Слайд 1Система методов менеджмента
Выполнили: Шабалкова Ксения
Андрианова Светлана
гр.21218
Слайд 2Методы управления
Управление – сложный и динамический процесс, управляемый и осуществляемый
людьми для достижения поставленной цели.
После того как установлены цели
управления, необходимо найти наиболее эффективные пути и методы их достижения. Поэтому возникает потребность в применении арсенала средств, которые обеспечивают достижение целей управления, т.е. методов управления.
Методы управления - средства целенаправленного влияния на коллектив или отдельных его членов в первую очередь для активизации инициативы и творчества всего персонала в процессе практической деятельности и для удовлетворения его потребностей.
Методы управления основаны на действии законов и закономерностей управления.
Слайд 3Методы управления
Особая роль методов управления создать условия для четкой организации
процесса управления, использования современной техники и прогрессивной технологии организации работ
и обеспечить их максимальную эффективность при достижении поставленной цели.
Все методы управления рассматриваются в практической деятельности НЕ как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов.
Все методы управления рассматриваются в практической деятельности не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов.
Методы менеджмента ориентированы, прежде всего, на высокую производительность и эффективность деятельности фирмы и ее персонала.
Слайд 4Классификация
Методы классифицируются по различным критериям (признакам):
по масштабам применения – общие,
относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным
частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;
по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и др.;
по уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления;
по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. д.;
по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.
Слайд 5Классификация
Традиционно методы менеджмента по характеру воздействия классифицируются:
Экономические;
Административные (организационно-распорядительные);
Социально-психологические.
(Данное
деление условно, но рассматривать каждый из них в отдельности.)
Методы менеджмента
формируются в следующей последовательности:
оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия;
выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров;
обеспечение условий для эффективного применения избранных методов, что, в конечном счёте, формирует технику и технологию управленческой работы.
Слайд 6Экономические
Влияние осуществляется материальным стимулированием работников и коллективов.
Экономические методы управления: организационно-производственное
планирование; метод комплексных целевых программ; коммерческий расчет; система экономических регуляторов
деятельности.
Планирование - систематическая разумная подготовка будущей деятельности.
Экономическое планирование - разработка системы показателей, которые являются наиболее важными и определяющими в деятельности организации.
Эффективность реализации плана зависит от механизма, который регулирует систему экономических взаимоотношений на уровне организации. (В условиях рыночной экономики - коммерческий расчет.)
Слайд 7Экономические
Коммерческий расчет полностью не исключает регулирующего влияния на хозяйственную деятельность
субъектов хозяйствования со стороны государства или высших относительно них управляющих
систем. Такое регулирование осуществляется с помощью системы экономических регуляторов хозяйственной деятельности:
Общегосударственные регуляторы хозяйственной деятельности (налоги, кредиты, регулирование цен и тарифов, экономические льготы);
Местные регуляторы (рентные платежи, местные налоги и сборы);
Внутрисистемные регуляторы деятельности организаций (централизованное создание фондов, внутриорганизационные отчисления на общие цели и программы).
Комплекс экономических регуляторов должен быть гибким, немедленно реагировать на смену экономической ситуации. В условиях развитого рынка, количество регуляторов может уменьшаться, однако рынок не предусматривает полного отказа от экономического регулирования.
Слайд 8Административные
Организационно-распорядительные(Административные) методы основаны на таких индивидуальных и групповых свойствах людей,
как чувство обязанности, ответственности, дисциплины и понимание возможности административного наказания.
Эти
методы управления следует применять с учетом требований экономических законов. Только в этом случае они являются научно обоснованными.
Характерными особенностями организационно-распорядительных методов управления являются:
прямое влияние на объект управления: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному выполнению;
определенная ответственность за невыполнение указаний и распоряжений.
Слайд 9Административные
Акты управления, которые осуществляются управленческими работниками, разделяют на два вида:
Нормативные
акты не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий
в тех или иных условиях и рассчитаны, как правило, на продолжительный период. К ним можно отнести уставы, положения, должностные инструкции, нормы и нормативы расходов ресурсов, стандарты и другие.
Индивидуальные акты адресуются определенным объектам управления. К ним относят приказы, постановления, распоряжение, циркуляры, указания.
Слайд 10Административные
Выделяют две группы организационно-распорядительных методов:
организационно-стабилизирующие,
распорядительные.
Основное содержание этих методов
организационно-стабилизирующего влияния состоит в установлении состава элементов системы и стойких
организационных связей между ними с закреплением определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями.
В состав организационно-стабилизирующих методов управления входят:
регламентирование,
нормирование,
инструктирование.
Слайд 11Социально-психологические
Под социальными методами управления понимают систему средств и рычагов влияния
на социально-психологический климат в коллективе, на трудовую и социальную активность
коллектива и его отдельных работников.
Методы социального управления направлены на гармонизацию социальных отношений в коллективе путем удовлетворения социальных потребностей работников, развития личности и социальной защиты.
К методам социального управления относят:
социальное прогнозирование,
социальное нормирование,
социальное регулирование,
социальное планирование.
Слайд 12Социально-психологические
Методы психологического управления – это конкретные способы и приемы, направленные
на регулирование отношений между людьми путем создания благоприятного психологического климата.
К ним относят:
методы комплектования малых неформальных групп (создание неформальных групп в коллективе);
методы гуманизации труда (воздействие цветом, музыкой запахом);
методы психологического побуждения работников в зависимости от типа темперамента;
методы профессионального отбора (тесты, собеседования и другие);
отбор целей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчинёнными.
Слайд 13Классификация
(Классификация в зависимости от функций управления.)
Деятельность в сфере управления предполагает
не только собственно организующие воздействия, но и определение цели воздействия,
постановку конкретных задач, поиск способов их решения. Следовательно, есть все основания считать, что познавательная, исследовательская функция включается в процесс управления как его важнейшая составная часть. И существуют и методы управления, с помощью которых решаются эти познавательные управленческие задачи.
Их можно назвать в соответствии с функциями управления методами познавательно-программирующими. Тогда другая часть методов будет соответственно названа организационно-регулирующими.
Иными словами, есть функции управления, есть и соответствующие методы их реализации. И в рамках каждой функции свои методы: методы прогнозирования, планирования, методы организации и регулирования, методы учета и контроля.
Слайд 14Классификация
(Классификация в зависимости от функций управления.)
Основанием классификации выступает функциональная содержательная
сторона управления.
Преимущество: классификация дает возможность проследить взаимосвязь функций и методов
управления.
Если мы признаем, что процесс управления состоит из двух укрупненных стадий:
выработки решений,
реализации решений;
то каждая стадия осуществляется с помощью определенных методов, отражающих технологическую сторону управления.
Слайд 15Познавательно-программирующие
Методы, разрабатываемые специально для анализа систем и процессов управления, решения
управленческих задач.
Это возникшие сравнительно недавно методы системного анализа, исследования
операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования, создание которых с самого начала было связано с ориентацией на решение задач управления.
При этом многие из них оказались настолько богатыми по содержанию, что вышли за пределы теории управления и приобрели общенаучное значение.
В рамках смежных наук широко используются системный подход, метод построения "дерева целей", программно-целевой метод и многие другие.
Слайд 16Организационно-регулирующие
Способы непосредственного воздействия на поведение управляемых - весьма разнообразны. К
всеобщим методам воздействия в управлении относятся методы:
Убеждения предполагает стимулирование осознанного,
желаемого, соответствующего интересам работника поведения человека в процессе труда, а именно означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на сознание и волю управляемых, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соответствующую целям и задачам управления, побуждает к осознанному исполнению распоряжений субъекта управления.
Основными видами (мерами) убеждения являются: разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта (образцов деятельности), поощрение и др.
Принуждения состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воли управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воли субъекта управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер.
Слайд 17Выводы:
Эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, единства всех трех
групп методов.
Нормальное функционирование экономического управления настоятельно требует, чтобы все виды
административного воздействия были строго регламентированы и введены в правовые рамки. Экономическое управление требует ясности и полноты не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия.
Экономические и административные методы управления неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к его конечной цели, позволяющих прийти к ней наиболее кратким и экономным путем. В свою очередь, административные методы связаны с социально-психологическими.
Исходя из принципа единоначалия, руководитель имеет право издавать приказы и распоряжения, при этом он должен учитывать в каждый момент общее состояние «социально-психологического» климата, а также индивидуальные способности каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого приказа или распоряжения.