Слайд 2Одни исследователи видели в нем разрушителя основ русской традиционной живописи,
другие, напротив, считали, что он оживил икону
В своих иконах Ушаков
стремился к созданию реальной пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций лица, к объемной форме, которой добивался светотеневой моделировкой
Его главной темой был Спас Нерукотворный, в образе которого он пытался передать божественное
Многократное повторение Спаса привело к возникновению шаблона, но главная беда заключалась в том, что художник отошел от монументальных образов древнерусской иконописи, но не поднялся до выразительности западноевропейского искусства, служившего ему образцом
Слайд 4Помимо образа Спасителя, Ушаков обращался к образам Богоматери, Троицы. Наиболее
значительной из его работ является икона «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение
древа государства Российского»
За стенами и башнями Кремля у подножия Успенского собора князь Иван Калита сажает дерево, а поливает его митрополит Петр. Подле них с одной стороны стоит царь Алексей, с другой - его жена с царевичами
На ветвях дерева - медальоны с портретами московских святых и государей, среди которых цари Федор Иоаннович и Михаил Романов подчеркивают преемственность старой и новой династий
Слайд 5Вторжение реального мира в иконопись XVII в. вызывало бурные протесты
со стороны ревнителей старины, что слилось с общей борьбой раскольников
против церковных реформ
Их глава протопоп Аввакум, непримиримый противник церковных реформ Никона, в своих «Беседах» писал: «...пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, так же и у ног бедры толстые, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишь сабли той на бедре не писано... А все то кобель борзой Никон умыслил образа будто живые писать. А устрояет все по фряжскому, сиречь по немецкому. Вот и никониане учнут писать Богородицу чревату в Благовещение, яко и фрязи поганые: а Христа на кресте раздутова: толстехонек миленький стоит, и ноги те у него, что стульчики! Ох, ох, бедная Русь! Чего тебе захотелось немецких поступков и обычаев!»
Слайд 8Архангел Михаил, попирающий дьявола
Слайд 11Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, писал и древним пошибом,
и в новом, так называемом "фряжском" стиле, улучшал первый заимствованиями
из второго и изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно, лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта