«В мелких своих
сочинениях ...
Пушкин разносторонен необыкновенно и
является ещё обширнее,
виднее, нежели
в поэмах.
... Слов немного,
но они так точны,
что обозначают всё.
В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт», - так скажет Н.В.Гоголь о поэзии Пушкина.
И что же это за стих!—восклицает в своей статье о творчестве Пушкина В.Г.Белинский.— Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельной игрой романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка: явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок,
как ропот волны, тягуч
и густ, как смола,
ярок, как молния, прозрачен
и чист,
как кристалл, душист
и благовонен,как весна,
крепок и могуч, как
удар меча в руке богатыря".
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Особую остроту приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.
В стихотворении «Анчар» Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Символом зла является некое «древо смерти» – Анчар. Упоминания об этом смертоносном дереве появились еще в конце XVII – начале ХIХ века.
«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
Человек создаёт ещё более страшное нарушение, чем зло природное: он посылает другого человека идти к древу яда:
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом
(Эти два слова повторяют друг друга и говорят о равенстве двух людей в природе)
И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
Анчар, который сначала выступал как активное зло, становится лишь инструментом в ещё более злых руках - князя. Князь - двойник анчара. Он, как и анчар, посылает гибель во все пределы.
Пушкин ещё в юности усвоил то,что излагал в своих лекциях профессор Куницын: «Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы...Всякое нападение, чинимое несправедливо на человека, возбуждает в нас негодование».
Подлинная лирика всегда стремится рассказать о явлениях жизни как можно короче и как можно полнее. Вот и «Анчар», о котором вполне можно сказать словами В.Г.Белинского «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но всё в меру, всё на своём месте, конец гармонирует с началом…»
Сила пушкинского обобщения вышла за пределы своего времени. Обстоятельства, когда человек посылает, приказывает содеять зло, и по сей день не единичные явления в мире.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть