«Система работы по развитию лексико – грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР»
Слайд 2Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и
признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь
– слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает.
Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Слайд 3Актуальность
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в
речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи:
звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с ОНР. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
У детей с ОНР отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазий, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
цель
совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи.
Слайд 5Задачи
отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу;
изучить приемы формирования лексико-грамматических
средств языка у детей с общим недоразвитием речи;
показать необходимость формирования
лексики и грамматического строя речи у дошкольников;
проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе;
сделать сравнительный анализ результатов исследования.
Слайд 6Этапы работы
Изучение педагогической и логопедической литературы.
Проведение диагностики с целью выявления
особенностей и уровня развития лексико – грамматического строя речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи;
Разработать систему работы по развитию лексико – грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР;
Разработка содержания и практическое использование комплекса по развитию лексико – грамматического строя речи у дошкольников с ОНР с использованием дидактических игр;
Проведение контрольного диагностического среза с целью выявления особенностей и уровня развития лексико – грамматического строя у дошкольников с ОНР после использования разработанного комплекса дидактических игр;
Составление сравнительного анализа результатов, полученных до и после проведения разработанного комплекса дидактических игр.
Составление выводов о влиянии разработанного коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр на формирование лексико – грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
Слайд 7Теоретическое обоснование
На необходимость формирования лексико-грамматических
конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева
Т.Б., Туманова Т.В.
Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева.
Формированию лексико-грамматического строя речи у детей с отклонениями в речевом развитии в коррекционных методиках придается особое значение. Так ряд авторов показывают определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций.
В пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I-II год обучения)»( Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Она предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи в определенной последовательности. В данном пособии показана работа по построению простых лексико-грамматических конструкций, по расширению знаний о предлогах, описывается, как научить детей составлять простые и сложные предложения. В пособии представлена коррекционная работа над связной речью, оно также включает речевой материал, который может использоваться на занятиях.
Профессор Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова указывают на значимость поэтапной системы формирования лексико-грамматического строя, его грамматических конструкций на основе усвоения согласования существительных с прилагательными, числительными и глаголами. В пособии даны примерные конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. Приложение содержит разделы с рекомендациями по работе:
воспитателя и музыкального руководителя в группе ОНР; родителям с детьми в домашних условиях.
В работе «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи» Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой описывается логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников на основе развития словаря ребенка. Там же представлены приемы формирования лексико-грамматических конструкций, закрепление их с помощью специально подобранных упражнений.
Слайд 8теория
В «Логопедии в детском саду» учитель-логопед Смирнова Л.Н представила материал,
содержащий многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей
сложности, направлены на развитие всех компонентов речи и в том числе лексико-грамматических конструкций. В книге приведены примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам.
Система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи освещается в пособии «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). В нем подробно описываются основные проявления недоразвития лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Изложены основные приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи. В работе Л.Ф. Спировой «Приемы выявления речевых нарушений у детей» показана методика обследования речи дошкольников.
Т. П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва в книге «Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития» подробно описывают логопедическое обследование грамматического строя речи у детей и рассматривают последовательность формирования лексико-грамматических конструкций.
Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико-грамматических средств, ни в одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико-грамматических конструкций речи. В нескольких источниках можно отметить только направления для их формирования. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться на занятиях для формирования лексико-грамматических конструкций и для их закрепления.
Таким образом, изучив теоретический материал, мы определили, что нарушения речи при общем недоразвитии носит системный характер и затрагивают многие стороны речевого развития.
Слайд 9Практическая часть
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексико -
грамматического строя речи у дошкольников с ОНР состоит из 3
этапов:
1 этап – диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексико – грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
2 этап – коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.
3 этап – итоговый - оценочный.
Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.
Слайд 10
1 этап – диагностический.
Свою работу по формированию у детей лексико-грамматических
категорий я начала с обследования детей.
При проведении
логопедического обследования дошкольников, я применяла различные методы и приемы.
Слайд 11Исследование словаря
1.Исследование состояния активного словаря.
Задания:
- назови слова обозначающие предметы соответствующих групп; - узнай и назови по картинкам части тела и части некоторых предметов; - назови одним словом; - подобрать слова антонимы («сказать наоборот») и пары слов.
2 .Исследование состояния предикативного словаря.
Задания: - состояние глагольного словаря. Назови, что делают те, кто изображён на картинках.
3. Исследование атрибутивного словаря.
Задания: - назови предмет и его цвет на картинке по показу; - назови форму предметов, изображённых на картинках. «Мяч какой формы?».
Критерии оценивания:
3 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме или опережает её.
2 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка ниже возрастной нормы.
1 балл. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребёнка значительно отстаёт от возрастной нормы.
0 баллов. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь практически не сформирован.
Слайд 12Исследование состояния грамматического строя речи
Словоизменение. Задания:
- образование формы множ. числа им. сущ. Назови пары картинок; - образование формы имён сущ. в косвенных падежах. Ответь на вопросы по картинкам; - образование сущ. множ. Числа в Р.П. « много чего?»; - согласование предложно – падежных конструкций. Ответь на вопросы по картинкам; - согласование имён прилагательных с им. сущ. ед. числа. Ответь на вопрос «Что это?»; - согласование имён числ. С им. Сущ.. Сосчитай предметы на картинках и ответь «Сколько?».
Словообразование. Задания: - образовать по картинкам пары слов. «Назови ласково»; - образование названий детёнышей животных по образцу, без зрительной опоры; - образование относительных прилагательных. Продолжи фразу по образцу, без зрительной опоры; - образование притяжательных прилагательных. Продолжи фразу по образцу, без зрительной опоры; - образование приставочных глаголов. Ответь « что делает мальчик?» с опорой на картинку; - образование глаголов совершенного вида. Составить предложения по картинкам.
Критерии оценивания:
3 балла. Ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.
2 балла. Ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.
1 балл. Ребёнок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
Слайд 14Анализ результатов обследования.
Исследование словаря показало:
У 100 % детей объём словаря существительных, глаголов
и прилагательных соответствует возрастной норме.
100 % детей хорошо понимают различные формы словоизменения.
У 10 % детей номинативный, предикативный словарь соответствует возрастной норме.
У 90 % детей номинативный, предикативный словарь ниже возрастной нормы.
Исследование грамматического строя речи показало:
40 % детей допускают стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.
60 % детей допускают нестойкие ошибки при выполнении заданий.
Исследование связной речи показало :
40 % детей нарушают связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускают главные и второстепенные звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов.
60 % детей сохраняют связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.
Результаты обследования зафиксированы в речевых картах детей и занесены в таблицы и диаграмму.
Слайд 152 этап – коррекционно-обучающий
Совместную деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи планирую с учетом требований общей и
специальной педагогики: четко определяю тему, цель и основные этапы;
отбираю лексический и грамматический материал с учетом темы и цели совместной деятельности, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей;
включаю в совместную деятельность разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей, регулярное повторение усвоенного речевого материала.
В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях не делаю замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию.
Слайд 16
При выявлении различных нарушений лексико-грамматической стороны речи, были намечены следующие
задачи:
- развитие понимания устной речи;
- практическое усвоение способов словообразования;
-
усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
- образование относительных прилагательных;
- образование простейших синонимов и антонимов;
- употребление в речи предлогов.
Слайд 17методы
приемы
Формирование лексико-грамматически
правильной речи
Дидактические игры
Словесные упражнения
Рассматривание картин
Пересказ коротких рассказов и сказок
Создание проблемной
ситуации
Показ нужной формы, исправление ошибки
Вопросы подсказочного и оценочного характера
Напоминание о том, как сказать правильно
Слайд 18 Для успешного решения этих задач я систематизировала речевой материал
по основным лексико-грамматическим темам в соответствии с « Программой коррекционного
воспитания и обучения» Т.Б. Филичевой, Г. Чиркиной. Материал предоставлен на карточках, на каждой из них несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме, решающих поставленные задачи. Этот материал используется мною при проведений занятий и воспитателями по закреплению основных лексико-грамматических тем.
Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитии
использую дидактические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Слайд 19
Игры на правильное употребление числительных: »Посчитай», «Кому сколько?», «Продолжи счет».
Игры
на закрепление наречий: «Когда это делаем?», «Где сосед?», «Найди флажок».
Игры
по работе над предложениями с предлогами: «Что где растет?», «Кто где сидит?», «Чего не хватает?», « Поможем Незнайке».
Игры на обогащение активного и пассивного словаря по разным темам: лото « Овощи-фрукты», « Транспорт», « Дикие и домашние животные», «Профессии», « Цветы» и др.
Игры проводятся с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, как в первую половину дня, так и после обеда, во время самостоятельной игровой деятельности, а так же включались и в занятия.
Совместно с воспитателями подобраны и изготовлены дидактические игры различного содержания с учетом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по разному, что способствовало бы закреплению знаний детей.
Это игры на словоизменение: «Один-много», «Кто что любит», «Что ты надеваешь?», «Кому что?», «У кого детеныши», «Отбери не ошибись», «Назови правильно».
Игры на обогащение глагольного словаря: »Кто что делает?», «Измени слово», «Скажи наоборот»
Слайд 20
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется
по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Словарный запас. Обобщающие слова:
«Назови одним словом»
Слайд 21
Глаголы.
«Кто что делает?»
«Кто как передвигается?»
Слайд 22Игра «Учимся говорить правильно».
Подбери действие (
с использованием КТ.)
Слайд 23Игра «Учимся говорить правильно».
Подбери действие (
с использованием КТ.)
Слайд 24
Прилагательные.
«Расскажи какой?»
«Что купит Маша? Опиши?»
Слайд 25Игра «Учимся говорить правильно».
Подбери признак (
с использованием КТ.)
Слайд 26Игра «Учимся говорить правильно».
Подбери признак (
с использованием КТ.)
Слайд 29Словарный запас.
«Назови части»
«Что лишнее?»
Слайд 30Словообразование.
Образование имен прилагательных от существительных.
«Новые слова»
Сам образуй новые слова:
шарф из шерсти-шерстяной
стакан из стекла-стеклянный
«Расскажи, из чего какой?»
Сок из апельсинов-апельсиновый
Лавка из дерева-деревянная
Слайд 31Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.
«Скажи ласково»
Гриб-грибочек
Ложка-ложечка
«Большой и
маленький
дом»
У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком
- чашечка.
Слайд 32
Назови детенышей.
«Чей это малыш?»
Единственное и множественное число имен существительных и глаголов
«Один - много»
Слайд 35Согласование числительного с существительным
Игра «Посчитай 1,2,3,4,5»
Слайд 36Употребление Родительного падежа имен существительных и притяжательных прилагательных.
«Чей хвост? Чьи
уши? Чей клюв?»
Слайд 38Понимание и употребление предлогов
Слайд 39Работа с семьёй
Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического
строя речи детей, логопедическая работа проводимая в детском саду, совмещалась
с работой с семьей.
Для родителей были проведены консультации: «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей дошкольного возраста», «Расширяем словарный запас ребёнка».
Был проведён мастер – класс «Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР».
Для родителей был проведен практикум: «Игры с мячом, направленные на обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи». Тренинги по проблемной теме: «Особенности словообразования у детей с ОНР», «Учимся употреблять предлоги», « Слова-друзья и слова-неприятели».
С начала учебного года использую в своей работе совместное художественное творчество родителей с детьми. В качестве домашнего задания родителям предлагаю изготовить пособие по лексической теме с целью закрепления пройденного материала. Сделанное в семье пособие непременно используется на занятии. Это стимулирует родителей к участию в речевой деятельности, повышает качество речи ребенка.
• С целью обогащения и активизации словаря организованы тематические копилки по временам года: «Осень! Осень! В гости просим!», « Здравствуй, гостья-зима!», « Идет весна, красна, ясна!», « Лето красное».
• В « Уголке логопеда» вывешиваю памятки и рекомендации для родителей по ознакомлению с игровыми приемами, направленными на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепления грамматических навыков.
Слайд 40Промежуточная динамика
Промежуточная динамика по формированию лексико-грамматических категорий показала, что в
результате проведенной работы улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя
речи: - дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; - уточнилось значение действий; - улучшились показатели в подборе определений к существительным; - согласовании их в роде, числе; - расширился активный словарь по лексическим темам.
ВЫВОД:
Таким образом, при систематической работе по развитию лексико
– грамматического строя речи у детей с ОНР и применении современных приёмов и методик можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы.