Слайд 1Современный компьютер – это сложное
многокомпонентное программно-аппаратное устройство, требующее соответствующего обслуживания.
Слайд 2Техническое обслуживание – это комплекс
операций по поддержанию работоспособности
или исправности изделий
(в частности это могут быть ПК и другая ВТ).
Задача технического
обслуживания — обеспечение надежной (правильной и бесперебойной) работы средств вычислительной техники.
Слайд 3Направления работ по ТО:
1. Обеспечение работоспособности средств
вычислительной техники
2. Обеспечение работоспособности
операционных систем и прикладного ПО
3. Обеспечение целостности, сохранности и работоспособности
информационных массивов
4. Обеспечение работоспособности периферийного,
сетевого и коммуникационного оборудования
Слайд 4Все мероприятия рамках ТО делятся на:
• контроль технического состояния;
• профилактическое
обслуживание;
• текущее техническое обслуживание.
Слайд 5Контроль технического состояния - служит для контроля работы СВТ, локализации
мест неисправности, исключения влияния случайных
сбоев.
В современных СВТ подобный контроль
Осуществляется, главным
образом, с помощью самих СВТ.
Слайд 6Профилактическое обслуживание — мероприятия, направленные на поддержание заданного технического состояния
СВТ в течении определенного промежутка времени и продление технического ресурса.
Существует
два типа профилактических мероприятий:
• Активные;
• Пассивные.
Слайд 7Активное профилактическое обслуживание - операции, основная цель которых — продлить
срок безотказной службы ПК.
Сводится, главным образом, к периодической чистке
как всей системы, так и отдельных ее компонентов.
Слайд 8Методы активного профилактического обслуживания:
• Резервное копирование системы
• Чистка
• Установка микросхем
на свои места
• Чистка контактов разъемов
• Чистка клавиатуры и мыши
•
Обслуживание жестких дисков
• Дефрагментация файлов
• Антивирусные мероприятия
Слайд 9Пассивная профилактика - меры, направленные на защиту компьютера от внешних
неблагоприятных воздействий (установка защитных устройств в сети электропитания, поддержании чистоты
и приемлемой температуры в помещении, уменьшении уровня вибрации и т.п.)
Слайд 10Методы пассивного профилактического
обслуживания:
• Приемлемые, благоприятные условия рабочего места
• Нагревание и
охлаждение компьютера
• Циклы включения и выключения
• Помехи в сети питания
(стабилизатор)
• Электростатические заряды (заземление)
Слайд 11Система ТО и ремонта технических средств вычислительной техники определяет следующие
виды ТО (по периодичности):
• регламентированное;
• периодическое;
• с периодическим контролем;
• с
непрерывным контролем.
Подробное описание профилактических работ дается
в инструкции по эксплуатации отдельных
устройств, прилагаемых изготовителем.
Слайд 12Профилактический контроль осуществляется
аппаратурным и программным путями.
• Аппаратурный контроль проводится с
помощью специальной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и стендов и программно-аппаратных комплексов.
•
Программный контроль требует наличие и применение различных тестирующих средств (ПО)
Слайд 13По характеру выполнения методы ТО
подразделяются на:
• индивидуальное;
• групповое;
• централизованное.
Централизованное ТО
является более прогрессивной формой обслуживания ВТ и представляет собой сеть
региональных центров обслуживания и их
филиалов – пунктов технического обслуживания.
Слайд 14Контроль — это проверка правильности работы объекта (элемента, узла, устройства).
Правильно или нет работает устройство— схема контроля выдает сигнал.
Слайд 15Процесс диагноза можно разделить на элементарные проверки.
Элементарная проверка состоит в
подаче на объект тестового воздействия и в измерении (оценке) ответа
объекта на это воздействие.
Диагностика — это последовательный контроль, направленный на отыскание неисправного элемента в диагностируемом объекте.
Слайд 16Алгоритм системы обнаружения ошибок (система
автоматического контроля и диагностики)
• Сигнал ошибки
•
Распознавание (диагностирование) характера
ошибки (сбой, отказ)
• Повторный пуск программы (операции), если
ошибка
вызвана сбоем
• Локализация места неисправности, если ошибка вызвана отказом, с последующим ее устранением, путем замены (или отключения) вышедшего из строя элемента
Слайд 17Основные виды контроля:
• программный;
• аппаратный.
Режимы использования контроля:
• оперативный (в
процессе работы ПК)
• профилактическая проверка
• автоматический или
• с привлечением оператора.
Слайд 18Программный контроль основан на использовании специальных программ, контролирующих работу ПК.
Он подразделяется на:
• программно-логический
• тестовый
Слайд 19Программно-логический контроль основан на том, что в основную рабочую программу
вводятся дополнительные операции, при выполнении которых получается избыточная информация, необходимая
для обнаружения и исправления ошибок. Он не требует применения специальной аппаратуры, однако приводит к увеличению времени решения задачи.
• Тестовый контроль предназначен для проверки правильности работы ПК с помощью специальных программ — тестов. Контроль с помощью тестов сводится к выполнению машиной определенных действий над исходными числами и сравнению результатов с известными.
В случае несовпадения ответов фиксируется ошибка.
Слайд 21Перед поиском и устранением неисправностей необходимо выполнить ряд действий, которые
позволят локализовать источник ошибки.
1. Выключить компьютер и все подключенные
устройства. Отключить все внешние устройства, кроме клавиатуры и монитора.
2. Проверить качество подключения компьютера к сети.
3. Проверить правильность подключения клавиатуры и монитора. Включить монитор и установите регуляторы яркости и контрастности в положение 2/3 от максимального. В некоторых мониторах эти параметры устанавливаются с помощью кнопок и экранного меню. Описание действий по настройке монитора можно найти в его документации.
4. Если компьютер загружается с жесткого диска, то проверьте, чтобы в дисководе не было дискеты. Можете поместить в дисковод заведомо работающую загрузочную дискету или дискету с диагностической программой.
5. Включите компьютер. Посмотрите на вентиляторы блока питания, процессора и других элементов (если они существуют); также обратите внимание на индикаторы передней панели. Если вентиляторы не вращаются, а индикатор питания не светится, то, скорее всего, проблема в блоке питания или системной плате.
6. Проследите процесс самотестирования при включении питания (POST). При отсутствии проблем система издаст одиночный звуковой сигнал и начнет загрузку. Коды нефатальных ошибок будут отображаться на экране монитора. При появлении фатальных ошибок система будет издавать звуковой сигнал. Коды и звуковые сигналы определяются используемой BIOS.
7. Дождитесь успешного запуска операционной системы.
Слайд 22При появлении ошибки POST проверьте следующее:
1. Правильно ли подключены
все кабели.
2. Правильно ли сконфигурированы параметры устройств в BIOS.
3. Правильно ли установлены все устройства.
4. Правильно ли установлены переключатели и перемычки.
5. Не возникает ли конфликт устройств, т.е. используют ли они одинаковые системные ресурсы.
6. Правильно ли установлен переключатель напряжения 110/220 В на блоке питания.
7. Правильно ли установлены все платы.
8. Подключена ли клавиатура.
9. Установлен ли загрузочный жесткий диск.
10. Поддерживает ли BIOS установленные устройства. 11. Помещена ли в дисковод загрузочная дискета. 12. Правильно ли установлены модули памяти. 13. Установлена ли операционная система.
Слайд 23Проблемы аппаратного обеспечения после загрузки Иногда проблемы возникают после загрузки
системы, причем без изменения аппаратного и программного обеспечения. Для устранения
подобных ошибок выполните ряд действий.
1. Переустановите программное обеспечение, которое приводит к ошибкам.
2. Переустановите параметры BIOS.
3. Проверьте кабели, разъемы и другие элементы, которые случайно могут быть извлечены из разъемов.
4. Проверьте с помощью измерительных инструментов питание компьютера. Нестабильное питание может служить причиной неожиданных перезагрузок, мерцания монитора или полного зависания.
5. Проверьте качество установки модулей памяти.
Слайд 24Проблемы программного обеспечения Программное обеспечение (особенно самое новое) может служить
причиной ошибок. Чаще всего это происходит из-за несовместимости программного и
аппаратного обеспечения.
1. Удовлетворяет ли система минимальным требованиям, предъявляемым со стороны программного обеспечения? Ответ на этот вопрос можно найти в прилагаемой к программе документации.
2. Проверьте корректность установки программы. Переустановите ее в случае необходимости.
3. Проверьте, установлены ли последние версии драйверов устройств.
4. Проверьте систему на наличие вирусов, используя самую современную антивирусную программу.
Слайд 25Неисправности блока питания
К очевидным относятся: компьютер вообще не работает, появление
дыма, сгорает предохранитель на распределительном щите.
Неочевидные с целью исключения ошибок
определения неисправного элемента требуют дополнительного диагностирования системы, тем не менее, они могут быть связаны с работоспособностью источника:
♦ любые ошибки и зависания при включении питания;
♦ спонтанная перезагрузка и периодические зависания во время обычной работы;
♦ хаотические ошибки четности и другие ошибки памяти;
♦ одновременная остановка жесткого диска и вентилятора (нет +12 В), перегрев компьютера из-за выхода из строя вентилятора;
♦ перезапуск компьютера при малейшем снижении напряжения сети;
♦ удары электрическим током во время прикосновения к корпусу компьютера или к
разъемам;
♦ небольшие статические разряды, нарушающие работу сети.
Особое внимание следует обращать на цепь формирования сигнала «Питание в норме», ранняя подача этого сигнала может приводить к искажениям CMOS-памяти.
Слайд 26Неисправности системной платы (СП) можно подразделить на три основных вида:
Аппаратные;
Программные;
Программно-аппаратные.
Диагностика неисправностей осуществляется двумя способами:
Программно;
с помощью приборов (осциллографа,
логического пробника и анализатора).
Слайд 27Неисправность СП может быть обнаружена при первоначальном запуске ПК (самотестировании,
загрузке операционной системы), при прогоне программ и в процессе работы
(спустя 20...30 мин после включения).
Прежде всего, следует воспользоваться визуальной и звуковой сигнализацией, которая предусмотрена в ПК.
По длительности, количеству и чередованию звуковых сигналов, формируемых компьютером в результате самодиагностики, можно определить те ее подсистемы, которые вносят сбои в работу.
Слайд 29Если у вас рабочие видеокарта и монитор, то ПК, как
правило, дополнительно выводит на экран цифровой код ошибки.
Таких кодов сотни,
для разных типов BIOS они различные, но по первой цифре кода,
(как правило - трехзначного), можно определить в каком устройстве произошел сбой.
Коды 100 и выше означают сбои в работе системной платы;
200 - ошибки RAM;
300 - ошибки клавиатуры;
400-500 - сбои в работе дисплея или принтера;
600 - ошибки НГМД;
700 - ошибки в работе математического сопроцессора;
900 - ошибки тестирования параллельного принтера;
1700 - ошибки в цепях жесткого диска.
Слайд 30Виды дефектов магнитного диска НЖМД
Дефекты поверхности НЖМД делятся на следующие
группы:
1. Физические дефекты, которые подразделяются на:
-Дефекты поверхности.
-Серво-ошибки
-Аппаратные BAD'ы.
2. Логические дефекты,
которые подразделяются на:
-Исправимые логические дефекты (софт-бэды)
-Неисправимые логические ошибки.
-«Адаптивные» бэды.
Слайд 31Неисправности аппаратной части НЖМД их характер проявления, методика их устранения.
Типовые
причины возникновения неисправностей аппаратной части НЖМД
можно условно разделить на следующие
группы:
• Неисправности из-за естественного старения НЖМД;
• Неисправности, обусловленные неверным режимом эксплуатации;
• Неисправности, связанные с ошибками в конструкции.
• Неисправности из-за естественного старения НЖМД.
Слайд 32MBR- (Master Boot Record) - главная загрузочная запись.
PT- (Partition Table)
- таблица разделов.
NSB-(Non-System Bootstrap) внесистемный загрузчик
BA (Boot Area) - загрузочная
область операционной системы
BR (Boot Record) - загрузочная запись OC.
ROOT - Корневой каталог диска
SMBR-(Secondary Master Boot Record) –вторичная MBR
LDT - (Logical Disk Table) таблица разделов логического диска.
Слайд 33Наиболее часто встречающихся следующие причины сбоев при загрузке ОС:
повреждение или
удаление важных системных файлов, например, файлов системного реестра, ntoskrnl.exe, ntde-tect.com,
hal.dll, boot.ini;
установка несовместимых или неисправных служб или драйверов;
повреждение или удаление необходимых для системы служб или
драйверов;
физическое повреждение или разрушение диска;
повреждение файловой системы, в том числе нарушение структуры
каталогов, главной загрузочной записи (MBR) и загрузочного сектора;
появление неверных данных в системном реестре (при физически не поврежденном реестре записи содержат логически неверные данные, например, выходящие за пределы допустимых значений для служб или драйверов);
неверно установленные или слишком ограниченные права доступа к папке \%systemroot%.
Слайд 34Можно выделить три основные группы неисправностей НОД:
• механические неисправности;
• неисправности
оптической системы;
• неисправности электронных компонентов.
Типовые неисправности НОД:
• Компьютер не идентифицирует
накопитель
• Не работает механизм загрузки/выгрузки компакт – диска
• Не проходят тесты НОД