Слайд 1Симфония № 5
П. И.Чайковский
Слайд 212 июня 1888 года Чайковский пишет Мадам фон Мекк: «Буду
теперь усиленно работать: мне ужасно хочется доказать не только другим,
но и самому себе, что я еще не выдохся. Частенько находит на меня сомнение в себе и является вопрос: не пора ли остановиться, не слишком ли напрягал я всегда свою фантазию, не иссяк ли источник? …….. не пришло уже время слагать оружие? Не знаю, писал ли я Вам, что решился симфонию писать? Сначала шло довольно туго; теперь вдохновение как будто снизошло».
Слайд 3В имении Фроловском, в семи верстах от городка Клина, в
мае 1888 года и была начата работа над Пятой симфонией.
Слайд 4Пятая симфония принадлежит к циклу симфоний, который можно назвать «циклом
судьбы». Их темой является борьба человека со своей судьбой .
Пятая симфония содержит четыре эпизода, описывающих духовное бессилие человека, - в то время Чайковский только открыл для себя Шопенгауэра и был захвачен его трудами.
Слайд 6Первое исполнение Пятой симфонии состоялось в Петербурге 5 ноября того
же – 1888 – года. Дирижировал сам композитор. Отзыва критиков
были не однозначные.
Слайд 7Выдающимся интерпретатором Пятой симфонии был С. Рахманинов
Слайд 8Первая часть начинается мрачными, разочарованными аккордами. Тема судьбы показана как
подтверждение вселенского скептицизма. Затем вступает второй мотив, неуверенная мелодия вальса,
полная усталости. Два мотива тесно взаимодействуют друг с другом, и несколько драматических нарастаний внезапно находят свой конец в бесцветной балладе, напоминающей тему трех карт из «Пиковой дамы».
Роковые вопросы остались без ответов, и композитор ищет утешения в уединении.
Слайд 9Вторую часть можно назвать, наверное, самым прекрасным анданте, написанным Чайковским.
Бежать из вечного круга вопрошаний, не лучший ли это выход?
Не судорожная жизнь с ее ложными страстями, ведущими к краху, но созерцательная жизнь в башне из слоновой кости, из которой ты видишь лишь простые красоты жизни.
Внезапно медные инструменты грянули тему судьбы, чьи повторения связывают воедино все четыре части симфонии. Утешение не удалось, и прекрасный мотив анданте слышен в последний раз перед тем, как угаснуть.
Слайд 10Но есть еще и другой способ бегства, более удобный, и
он выражен в музыке меланхолического, прекрасного вальса.
Но, увы, музыка
слишком обобщенна и оторвана от жизненных реалий, чтобы служить действенным решением проблем.
И снова тема судьбы полагает конец вальсу.
Слайд 11Четвертая часть: остается последнее утешение, дать бой слепой судьбе.
Скорее
всего, именно в этом идея четвертой части, являющейся почти что
«коронацией» судьбы, чья тема победно возвращается в образе торжественного марша.
Такое завершение симфонии дает интерпретатору право прямо противоположных трактовок — композитор задал загадку: подчиняется ли тема рока общей радости, то есть оказывается ли побежденной,
или это его, рока, победа и торжество?
Слайд 12«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей
и горя, из борьбы добра со злом, из света и
тени, словом — из разнообразия в единстве».