Слайд 1Требования ФГОС НОО для слепых и слабовидящих к организации и
содержанию коррекционно-развивающего курса
«Социально-бытовая ориентировка»
Замашнюк Елена Вадимовна, канд. пед наук,
доцент
кафедры тифлопедагогики
РГПУ им. А.И. Герцена
Слайд 2
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный
с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в
различных социально-бытовых ситуациях.
Снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Кроме того, овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности, которые связаны с невозможностью слепых и слабовидящих действовать по подражанию, ввиду глубокого дефекта зрения.
Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Более того, в тифлологии имеется ряд примеров, когда выпускники школ слепых и слабовидящих, проявляющие высокую интеллектуальную подготовку, испытывают большие трудности в организации своего быта, в профессиональной деятельности и личной жизни.
Слайд 3Формирование универсальных учебных действий на коррекционном курсе «Социально-бытовая ориентировка»
Вариант 3.1,
3.2
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта социально-бытовой деятельности;
оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
понимание значения овладения навыками социально-бытовой ориентировки для самостоятельности;
ориентация на социально-бытовую независимость;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в бытовой, коммуникативной сферах деятельности;
овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой ориентировке;
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата по социально-бытовой ориентировке;
развитие коммуникативной компетентности слепых обучающихся на основе организации совместнопродуктивной деятельности;
Слайд 4выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач в зависимости от
конкретных условий;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
социально-бытовой ориентировки;
использование всех анализаторов для овладения практическими умениями и навыками по социально-бытовой ориентировке;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой ориентировке;
развитие коммуникативной компетентности слабовидящих обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности в процессе совместной социально-бытовой деятельности;
построение речевого высказывания в устной и письменной форме при общении в социально-бытовой ситуации;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» в совместной продуктивной деятельности;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат: «слабовидящий- нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» в совместной продуктивной деятельности;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой ориентировки.
Слайд 5Формирование базовых учебных действий
Вариант 3.3
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как
субъекта социально-бытовой деятельности;
понимание значения овладения навыками социально-бытовой ориентировки для самостоятельности;
ориентация на социально-бытовую независимость;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в бытовой, коммуникативной сферах деятельности;
овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой ориентировке;
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата по социально-бытовой ориентировке;
Слайд 6выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач в зависимости от
конкретных условий;
использование сохранных анализаторов для овладения практическими умениями и навыками
по социально-бытовой ориентировке;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой ориентировке;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» в совместной продуктивной деятельности;
умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой ориентировки.
Слайд 7Направления работы по социально-бытовой ориентировке слепых и слабовидящих обучающихся
Слайд 8Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» должны отражать:
Варианты 3.1,
3.2, 4.1, 4.2
Личная гигиена:
выполнять практические действия, направленные на формирование навыков
самообслуживания, личной гигиены;
использовать и хранить разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами;
пользоваться часами, ориентироваться во времени;
применять в практической деятельности способы предупреждения зрительного переутомления и рационально использовать нарушенное зрение.
Слайд 9Одежда:
называть предметы, части одежды; определять лицевую и изнаночную стороны одежды;
использовать по назначению: одежда школьная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная, рабочая;
использовать
способы хранения одежды: в шкафу; складывание, развешивание на стуле, на вешалке, на крючок;
использовать необходимые материалы, инструменты по уходу за одеждой;
соблюдать требования техники безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами;
соблюдать аккуратность при играх на улице, при приеме пищи.
Обувь:
использовать обувь по назначению: обувь для дома и улицы, спортивная, повседневная, праздничная; по сезону: зимняя, летняя, демисезонная обувь; определять из каких материалов изготовлена обувь;
ухаживать за обувью: мыть, сушить мокрую обувь, чистить её; использовать принадлежности для ухода за обувью, хранить в специально отведенном месте;
рациональным способам размещения обуви.
Слайд 10Жилище:
называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений;
соблюдать
гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; использовать способы поддержания чистоты
и уборки в помещении; использовать необходимый инвентарь для уборки помещений, знать способы его хранения;
соблюдать нормы освещения помещений;
ухаживать за комнатными растениями; соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при уходе за комнатными растениями;
использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой ориентировке;
пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности.
Питание:
узнавать основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху;
отличать свежие продукты от испорченных;
мыть овощи, фрукты, ягоды;
извлекать продукты из упаковки: разворачивать, вскрывать упаковки, выливать жидкие продукты, высыпать сыпучие продукты, выкладывать овощи и фрукты;
соблюдать технику безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями; при приготовлении пищи;
готовить простейшие блюда; наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку;
выполнять сервировку стола к завтраку, ужину или обеду;
соблюдать правила поведения за столом.
Слайд 11Транспорт:
узнавать транспортные средства;
пользоваться наземным пассажирским транспортом, а также метро;
находить ближайшую
остановку пассажирского транспортного средства; находить места размещения номеров пассажирских транспортных
средств;
приобретать проездные билеты, обращаться с проездными документами;
соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
использовать в речи формулы речевого этикета.
Культура поведения:
соблюдать правила поведения в повседневной жизни и в общественных местах;
общаться со сверстниками и взрослыми с нормальным и нарушенным зрением;
соблюдать правила поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми;
обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому;
соблюдать правила поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки;
соблюдать правила поведения в магазине и обращаться за помощью;
соблюдать правила поведения в лесу, парке, на водоеме;
соблюдать правила поведения в гостях;
выбирать подарки.
Слайд 12Медицинская помощь:
соблюдать правила хранения лекарств в домашней аптечке, применять лекарственные
средства только по назначению врача;
пользоваться градусником;
оказывать первую помощь;
ухаживать за средствами
оптической коррекции;
выполнять комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного переутомления;
обращаться к услугам различных служб и учреждений.
Предприятия торговли:
ориентироваться в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов;
находить указатели видов магазинов;
узнавать режим работы магазинов;
совершать покупки в предприятиях торговли;
соблюдать правила поведения при покупке товаров;
пользоваться денежными купюрами;
использовать формулы речевого этикета покупателя.
Слайд 13Вариант 3.3
Личная гигиена:
умением выполнять практические действия, направленные на формирование навыков
самообслуживания, личной гигиены;
умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего
пользования;
навыком использования и хранения туалетных принадлежностей по уходу за руками, лицом, волосами, зубами;
Одежда и обувь:
умением называть предметы одежды; части одежды; определять лицевую и изнаночную стороны одежды;
умением использовать одежду и обувь по назначению;
умением определять способы хранения одежды и обуви;
умением ухаживать за одеждой и обувью;
навыком соблюдения аккуратности при играх на улице, при приеме пищи;
Жилище:
умением называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений;
умением соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям;
способами поддержания чистоты и уборки помещений;
Слайд 14умениями использовать необходимый инвентарь для уборки помещений, знать способы его
хранения;
умениями ухаживать за комнатными растениями;
умением использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой
ориентировке;
умением пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности.
Питание:
умением определять основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху;
умением мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки;
знанием правил техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи;
умением готовить простейшие блюда; наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку;
умением выполнять сервировку стола;
умением соблюдать правила поведения за столом.
Транспорт:
умением узнавать транспортные средства;
представлениями о наземном пассажирском транспорте, метро; близлежащий остановках, проездных билетах и документах;
знанием правил поведения в общественном транспорте;
умением использовать в речи формулы речевого этикета.
Слайд 15Культура поведения:
знанием правил поведения в повседневной жизни и в общественных
местах; при общении со сверстниками и взрослыми; при встрече и
расставании со сверстниками и взрослыми;
умениями использовать неречевые средства общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему);
умениями обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому;
знанием правил поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки;
знанием правил поведения в магазине и умением обращаться за помощью;
знанием правил поведения на природе, в парке и др.;
знанием правил поведения в гостях и умением выбирать подарки.
Предприятия торговли:
навыками ориентировки в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов;
умением ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов;
умением ориентироваться по слуху в помещениях магазинов и совершать покупки в предприятиях торговли; пользоваться денежными купюрами;
правилами речевого этикета покупателя.
Слайд 16Вариант 3.4
положительное отношение к выполнению гигиенических процедур, владение элементарными навыками
самообслуживания;
владение общими и конкретными представлениями о сезонном, климатическом назначении разных
видов одежды;
умение выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения, действия по самообслуживанию;
владение элементарными навыками пользования бытовыми приборами в процессе самообслуживания.