Разделы презентаций


Симфоническая музыка

Содержание

Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение. По своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Симфоническая музыка
Сергей Сергеевич
Прокофьев
СИМФОНИЯ №1 «Классическая»

Симфоническая музыкаСергей Сергеевич ПрокофьевСИМФОНИЯ №1 «Классическая»

Слайд 2Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий

жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение.
По

своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе.
Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Повтор материала

Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное

Слайд 3История термина
В античности — в Древней Греции и в Древнем

Риме — «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов.
Средневековая наука полностью унаследовала

античные значения «симфонии».
В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и иной духовной — церковной или паралитургической — музыки, относилось оно к вокальному многоголосию.
С момента рождения оперы, в самом конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии — любой такой эпизод именовался «симфонией».
В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях — в сюитах, кантатах и операх.
История терминаВ античности — в Древней Греции и в Древнем Риме — «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов.Средневековая

Слайд 4Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило,

из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX

веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей.

Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка».
Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической

Слайд 5Великие симфонисты XVIII века
Моцарт Вольфганг Амадей
Людвиг ван Бетховен
Франц

Йозеф Гайдн

Великие симфонисты XVIII векаМоцарт Вольфганг Амадей Людвиг ван Бетховен Франц Йозеф Гайдн

Слайд 6Почти все симфонии, написанные венскими классиками, имеют четыре части:
Сонатное

аллегро. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как

правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.

II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению.

III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни.

IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.

Почти все симфонии, написанные венскими классиками, имеют четыре части: Сонатное аллегро. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется

Слайд 7Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.

Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.

Слайд 8Симфония № 103 («С тремоло литавр») Йозеф Гайдн (1732-1809)

Симфония № 103  («С тремоло литавр»)  Йозеф Гайдн (1732-1809)

Слайд 9Картины мирной счастливой жизни, быта, природы составляют основу творчества Й.Гайдна.


С ним связан расцвет симфонии.


Симфония «С тремоло литавр» получила свое

название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло литавр.

При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма.

Картины мирной счастливой жизни, быта, природы составляют основу творчества Й.Гайдна. С ним связан расцвет симфонии.Симфония «С тремоло

Слайд 10Симфония № 40. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)

Симфония № 40. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)

Слайд 11Симфония № 40 занимает особое место в творчестве В.А. Моцарта.

Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито.
Симфонию №

40 можно сравнить с «Джокондой» Леонардо да Винчи, ибо смешение чувств в ней столь же загадочно и таинственно.

Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом, как и сама жизнь, целом.
Симфония № 40 занимает особое место в творчестве В.А. Моцарта. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко

Слайд 12Три части Симфонии – 1, 2, 4 – написаны в

сонатной форме.
1 часть начинается с изложения главной партии: трепетной,

нежной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Будто предвестники бури.
2 часть контрастирует с 1 – её образный строй – светлая и спокойная лирика.
3 часть – менуэт, но в этой Симфонии он лицег танцевальности. Строгая, ритмичная тема подчеркивает решимость.
Для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие основной темы смело и ново.
Три части Симфонии – 1, 2, 4 – написаны в сонатной форме. 1 часть начинается с изложения

Слайд 13Симфония № 1. «Классическая». Сергей Прокофьев (1891 – 1953)

Симфония № 1. «Классическая». Сергей Прокофьев (1891 – 1953)

Слайд 14С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.
Музыка его прочно

связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством

в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.
В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.
С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия. Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с

Слайд 15В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма.

Не случайно она названа «Классическая».
В ней сохранены логика и

строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.
Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов., новизны гармоний.
В финале звучит ослепительная радость.
Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.
В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней

Слайд 16Симфония № 5. Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

Симфония № 5.  Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

Слайд 17В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала развиваться глухота.

Но композитор не покорился судьбе, сумел вернуться к творчеству.
Симфония

№ 5 проникнута героическим, мятежным духом.
«Так стучится в дверь к нам судьба.» - так, по свидетельствам современников, Бетховен сказал о первых тактах Симфонии.
Основной мотив, яркая выразительная музыка дают возможность трактовать Симфонию как отражение борьбы человека с ударами судьбы.
В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала развиваться глухота. Но композитор не покорился судьбе, сумел вернуться

Слайд 18Позже Симфония была сассоциирована с мифом о Прометее, который похитил

у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За

это боги жестоко наказали его.

Сегодня Симфония № 5 приобретает особый, нравственный смысл.
Позже Симфония была сассоциирована с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал

Слайд 19Симфония № 8. «Неоконченная». Франц Шуберт (1797 – 1828)

Симфония № 8. «Неоконченная».  Франц Шуберт (1797 – 1828)

Слайд 20Творчество Ф. Шуберта называют началом эпохи романтизма в музыке.
Благодаря

композитору появился новый тип лирико-романтической симфонии.
Симфония № 8 явилась

обобщением образов вокальных сочинений Шуберта.
Так как Симфония имела всего две части, современники композитора прозвали её «Неоконченной».
1 часть прописана в сонатной форме. Тема вступления – своеобразный эпиграф.
Между главной и побочной темами конфликт как таковой отсутствует.
Творчество Ф. Шуберта называют началом эпохи романтизма в музыке. Благодаря композитору появился новый тип лирико-романтической симфонии. Симфония

Слайд 21Василий Сергеевич Калинников (1866 – 1900) Симфония № 1

Василий Сергеевич Калинников  (1866 – 1900)  Симфония № 1

Слайд 22Василий Калинников – первый русский композитор, получивший известность благодаря своим

симфоническим изысканиям.
Симфонию № 1 называют «песней жаворонка» русского симфонизма.

В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
1 часть звучит как искренняя, эмоциональная исповедь человеческой души. Она написана в традиционной форме сонатного аллегро.
Главную и побочную темы экспозиции отличает эпическая широта, энергия и певучесть. В репризе утверждается оптимистический тон повествования.
Василий Калинников – первый русский композитор, получивший известность благодаря своим симфоническим изысканиям. Симфонию № 1 называют «песней

Слайд 23Симфония № 5. Петр Ильич Чайковский ( 1840 – 1893)

Симфония № 5. Петр Ильич Чайковский ( 1840 – 1893)

Слайд 24Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал близкую ему тему

– борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к

счастью.

В Симфонии четыре части.

В ней переплетаются трагические размышления о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.
Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал близкую ему тему – борьбу человека с мрачными силами, стоящими

Слайд 251 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической

темой вступления. «Полнейшее преклонение пред судьбой.» - так определилиеё смысл

сам композитор.
Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление главного героя вырваться из оков.
В разработке чередуются две темы – краткий разбег и прерывистое движение.
Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

1 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение пред судьбой.» -

Слайд 26Симфония № 7. «Ленинградская» Дмитрий Шостакович (1906 – 1975)

Симфония № 7. «Ленинградская»  Дмитрий Шостакович (1906 – 1975)

Слайд 27А.А. Ахматова (1889 – 1966)
«…А за мною, тайной сверкая
И

назвавши себя «Седьмая»,
На неслыханный мчалась пир…
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в

родной эфир…»
А.А. Ахматова (1889 – 1966) «…А за мною, тайной сверкаяИ назвавши себя «Седьмая»,На неслыханный мчалась пир…Притворившись нотной

Слайд 28Трагические образы музыки Д. Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой

и страданиями человека.
Симфония № 7 посвящена блокадному Ленинграду. Она

получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
В августе 1942 года ленинградцы нашли в себе силы исполнить Симфонию в зале Филармонии под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга.

Трагические образы музыки Д. Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. Симфония № 7 посвящена

Слайд 29Полезные ссылки
Видео-урок

Й.Гайдн Симфония №103

Полезные ссылкиВидео-урокЙ.Гайдн Симфония №103

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика