Слайд 1Система древнеанглийского глагола
Слайд 2Система древнеанглийского глагола
1) категория числа (ед. и мн. число);
2)
категория лица (1-е, 2-е, 3-е); 4
3) категория наклонения (изъявительное, повелительное;
сослагательное);
4) категория времени (настоящее и прошедшее).
5) три неличных (именных формы): инфинитив, причастие I, причастие II;
6) древнеанглийские глаголы имели 4 основные формы – инфинитив; ед.ч. пр. вр.; мн.ч. пр. вр.; причастие II.
Слайд 3Группы глаголов
сильные с чередованием корневого гласного (по признаку образования форм
прошедшего времени и причастия II)
слабые (с суффиксацией), т.е. с
прибавлением к основе глагола дентального суффикса -d, -t.
Помимо этих двух групп, существовала небольшая группа т. наз. претерито-презентных глаголов (с чертами как сильных, так и слабых глаголов) и несколько неправильных глаголов (anomalous verbs).
Слайд 4Примеры глаголов, восходящих к общеиндоевропейскому языку-основе.
OE etan Lat edo рус. есть
OE sittan Lat
sedeo рус. сидеть
OE beran Lat fero рус. брать
Примеры глаголов, восходящих к общегерманскому
языку-основе:
OE drīfan двн. trivan ди. drifa
OE helpan двн. helfan ди. hjalpa
OE rīdan двн. ritan ди. riþa
Слайд 5Ступени чередования по аблауту
И-е аблаут – чередование гласных е –
о – нуль гласного (везу – воз, беру – сбор,
брал, гоню – гнал).
чередование долгого и краткого гласного: Lat. legō – lēgi (e – e:), fodiō – fōdi (o – o:).
вид i/е – а - нуль гласного: rīdan – rād – ridon – riden.
Слайд 6Образование по классам
в основе инфинитива, причастия I, наст. времени и
повелительного наклонения глаголы с 1 по 5 классы имеют гласный
е или i (в зависимости от следующего за ним звука). В основе ед. ч. прош. времени лежит гласный а. В основах мн. ч. прош. времени и причастия II гласный отсутствовал или чередование было равно нулю. В основе мн. ч. прош. времени в 4 и 5 классах появлялся долгий гласный переднего ряда нижнего подъема.
Cильные глаголы шестого класса образовывались на основе индоевропейского количественного аблаута о – ō. Однако в германских языках это чередование отразилось как качественно-количественное а – ō: faran – fōr – fōron – faren (to travel).
Седьмой класс образовывался не по аблауту, а с помощью редупликации, т.е. путем удвоения первого согласного корня, с помощью которого создаются формы прош. времени глаголов седьмого класса. Сильные глаголы седьмого класса не имеют основного типа, а представлены равноправно различными вариантами (напр.: hātan – heht – hehton – hāten; rædan – reord – reordon – ræden; lætan - - læten, lēt ).
Слайд 7перестройка морфологической структуры сильного глагола
а) выравнивание огласовки прошедшего времени по
гласному ед. числа
ME risen – rōs – risen -
risen
MnE rise – rose – risen
b) выравнивание огласовки прошедшего времени по гласному мн. числа
ME binden – bōnd – bounden – bounden
MnE bind – bound – bound
c) выравнивание огласовки прошедшего времени по гласному
причастия II:
ME stēlen – stal – stēlen – stolen
MnE steal – stole – stolen
d) выравнивание по индивидуальным типам:
ME spēken – spak – spēken – spēken
MnE speak – spore – spoken
Слайд 8Слабые глаголы
В зависимости от основообразующего аффикса, все слабые глаголы
в древнеанглийском делились на три класса.
Первый класс:
имел суффикс
-j, который, выпав, дал умлаут корневого гласного (dōmjan > dēman) и удвоение конечного согласного корня (после краткого корневого гласного): taljan < tellan; framjan > fremman (to advance, to make, to perform).
Формы прош. времени и причастия II образовывались с помощью дентального суффикса, который добавлялся непосредственно к корню, если корневой слог был долгим (dēman – dēmde – dēmed), или с помощью соединительного гласного -e, если слог был кратким (fremman – fremede – fremed).
образовывались в основном от существительных и прилагательных: dōm + jan > dēman (to deem); full + jan > fyllan (to fill).
Часть из них образована от второй формы соответствующих сильных глаголов. Эти слабые глаголы имеют каузативное значение. Например: sittan – sæt (to sit); sæt + jan > settan (to set); licgan – læg (to lie); læg + jan > lecgan (to lay)
Слайд 9Второй класс –
продуктивный класс.
образуются от существительных и прилагательных с
помощью суффикса -ian:
lufu (love) – lufian (to love); meat
– metian (to supply with food).
Суффикс -ian восходит к общегерманскому суффиксу -ōja. Звук -j, отделенный от корня звуком ō не вызывал умлаута корневого гласного (macian – to make; baþian – to bathe). Для образования форм прошедшего времени и причастия II слабых глаголов второго класса использовался дентальный суффикс, который присоединялся к корню с помощью соединительного гласного о: lufian – lufode – lufod; metian – metode – metod; andswarian – andswarode – andswarod.
Слайд 10Третий класс –
в др.-англ. языке представлен небольшим количеством
глаголов, но к нему относятся такие широкоупотребительные глаголы, как habban
(to have), secgan (to say), libban (to live). Присутствие суффикса -j в инфинитиве и в формах наст. времени вызывало умлаут корневого гласного и удлинение конечного согласного корня. Но в формах прошедшего времени и причастия II эти явления отсутствуют, т.к. в них никогда не было суффикса –j.
habban – hæfde – hæfd
secgan – sægde – sægd
libban – lifde – lifd
В глаголе habban а не умлаутировался, чтобы избежать звукового совпадения с сильным глаголом 6 класса hebban (to heave).
Слайд 11Претерито-презентные глаголы
образовывали форму наст. времени по типу прош. времени сильных
глаголов (отсюда и их название), а форму прош. времени –
по типу слабых глаголов, т.е. с помощью дентального суффикса, который мог иметь форму -d, -t и даже -ð. В др.-англ. таких глaголов было 12: witan - знать, agan - иметь, dagan - годиться, cunnan - знать, уметь, durfan - нуждаться, durran - сметь, unnan - даровать, sculan - долженствовать, munan - помнить, magan - мочь, geneah - хватать, (mōt – mōton – mōste) - мочь.
Слайд 12Формы 6 претерито-презентных глаголов сохранились в современном языке – cūnnan
– can – cūðe (can); sculan – sceolde – sceal
(shall, should); magan mæg – meaht, mihte (may); mōt – mōste (must); durran – dearr – dorste (dare); āgan – āg – āhte (ought to). В современном английском языке претерито-презентные глаголы по значению соответствуют модальным глаголам, однако в др.-англ. языке они передавали и другие, немодальные значения, например: āgan – ought to, to owe; cunnan – can, to know; mōt – to be allowed, may, must.
Слайд 13Неправильные и супплетивные глаголы
В др.-англ. языке существовало два супплетивных глагола,
т.е. таких, которые образуют свои грамматические формы от различных корней
– bēon (wesan) и gān – ēode – ge-gān (to go)
bēon (wesan)
eom bēo wæs
eart bist sint, sindon, bēoþ wære wæron
is biþ earon, aron wæs
Эти формы образованы по типу 5 класса сильных глаголов c чередованием s – r. в ср.-англ. форма wesan отмерла, осталась только форма bēon > bēn > to be. Более распространенные в ср.-англ. формы мн. ч. наст. вр. sint, sindon были постепенно вытеснены формами aron, earon (сев. англские диалекты). В ср.-англ. период образовалось причастие II – bēn > н.-англ. been.
am was P I - being
art aren, bēn wast were(n) P II- bēn
is was
Слайд 14Глаголы willan, dōn отличаются некоторыми особенностями в образовании форм:
dōn
dōn dyde P I
- dōnde
dēst dōþ dydest dydon P II- gedōn
dēþ dyde
willan
wille wolde P I - willende
wilt wille woldest
woldon с.накл. – wolde,
wil(l)e wolde wolden
Формы глагола willan часто сливаются с отрицательной частицей не: ne wille > nylle, nelle; ne wolde > nolde. У этого глагола формы наст. времени изъявит. наклонения подверглись влиянию форм сослагат. наклонения
Слайд 15Система спряжения
Др.-англ. глагол имел развитую систему спряжения. В наст. времени
сильные и слабые глаголы имели одинаковые личные окончания:
dēme
dēmest dēmaþ
dēmeþ
В прош. времени
сильные и слабые глаголы спрягались по разному:
Сильные глаголы: Слабые глаголы:
band 1. dēmde
bunde bundon 2. dēmdest dēmdon
band 3. dēmde
Слайд 16синтетические формы сослагательного наклонения.
Формы повелительного наклонения не имели окончаний за
исключением 2 класса слабых глаголов, где было окончание -а (baþa
от baþian). Во мн. ч. употреблялось окончание -að (baþiað).
Инфинитив имел окончание, но мог также выступать и в др. форме – с предлогом to и окончанием -anne (to bindanne, to baþianne), которое имело вариантную форму -enne.
Слайд 17Становление аналитических форм глагола
Уже в др.-англ. стали появляться аналитические формы
глагольных времен. Для их составления стали использоваться глаголы sculan (shall),
willan (will), bēon, wesan (to be), habban (to have). В ср.-англ. период эти глаголы начинают утрачивать свое основное лексическое значение и приобретают лишь чисто грамматическое значение времени.
Слайд 18Для их составления стали использоваться глаголы sculan (shall), willan (will),
bēon, wesan (to be), habban (to have).
1) глаголы sceal (должен)
и wille (хочу)
Форма shal + инфинитив употребляется для всех лиц, а глагол will в сочетании wil + инфинитив пока еще сохраняет свое модальное значение и во 2-м лице ед.ч. выступает в форме wolt: I see that thou wolt heer abyde (I see that you want to stay here).
2) глаголов-связок weorþan или bēon/wesan + P II. Это сочетание выступало как составное именное сказуемое. При этом только переходные глаголы могли выступать в пассивном залоге: Ic eom gelufod (I am loved). ранненовоангл. период: Let this fellow be looked to.
3) сочетания глаголов habban и bēon с причастием II,
перфектные формы получили статус грамматизованных аналитических форм только в ср.-англ. период. В качестве вспомогательных глаголов использовались глаголы haven и bēn. Первый вспомогательный глагол употреблялся с переходными глаголами (he hæfd þa bōc gewriten), второй – с непереходными глаголами, в основном глаголами движения: he wæs ācumen (Он пришел).
4) : Singynge he was, or floytinge, al the day – Он пел или играл на флейте весь день. Возникновение форм Continuous относится к 15 в. и завершается в начале н-англ. периода.
Одним из источников их возникновения является составное сказуемое, oбразованное из глагола-связки bēn и PI: wæs gongende – шел.
В ср.-англ. они заменяются на сочетания bēn + форма на -ing(e): he is on huntinge (он находится на охоте).
В конце ср.-англ. периода это сочетание переосмысливается и обозначает состояние субъекта в момент высказывания. Это привело к постепенной утрате предлогом своего значения и его фонетического превращения в префикс а- (he is ahunting). Затем утрачивается и префикс а-: he is hunting. Таким образом, эту форму можно считать сложившейся глагольной формой Continuous. Длительный вид окончательно складывается лишь к 18 в.
5) the Passive Infinitive, the Perfect Infinitive, the Perfect Passive Infinitive. В конце ср.-а периода появляется новая неличная форма – герундий. Он развивается из отглагольного существительного с суффиксом -ing. Уже в 14 в. встречаются отдельные случаи его употребления. Как самостоятельная форма начинает функционировать в ранненовоангл. период.
Слайд 19Развитие синтаксического строя английского языка
1) Если в начале предложения не
было обстоятельственного слова, то порядок слов в нем был прямой:
þā Finnas, him þūhte, and þā Beormas spræcon nēah ān geþēode – Финны, ему казалось, и пермяки говорили почти на одном языке.
2) Если в начале предложения стояло обстоятельственное слово, то порядок слов был обратный: þā com he on morgende to þæm tūn-gerēfan – Тогда отправился он наутро к старосте. Обратный порядок встречается обычно при словах: þā, þonne, nū «тогда»; þær «там»; þus «так».
3) В др.-англ. текстах, особенно в поэтических, встречался особый порядок слов, типичный для придаточного предложения. Например: Ne mette he þær nān gebūn land siþþan he from his āgnum hām fōr – Он не встретил ни одной обитаемой страны, с тех пор как он из своего дома выехал.
4) Др.-англ. предложение могло быть бесподлежащным (Norðan sniwde – it was snowing in the north) и неопределенно-личным, которое строилось с помощью местоимения man.
Слайд 20союзы
Союзы þonne и þēah
Союзы swā и þā
Союзы сочинительные and,
ac (but), ne (nor), oððe (or), а подчинительными – gif
– if, þæt; ōð – till; swā – as, so и др.
коррелирующие союзы: сочинительные - oððe...oððe (either...or), nāwþer…naāwþer, ne…ne (neither…nor) и подчинительные - þe … þa, þonne… þonne (then…when); swā…swā (so…as, so…that).
универсальная подчинительная частица þe.
Например, ær þæm þe – before.
Например: þā þe – those who; þāra þe – whose.