Слайд 1
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2План
1. Средства развития речи детей
2. Формы работы по развитию речи
детей дошкольного возраста
3. Методы и приёмы работы по обучению родному
языку детей дошкольного возраста
Слайд 3Средства развития речи детей
1. Обучение родному языку на занятиях;
2. Организация
общения детей в разных направлениях деятельности
3. Восприятие произведений различных видов
искусства
4. Социальное и природное окружение детей
5. Ознакомление детей с художественной литературой
6. Использование технических средств
7. Речь воспитателя как способ влияния на речь детей
Слайд 4Формы обучения детей родному языку
Форма – это способ осуществления учебно-воспитательного
процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Форма обучения
– это специально организованная деятельность воспитателя и детей, которая происходит в установленном порядке и в определенном режиме и зависит от количества тех, кого обучают.
Обучение родному языку детей в дошкольных учреждениях осуществляются в двух формах:
- на организованных занятиях;
- в повседневной жизни (вне занятий)
Слайд 5
Требования к занятиям:
-Тщательная подготовка, определение его содержания и приёмов обучения
-Оптимальная
интенсивность нагрузки
-Воспитательный характер занятия
-Эмоциональный характер занятия
-Речевая активность на всех этапах
занятия
-Сочетание коллективного характера занятия с индивидуальным подходом и дифференцированным обучением
-Правильная организация занятия
-Учёт результатов занятия
-Связь занятия с последующей работой по развитию речи
Слайд 6
Виды занятий (классификация. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной):
В зависимости от ведущей
задачи:
по формированию словаря;
по формированию грамматического строя речи;
по воспитанию звуковой культуры
речи;
по обучению связной речи;
по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте);
по ознакомлению с художественной литературой.
Слайд 7В зависимости от применения наглядного материала:
-занятия, на которых используются
предметы, наблюдаются явления, действия;
-занятия с применением изображения наглядности (игрушки,
картинки …);
-занятия словесного характера, без опоры на наглядность.
В зависимости от этапа обучения:
-формирование речевого навыка;
-закрепление речевого навыка;
-автоматизация речевого навыка
Слайд 8В зависимости от дидактической цели (по типу школьных уроков, предложенная
А.М. Бородич):
-занятия по сообщению нового материала;
-занятия на закрепление знаний, умений,
навыков;
-занятия по обобщению и систематизации знаний;
-итоговые или учётно-проверочные занятия;
-комбинированные.
ПРИНЦИП ЕДИНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ
Слайд 9Речевые занятия (проводятся 1 раз в неделю)
Классификация речевых занятий (по
А.М. Богуш)
1). Комплексные (1 раз в неделю первые три недели
каждого месяца).
2) Тематические (проводятся на четвертой неделе каждого месяца в соответствии к 3-м разделам: словарная работа, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи).
Связная речь является обязательной частью каждого комплексного занятия.
Слайд 10
Требования к организации и проведению речевых (комплексных и тематических занятия):
-
На каждом комплексном занятии одновременно (в комплексе) решаются три разные
речевые задачи.
-Занятия по развитию речи имеют лишь речевую направленность (проводятся лишь на хорошо знакомом детям иллюстративном материале).
-Взаимосвязь с занятиями по другим разделам программы
-Максимальная речевая активность детей.
-Максимальное использование игровых приёмов обучения
Непринуждённость и раскрепощённость детей на занятии
Слайд 11М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Н.А. Стародубова, О.С. Ушакова
все речевые
занятия предлагают проводить как комплексные. По их мнению, комплексными занятия
могут быть как занятия, на которых решаются разные речевые задачи, так и занятия, на которых решается одна речевая задача
Слайд 12
Виды занятий по количеству участников:
Классификация М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной:
а) фронтальные
(со всей группой или подгруппой)
б) индивидуальные
Классификация А.М. Богуш:
индивидуальные (1-4 детей);
индивидуально-групповые
(4-8 детей);
групповые (до 15 детей)
Слайд 13Методы обучения детей родному языку
Методы обучения – это способы совместной
деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач развития речи.
Классификация
методов обучения:
- по характеру руководства умственной деятельности обучающихся (пояснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковой, исследовательский);
- по источнику знаний (наглядные, словесные, практические);
- по направлению деятельности (практические, практико-теоретические, теоретические).
Слайд 14Приемы обучения детей родному языку
Прием – это элемент, составляющая часть
метода:
словесные; наглядные; игровые
Словесные приемы
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая
деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Должен быть доступным по содержанию и форме, должен произноситься чётко, громко и неторопливо.
Слайд 15Повторное проговаривание преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого
элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Объяснение – раскрытие
сущности некоторых явлений или способов действия.
Указание – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие).
Слайд 16Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребёнка,
характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.
Слайд 17- наглядные приемы (показывание картинки, игрушки, предмета, движения или действия,
артикуляция звуков);
- игровые (создание игровой ситуации, выполнение игровых действий, звукоподражание,
загадочная интонация голоса, использование шуток).