Слайд 1
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 2 СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ -
это нормы правильного построения словосочетаний
и предложений.
Они включают правила согласования
слов и синтаксического управления, соотнесения частей
предложения друг
с другом с помощью грамматических
форм слов с той целью, чтобы предложение было
грамотным и осмысленным высказыванием.
Слайд 3 ТИПЫ СИНТКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
1. Ошибки в употреблении падежных форм.
2. Ошибки
в построении предложений.
3. Ошибки в употреблении однородных членов.
4. Построение предложений
с причастными оборотами.
5. Построение сложноподчинённых предложений.
6. Замена прямой речи косвенной.
7. Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым.
Слайд 4ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
ПРЯМОЙ ПОРЯДОК
1) подлежащее обычно предшествует сказуемому:
Ветер ворвался
через открытое окно;
2) дополнение обычно стоит после управляющего слова: Ветер
гнал по небу лёгкие облака;
3) согласованное определение обычно предшествует определяемому слову: Воздух пропитан солёным запахом моря;
4) несогласованное определение обычно ставится после определяемого слова: Повозка поднимала вокруг себя клубы пыли;
5) обстоятельства образа действия, меры и степени, времени, места обычно предшествуют глаголу сказуемому: Однажды гроза грянула над лесом; По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны;
6) обстоятельства причины, цели, условия и уступки
достаточно свободно размещаются в предложении:
Он был рождён для славы.
Слайд 5ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК (ИНВЕРСИЯ) –
это расположение членов предложения с
нарушением обычного
их порядка:
1. Сказуемое перед подлежащим (подчеркивается
действие или признак, обозначаемый сказуемым.
2.
Дополнение перед сказуемым.
3. Определение после определяемого слова.
Запомните:
Умелое использование порядка слов в предложении
является важным средством усиления выразительности речи.
Слайд 6СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО
Правила согласования подлежащего и сказуемого:
1. Если подлежащее
выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с
именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место.
3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в ед. ч.: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт.
5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:
1) грамматическое: сказуемое ставится в ед. ч.
(Большинство граждан России пришло на выборы);
2) согласование по смыслу (Большинство граждан
России пришли на выборы)
Слайд 7Форма множественного числа предпочтительна:
1) если между главными членами находятся другие
члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство
российских актёров, получивших
национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве);
2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);
3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).
4) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника);
5) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);
6) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах)
Слайд 8Форма единственного числа предпочтительна:
1) при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным
или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в ед. ч. (Кто
из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)
2) если подлежащее выражено сложным существительным с первой частью «ПОЛ»: Прошло погода;
3) если подлежащее выражено сочетанием составного числительного, оканчивающегося на «ОДИН», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро.
4) если подлежащее выражено сочетанием существительного со значением определенного количества (пара, двойка, сотня и т.п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг.
5) если подлежащее выражено словом или сочетанием слов с предшествующими ограничительными частицами только, лишь, всего и др.: На лекции присутствовало только двадцать восемь студентов.
Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей-квартира В. Высоцкого интересен всем)
Слайд 9СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
1. При существительных мужского и среднего рода определения после
числительных два, три, четыре обычно употребляются в форме Р.п. мн.
ч.: три весёлых друга, четыре рыболовецких судна, а при существительных женского рода — в И.п. мн. ч.: две лучшие ученицы.
Если определение находится перед числительным, то ставится в И.п.: за последние два дня — за два последних дня.
2. Согласование определения с существительным общего рода зависит от того, какого пола лицо обозначается этим именем существительным:
Маша — большая забияка, Петя — неисправимый задира.
Слайд 10Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:
Беспокоиться о
чём? – тревожиться за что?
Доволен чем? – рад чему?
Дорожить чем?
– ценить что?
Предостеречь от чего? – предупредить о чём?
Коснуться чего? – говорить о чём?
Писать о чём? – описывать что?
Платить за что? – оплачивать что?
Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём?
Упрекать в чём?- попрекать чем? –порицать за что?
Различать что и что? – отличать что от чего?
Отзыв о чём? – рецензия на что?
Обращать внимание на что? – уделять внимание чему?
Слайд 11
Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов
Благодаря чему?
Говорить что? о
чём?
На благо кому? кого?
Наблюдать что? за чем?
Напомнить что? о чём?
Обеспечить
кого? чем?
Обязан кому? Чем? Опираться на что?
Отзыв о чём? на что? Отличить что? от чего? Скучать о ком? по чему? Соскучиться по чему?
Тенденция чего? к чему?
Требовать что? чего?
Уделять внимание чему?
Уверенность в чём?
Удивляться чему?
Удостоить чего?
Указать что? на что?
Упрекать в чём? за что?
Цена чего? чему?
Слайд 12Нормы управления
1. Различай конструкции, близкие по значению: беспокоиться
о ком-либо, тревожиться за кого-либо; возмутиться чем-то, обидеться на кого-то;
восхищаться чем-либо, дивиться чему-либо; оплатить проезд, заплатить за билет и т.п.
2. Благодаря
Согласно ЧЕМУ?
Вопреки
3. Родительный падеж используется
При усилении отрицания: не люблю ни жары, ни холода;
После глаголов восприятия, желания, ожидания: не слышал крика, не ждала прихода;
При отвлечённых понятиях: не теряет времени, не осуществляет контроля, не уяснил всей важности
Слайд 13
4.Винительный падеж используется
Для подчёркивания конкретности значения: не прочитал книгу, рекомендованную
ему.
При одушевлённых и собственных существительных: не видел дочь, не наказывал
Илью;
Если дополнение предшествует сказуемому: стекло не разбивал, книгу не взял;
При наличии наречий со значением ограничения: чуть не забыл тетрадку;
При инфинитиве: не буду петь эту песню.
Слайд 14
Основные нормы употребления
деепричастных оборотов
1. Деепричастный оборот должен СООТНОСИТЬСЯ по
смыслу и со сказуемым, и с подлежащим, т. е. и
основное, и добавочное действия должно совершать одно и то же лицо (предмет): Я иду по аллее, слушая птиц, на все лады заливающихся в солнечном саду (И. Бунин). (Я иду и я слушаю.)
2. Деепричастный оборот можно употреблять в безличном предложении в том случае, если в составе сказуемого есть инфинитив: Думая о будущем, нельзя забывать о прошлом.
3. При описании добавочного действия, предшествующего основному, употребляются деепричастия совершенного вида: Прочитав рукопись рассказа М.Булгакова, Зайцев передал её Вересаеву (М. Чудакова). (Сначала прочитал, затем передал.)
При описании добавочного действия, сопутствующего основному, употребляются деепричастия несовершенного вида: Сонно ползали пчёлы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу.
Слайд 15Основные нормы употребления
причастных оборотов
Причастный оборот должен находиться либо перед
словом, к которому относится, либо после него: Снимки фотоохотника –
это бескровные трофеи, запечатлевшие птиц и зверей.
Определение, выраженное причастным оборотом, нужно правильно согласовывать со словом, к которому данный оборот относится: Сергей Андреевич присел на высокую межу (какую?), заросшую икотником и полевою рябинкою.
Нормы употребления причастного оборота действуют и по отношению к адъективному обороту, т. е. сочетанию прилагательного с зависимыми от него словами: А как красива моя река в утреннем тумане (каком?), слегка розовом от первых лучей солнца!
Слайд 16Основные нормы употребления
однородных членов предложения
1)Недопустимо соединение в качестве однородных
членов предложения несопоставимых понятий.
ПРИМЕРЫ: Люблю красный цвет, жареную картошку и
свою жену. – Невозможное по смыслу сочетание, не исправляемо.
Татьяна не любит бегать и играть, скромна, грустна и никогда рано не встаёт. – Предлагаемый вариант исправление: Татьяна не любит бегать и играть, часто грустит.
2) Ошибкой является лексическая несочетаемость одного из однородных членов предложения с общим для них словом в предложении.
ПРИМЕР: Внесли предложения и замечания. Замечания не «вносят», а делают.
3)Не сочетаются в качестве однородных членов предложения родовые и видовые понятия.
ПРИМЕР: В магазине большой выбор тортов, кондитерских изделий, фруктов, овощей. Торт — это тоже кондитерское изделие. Предлагаемый вариант исправления: В магазине большой выбор тортов и других кондитерских изделий, а также фруктов и овощей.
Слайд 17Основные нормы употребления
однородных членов предложения
4)При попарном сочетании однородных членов
предложения их отбор должен быть упорядоченным.
ПРИМЕР: Требуются на работу порядочные
люди и офицеры (реклама). Такое объявление, разумеется, оскорбит любого офицера, поскольку текст предполагает, что офицеры не могут быть порядочными людьми, как и порядочные люди не могут быть офицерами.
5)У однородных членов предложения с обобщающим словом должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая соотнесенность.
ПРИМЕР: Герой рассуждает о главных чертах человеческого характера: говорит о правде, о лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе. Очевидно, что правда, ложь, деятельность — не черты характера. Предлагаемый вариант исправления: Герой рассуждает о правде и лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе.
6)Не следует соединять в качестве однородных элементов члены предложения и придаточные предложения, в частности, это относится к оборотам.
Материал для анализа:
Очень популярны игры, оснащенные музыкальным сопровождением и которые созданы на базе мультфильмов.