы которых вбита простая и привлекательная ложная
метафора, бывает очень трудно. Достигнуть чего-нибудь при помощи логики здесь
невозможно, нужно запускать контрметафору.
Слайд 59Ложная экстраполяция
Если три месяца подряд было лето, оно будет и
на четвёртый месяц, разве не логично?
Количество заболевших короновирусом каждый
день растет. Следовательно, оно и дальше будет расти.
Слайд 60Ссылки на авторитет
Ссылайтесь на анонимные авторитеты. Ссылка на авторитет придаёт
вес высказыванию.
"Ученые установили, что...",
"Врачи рекомендуют...",
"Из надёжного источника
стало известно, что...".
Если поданная таким образом информация окажется ложью, обвинить будет некого, т.к. источник не идентифицирован.
Слайд 61Гипнотическое воздействие
Используйте иностранные слова, термины.
Используйте
традиционные, общеупотребительные штампы, придающие солидности вашим высказываниям. Эти штампы действуют
гипнотически, большинство людей, впитывая их, просто этого не замечает.
Слайд 62Примеры
"Не приходится спорить с тем, что...".
"Нет ни малейшего сомнения в
том, что...".
"Все мы уже согласились с тем, что...".
"Сегодня каждый знает...".
"Здравый
смысл говорит нам...".
"Логично предположить, что...".
"Уже доказано, что...".
"Ситуация требует, чтобы...".
"Разумно будет...".
Слайд 63Забалтывание
Будничный или обыденный тон используется для адаптации человека к информации
явно негативного, вызывающего отрицание содержания, а также для того, чтобы
скрыть собственный провал или неудачу. Такой прием позволяет сохранить иллюзию объективного освещения, девальвируя значимость произошедшего, если это необходимо оратору.
Слайд 64Отвлечение внимания
Важной задачей является подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому
любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного и убеждающего компонентов.
Сообщения, направленные против какого-либо мнения или установки, оказываются более эффективными,
Слайд 65Отвлечение внимания
если в момент их передачи отвлечь внимание получателя от
содержания сообщения. В этом случае затрудняется осмысление информации получателем и
выработка им контрдоводов, которые являются основой сопротивления внушению.
Слайд 66Отвлечение внимания
Люди склонны получать информацию главным образом о том, что
их интересует, и склонны избегать информации, не соответствующей их верованиям.
Как только человек обнаруживает, что ему не удается избежать воздействия неинтересной и неприятной информации, обычной реакцией является искажение и иное толкование данной информации
Слайд 67Отвлечение внимания
Для отвлечения внимания связывайте в единое целое несовместимые вещи.
Например, "Вы можете стать в жизни победителем. За вашей кожей
должен быть надежный уход". Или: "Сейчас вы смотрите в наши глаза, поэтому сможете проголосовать за.
Слайд 68Сенсационность
Сенсационность или срочность - приём, обеспечивающий необходимый уровень нервозности и
подрывающий психологическую защиту. Эта нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает
внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.
Слайд 69Любая манипуляция достигает успеха, когда она опережает процесс мобилизации психологической
защиты аудитории, когда ей удается навязать свой темп сознанию людей.
Слайд 70Эвфемизмы
Погром всегда можно назвать "демонстрацией протеста", бандита - "борцом за
свободу", наемника - "добровольцем". Поразмышляйте над терминами "антитеррористическая операция", "миротворческая
акция", "защитная реакция", "ограниченный воздушный удар", "моральный долг", "зачистка территории".
Слайд 71Эвфемизмы
Правительство Чили выздоровевших от короновируса и умерших от него отнесло
к одной группе:
более не заразные.
И получилась
очень обнадеживающая статистика.
Слайд 72Доверие
Вызывание доверия - важнейший приём пропагандиста.
Люди соглашаются с тем,
чему верят, а вовсе не с тем, что лучше аргументировано,
т.к. это позволяет затратить значительно меньше умственных усилий.
Слайд 73Запугивание
Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления многократно усиливается и
доводится до абсурда с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции
сознанием.
Слайд 74Обвиняйте
Статус обвиняющего в общественном сознании воспринимается как более высокий, чем
у обвиняемого. На бытовом уровне это выглядит так: "Раз оправдывается
- значит виноват". Публика всегда предпочитает поверить хотя бы и на 90% недоказанному обвинению, чем опровержению, хотя бы оно было обосновано на все 100%.
Слайд 75Критикуйте
Критикуйте. Критиковать и обличать значительно легче, чем предлагать что-то конструктивное,
ведь "ломать - не строить".
Слайд 76Социальное одобрение
Вызывайте "cоциальное одобрение". Ведь если все соглашаются с каким-то
сообщением, значит и вам следует поступить точно так же, не
правда ли? Социальное одобрение - один из психологических "автопилотов". Мы определяем, что является хорошим и правильным, наблюдая, что считают хорошим и правильным другие люди.
Слайд 77Вопросы в полемике
Вопрос – это просьба или требование дополнить имеющуюся
информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.
Слайд 78Предпосылка вопроса
Предпосылка вопроса, которой задает субъект, может быть: 1. истинной,
2. ложной, 3. неопределенной.
Субъект, задающий вопрос, может основываться и на
ложной информации, и при этом: а) знать о ее ложности, б) не знать о ее ложности.
Слайд 79Уловка
Сокрытие необоснованного утверждения – уловка, базирующаяся на использовании заведомо
ложной предпосылки.
Пример:
Перестал ли ты бить своего отца?
Правильный ответ:
А я никогда
его не бил.
Слайд 80Уловка
Подмена вопроса – это уловка, связанная с тем, что
одним и тем же вопросительным предложением могут быть выражены разные
вопросы, в зависимости от контекста, задающего содержание предпосылок.
Что это?
Слайд 81Виды вопросов
Риторические вопросы – это скрытые утверждения, они, хотя и
имеют форму вопросов, но не являются вопросами вообще.
Пример:
Преподаватель
спрашивает:
- А ты разве не хочешь получить зачет?
Слайд 82Виды вопросов
Провокационные вопросы – это вопросы, преследующие цель поставить вопрошаемого
в неудобное положение.
А) это вопросы с ложными предпосылками;
Б) логически
корректные, но этически некорректные.
Слайд 83Вопросы в полемике
В процессе полемики вопросы играют очень важную роль.
С
помощью неудобных и даже вопросов можно сбить с толку противника,
нарушить логику его рассуждений, «сбить пафос» его выступления и т.д.
Но известны и способы «ответить» на неудобные вопросы
Слайд 84Уход от ответа
Уклонение от ответа является одним из наиболее часто
применяемых человеком в повседневной жизни приёмов. Умея делать это грамотно,
можно достойно выйти из неудобной ситуации, сохранив своё лицо и переключив внимание на того, кто изначально задал вопрос.
Слайд 85Безразличие к вопросу
Применять этот приём наиболее эффективно, когда в вашу
сторону есть провокация или агрессия, когда вас стараются подколоть, поставить
в невыгодное положение. В этом случае лучше всего не проявлять абсолютно никаких эмоций, даже если внутри вас всё «кипит».
Слайд 86Ответ вопросом на вопрос
Данный способ может использоваться во множестве различных
ситуаций: когда идёт какая-то провокация, когда задаются неудобные вопросы, а
также в тех случаях, когда требуется узнать о задающем вопрос человеке больше информации.
Слайд 87Пример
Учитель математики на уроке задает вопрос:
- Сколько будет
два плюс два?
Отличник с первой парты:
-
А мы покупаем или продаем?
Слайд 88Если вам нужно сохранить с собеседником хорошие отношения или он
важен для вас, проще будет не отвечать на его вопрос
своим, а ответить сначала в наиболее нейтральной форме и затем уже задать свой вопрос.
Слайд 89Селекция вопросов
Отвечайте не на все вопросы, а только не те,
отвечать на которые вам выгодно. Вы можете объявить неудобный вопрос
несоответствующим теме разговора (самый лучший вариант), отложить вопрос "на потом", задать встречный вопрос, "не заметить" вопроса (проигнорировать его).
Слайд 90Помните: ответить на вопрос - значит согласиться с правильностью его
постановки!
Слайд 91Ответ на свой вопрос
Вы отвечаете не на тот вопрос, который
вам был задан, а на свою интерпретацию этого вопроса, т.е.
ваш ответ — это отражение вашей линии; стратегии, которой вы придерживаетесь
Слайд 92Общие советы по участию в полемике
1. Не спорьте с первым
встречным, а только с тем, кто стремится к истине (Аристотель)
2.
Никогда не спорьте о том, о чем мало знаете!
3. Своевременно признавайте свои ошибки.
4. Нужно знать правила логики.
5. В споре надо сохранять спокойствие.