Разделы презентаций


ГУ ЛНР ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ

Содержание

На рубеже XIX—XX в.в., когда в России приступили к промышленному производству товаров медицинского назначения, были разработаны «Правила об условиях, порядке разрешения и об уст­ройстве фабрик, лабораторий и особых отделений заводов для

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ГУ ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» Кафедра технологии

лекарств, организации и экономики фармации
Качество медицинской техники и фармацевтических товаров,

показатели качества.


Лекцию читает:
Ассистент кафедры
Лисовская Ольга Леонидовна

ГУ ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»  Кафедра технологии лекарств, организации и экономики фармации

Слайд 2На рубеже XIX—XX в.в., когда в России приступили к промышленному

производству товаров медицинского назначения, были разработаны «Правила об условиях, порядке

разрешения и об уст­ройстве фабрик, лабораторий и особых отделений заводов для из­готовления сложных фармацевтических препаратов» и первые до­кументы по обеспечению качества медицинских инструментов. В 1929 г. впер­вые была установлена уголовная ответственность за несоблюдение обязательных стандартов и выпуск недоброкачественной продук­ции. В 1954 г. Управление по стандартизации было преобразовано в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. В ноябре 1970 г. он был преобразован в Госу­дарственный комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР (Госстандарт СССР). В 1992 г. — в Государственный комитет Российской Федерации по стандартиза­ции и метрологии (Госстандарт России) и, наконец, в 2004 г. — в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
На рубеже XIX—XX в.в., когда в России приступили к промышленному производству товаров медицинского назначения, были разработаны «Правила

Слайд 3Это агентство представляет Российскую Федерацию в Междуна­родной организации стандартизации (ISO

— английская транскрип­ция, ИСО — русская транскрипция), которая была создана

при ООН в октябре 1946 года. Основной задачей ИСО является разработка международных рекомендаций (стандартов) для содействия между­народной торговле и научно-техническому прогрессу. Для создания и утверждения необходимых международных стан­дартов создан ряд комиссий и комитетов: Международная эконо­мическая комиссия (IEC — английская транскрипция, МЭК — рус­ская транскрипция), Европейский комитет нормирования (CEN — английская транскрипция, ЕКН — русская транскрипция), Европей­ский комитет электротехнического нормирования (CENELEC — английская транскрипция, ЕКЭН — русская транскрипция), Евро­пейская организация по контролю качества (ЕОКК), Международ­ный комитет мер и весов (МКМВ), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ).
Это агентство представляет Российскую Федерацию в Междуна­родной организации стандартизации (ISO — английская транскрип­ция, ИСО — русская транскрипция),

Слайд 4Свойство и качество товаров
Свойство — объективная особенность товара, проявляющаяся при

ее создании, оценке, хранении, потреблении или эксплуатации.
Свойства могут быть простыми

и сложными.
Простое свойство характеризуется одной особенностью, напри­мер кислотность, содержание действующего вещества и др.
Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства могут служить безо­пасность и эффективность лекарственных средств или пищевая ценность биологически активных добавок, которая включает це­лый комплекс свойств — энергетическую, биологическую; физио­логическую и органолептическую ценности, а также усвояемость и безопасность.
Свойства медицинских и фармацевтических товаров характери­зуются соответствующими показателями, по совокупности которых определяется уровень качества товара в целом.
Свойство и качество товаровСвойство — объективная особенность товара, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении, потреблении или эксплуатации.Свойства

Слайд 5Качество товара
— одна из его основополагающих характерис­тик, оказывающих решающее

влияние на создание потребительс­ких предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Международный стандарт ISO

8402 от 1994 г. в п. 2.1 определяет качество — как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Следовательно, качество медицинских и фармацевтических това­ров — это степень их пригодности для удовлетворения потребности пациентов.
Требования к качеству товаров устанавливают сначала на этапах его проектирования и разработки, а затем уточняют в процессе выпуска опытных партий. Высокое качество медицинских и фар­мацевтических товаров обеспечивается контролем качества исход­ного сырья, метрологическим контролем оборудования, рабочим и окончательным контролем качества готовой продукции, разработ­кой требований к условиям хранения и реализации с последующим контролем за соблюдением этих требований (см. модуль 1, гл. 1, рис 1.1). Перед отпуском товара потребителю производитель оце­нивает качество товаров по нормам, регламентированным норма­тивной документацией.
Международный стандарт ИСО 8402 от 1994 г. в п. 2.3 определя­ет требования к качеству товара, как выражение определенных по­требностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью воз­можности их реализации и проверки.
Качество товара — одна из его основополагающих характерис­тик, оказывающих решающее влияние на создание потребительс­ких предпочтений и формирование

Слайд 6В нормативных документах устанавливаются правила, общие прин­ципы и их характеристики,

касающиеся производства различного вида товаров и требования к свойствам и

показателям, обусловли­вающим их качество.
Требования к технологии производ­ства, качеству, безопасности и эффективности медицинских и фар­мацевтических товаров отражаются в специальном нормативном документе — техническом регламенте, который утверждается в со­ответствии с принятым законодательством.
Регламент (от франц. Reglament и лат. reuglo — упорядочивать, регулировать) — правила, устанавливающие, регулирующие поря­док и время проведения мероприятий или действий по выпуску го­товой продукции и ограничивающие их определенными пределами.
Различают общий технический и специальный технический регла­мент. Как правило, общий технический регламент касается любых видов продукции и процессов их движения. Так, межведомствен­ной рабочей группой по техническому регулированию лекарствен­ных средств в 2003 году был разработан проект общего техническо­го регламента «О безопасности лекарственных средств». Специаль­ный технический регламент на отдельные виды продукции создается производителем (разработчиком) товара.
В нормативных документах устанавливаются правила, общие прин­ципы и их характеристики, касающиеся производства различного вида товаров и требования

Слайд 7 Показатели качества товара — это количественные характерис­тики его свойств, определяющих

пригодность товара к конкретным условиям его производства, потребления или эксплуатации.
Показатели

качества по наименованиям делятся на группы в за­висимости от характеризуемых свойств (единичные и комплекс­ные) или от назначения (базовые и определяющие).
Единичные показатели — показатели, предназначенные для вы­ражения простых свойств товаров, например цвета, формы, целос­тности, кислотности.
Для всех лекарственных средств 93 класса ОКП основными кри­териями качества являются: подлинность, безопасность, биодоступ­ность и эффективность.
Для всей медицинской техники 94 класса ОКП различают сле­дующие группы единичных показателей качества: назначение, на­дежность и долговечность, технологичность.
В то же время каждый вид продукции имеет свои единичные показатели качества. Качество зажимов (94 3510 ОКП) определяет­ся такими единичными показателями, как эластичность и коррози­онная стойкость. Качество перевязочных материалов (81 9142 ОКП) определяется такими единичными показателями, как гигроскопич­ность, капиллярность, нейтральная реакция водной вытяжки и т.д. Эти показатели устанавливаются отраслевыми методиками. Их оцен­ка является задачей квалиметрии.
Показатели качества товара — это количественные характерис­тики его свойств, определяющих пригодность товара к конкретным условиям его

Слайд 8 Комплексные показатели — показатели, предназначенные для вы­ражения сложных свойств товаров.
Базовые

показатели — показатели, принятые за основу при срав­нении качества. Как

базовые могут быть использованы показатели стандартных образцов аналогичной продукции, отражающие пере­довые научно-технические достижения. Примером определения базового показателя может служить определение подлинности дей­ствующего вещества в сравнении с его стандартом хроматографическим методом.
Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее зна­чение при оценке качества товаров. К ним в товароведении относят­ся многие органолептические показатели — внешний вид, цвет, вкус, запах, а также агрегатное состояние лекарственных препаратов.
В нормативной документации на медицинскую технику, меди­цинские инструменты, приборы и оборудование обязательно есть показатель — назначение, который характеризует соответствие то­вара его назначению и обусловливает его область применения.
Регламентируется качество товара стандартом.
Стандарт (от англ. standart — норма, образец) — официальный госу­дарственный или нормативный документ отрасли, предприятия, фир­мы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, тре­бования, которым должен удовлетворять данный вид продукции, товара.
Комплексные показатели — показатели, предназначенные для вы­ражения сложных свойств товаров. Базовые показатели — показатели, принятые за

Слайд 9Понятие о системе управления качеством продукции
Под управлением качеством следует понимать

совокупность ме­роприятий, методов и средств, которые обеспечивают и поддержи­вают необходимый

уровень качества продукции. В настоящее вре­мя в нашей стране разрабатываются и внедряются заводские, отраслевые и территориальные (городские, республиканские) ком­плексные системы управления качеством продукции. Основой уп­равления качеством продукции является стандартизация.
Понятие о системе управления качеством продукцииПод управлением качеством следует понимать совокупность ме­роприятий, методов и средств, которые обеспечивают

Слайд 10Комплексность системы проявляется в том, что она позволяет управлять качеством

на всех стадиях жизненного цикла продук­ции, т.е. на стадиях разработки,

производства, реализации и по­требления.
На стадии разработки первостепенными задачами являются ус­тановление оптимального ассортимента продукции с учетом по­ступления сырья и спроса потребителя, освоение новых видов товаров, планирование качественных показателей для увеличения выпуска товаров высшей категории качества.
На стадии производства обеспечивается изготовление продукции, соответствующей требованиям нормативно-технической документа­ции, проводятся организационно-технические мероприятия по улуч­шению качества продукции и по предупреждению выпуска брака.
На стадии реализации создаются необходимые условия для со­хранения и оценки качества продукции.
На стадии потребления продукции осуществляется сбор и на­копление информации о качестве продукции из аптечных учрежде­ний и ЛПУ, учет и анализ рекламаций по качеству.
Комплексность системы проявляется в том, что она позволяет управлять качеством на всех стадиях жизненного цикла продук­ции, т.е.

Слайд 11 Органы и службы по стандартизации имеют различный уровень в зависимости

от назначения стандарта:
международный (стандарт действует между странами участни­цами);
национальный (стандартизация в

одном конкретном государстве):
государственный уровень;
отраслевой уровень;
в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств, на уровне ассоциаций, предприятий ).
административно-территориальный (края, области, округа). Работа по стандартизации в России осуществляется руководя­щим (национальным) органом, рабочими органами и контролиру­ющими организациями.
Органы и службы по стандартизации имеют различный уровень в зависимости от назначения стандарта: международный (стандарт действует

Слайд 12 Надзор за внедрением и соблюдением стан­дартов для товаров медицинского

назначения осуществляется на всех стадиях товародвижения путем:
регистрации товаров;
лицензирования различных видов

деятельности, связанных с раз­работкой, производством, продвижением, продажей и исполь­зованием товаров;
подтверждения соответствия товара и его сертификации;

Надзор за внедрением и соблюдением стан­дартов для товаров медицинского назначения осуществляется на всех стадиях товародвижения путем:регистрации

Слайд 13 Схема управления качеством лекарственных средств
Регистрация товаров медицинского назначения производится по

результатам рассмотрения представленных организацией-заявите­лем документов, если актами квалификационных испытаний под­тверждено,

что испытанные образцы из установочной серии, изго­товленные в условиях серийного производства, соответствуют требованиям государственных стандартов и нормативных докумен­тов по обеспечению качества, эффективности и безопасности изде­лий. При этом выдается регистрационное удостоверение — документ, который подтверждает внесение товара в Государственный реестр и разрешает обращение товара на Российском рынке.
Схема управления качеством лекарственных средств Регистрация товаров медицинского назначения производится по результатам рассмотрения представленных организацией-заявите­лем документов,

Слайд 14Лицензирование осуществляется в нашей стране в соответствии с Законом РФ

№135 от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов

деятельности», который установил перечень федеральных орга­нов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конк­ретных видов деятельности, в том числе связанных с производством и обращением товаров медицинского назначения. Министерством здра­воохранения и социального развития РФ выдается лицензия — предприятиям оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, в том числе и наркотическими и психотропными. При этом государственными органами вы­дается лицензия — разрешение на осуществление перечисленных видов деятельности.
Лицензирование осуществляется в нашей стране в соответствии с Законом РФ №135 от 8 августа 2001 г. «О

Слайд 15Стандартизация — деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях

их добровольного и многократного использо­вания, с целью упорядоченности в сфере

производства, обращения и потребления товара, а также повышения его безопасности, эко­номичности и конкурентоспособности.

К основным задачам стандартизации относятся:
разработка нормативных требований к качеству готовой продук­ции, а также к качеству сырья, полуфабрикатов, используемых при ее изготовлении;
разработка требований и норм в области проектирования и про­изводства продукции, методов и средств ее испытания и контро­ля; обеспечение единства и правильности измерений в стране, разработка новых и совершенствование существующих эталонов единиц измерений;
Стандартизация — деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного и многократного использо­вания, с целью

Слайд 16совершенствование систем терминологии и обозначений в раз­личных отраслях науки и

техники; участие в работе междуна­родных организаций по стандартизации;
обеспечение высокого качества

продукции через единую систе­му показателей качества, методов контроля и исследований го­товой продукции, а также сырья и материалов, необходимых для ее изготовления;
повышение степени соответствия продукта, процессов и т.п. их функциональному назначению; устранение технических барье­ров в международном товарообмене, содействие НТП и сотруд­ничеству в различных областях.

совершенствование систем терминологии и обозначений в раз­личных отраслях науки и техники; участие в работе междуна­родных организаций по

Слайд 17 Правовая основа стандартизации в Российской Федерации регу­лируется следующими законами и

подзаконными актами:

закон РФ «О стандартизации» № 5154-1 от 10.06.1993 г.

(№ 211- ФЗ ред. 27.12.1995), который устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации;

закон РФ «Об обеспечении единства измерений» № 4871-1 от 27 апреля 1993 г;

постановление правительства РФ «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической инфор­мации» № 1212 от 1 ноября 1999 г.
Правовая основа стандартизации в Российской Федерации регу­лируется следующими законами и подзаконными актами: закон РФ «О стандартизации»

Слайд 18 К национальным относятся следующие категории стандартов РФ:
Государственный стандарт Российской Федерации

(ГОСТ Р или ГОСТ) — принимается Федеральным агентством по техническо­му

регулированию и метрологии. Он составляется на организационно-методические и общетехнические объекты, продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое и общенародное зна­чение, поэтому является обязательным для всех предприятий, организаций и учреждений российского, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства Рос­сии;
Отраслевой стандарт (ОСТ) — принимается государственным органом управления в пределах его компетенции. Он обязателен для всех предприятий и организаций других отраслей, применя­ющих или потребляющих продукцию этой отрасли. Такие стан­дарты устанавливаются на сырье, полуфабрикаты, используемые в данной отрасли, а также на отдельные виды товаров народного потребления. Утверждаются отраслевые стандарты министерством (ведомством), являющимся ведущим в производстве данной про­дукции. Основное внимание при разработке этой группы стан­дартов обращается на переход от стандартизации однородных групп продукции к стандартам на технологические процессы и комплексные методы оценки, а также вопросам технического обслуживания и калибровки изделий;
Стандарт предприятия (СП) — принимается предприятием. Он отражает присущие каждому предприятию особенности техно­логического процесса получения товара и содержит перечень по­казателей качества, которые должны быть не ниже требований ГОСТа или ОСТа на аналогичную продукцию.
Стандарт научно-технического объединения (СНТО) — принима­ется научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением.
К национальным относятся следующие категории стандартов РФ: Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р или ГОСТ) —

Слайд 19Кроме стандартов государственных, отраслевых и стандартов предприятий, на некоторые виды

товаров, в том числе и медицин­ские, разрабатывают технические условия. При

этом создают как общие технические условия (ОТУ), так и технические условия (ТУ) на конкретные виды продукции. Для медицинских изделий общие технические условия регламентируются ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92. Их утверждают на продукцию, находящуюся в стадии освоения и выпускаемую малыми партиями, а также в тех случаях, когда воз­никала необходимость дополнения или повышения требований, установленных стандартом. Они разрабатываются, вводятся в дей­ствие и действуют в более короткие сроки. ТУ утверждаются мини­стерствами (ведомствами), являющимися ведущими в производстве данного вида товара, исполнительными комитетами областных (кра­евых), городских властей, предприятиями-изготовителями, фирма­ми-изготовителями и другими организациями. Им присваивается обозначение, состоящее из индекса (ТУ) и названия организации, утвердившей их, регистрационного номера и двух последних цифр года утверждения.
Кроме стандартов государственных, отраслевых и стандартов предприятий, на некоторые виды товаров, в том числе и медицин­ские, разрабатывают

Слайд 20 В зависимости от содержания стандарты подразделяются на несколько видов:
Стандарты технических

условий устанавливают всесторонние тех­нические требования (физико-механические свойства, химичес­кий состав, органолептические

показатели, требования техни­ческой эстетики). К качеству продукции при ее изготовлении, поставке и использовании. Они также устанавливают правила приемки, методы исследования качества, требования к упаков­ке, маркировке, транспортированию и хранению товара. Этот вид стандартов является важнейшим.
Стандарты технических требований нормируют показатели ка­чества, надежности продукции, ее внешний вид. Вместе с тем, такие стандарты устанавливают гарантийные сроки товаров.
Стандарты правил приемки предусматривают унифицированный порядок и правила приемки товаров медицинского назначения по количеству и качеству. В этих стандартах предусматривается единый порядок отбора проб, место и условия приемки, поря­док внешнего осмотра, последовательность и описание опера­ций приемки, документация, в которой оформляются результа­ты приемки.
В зависимости от содержания стандарты подразделяются на несколько видов: Стандарты технических условий устанавливают всесторонние тех­нические требования

Слайд 21Стандарты методов испытаний устанавливают порядок отбора проб для испытания, а

также унифицированные методы контро­ля качества продукции, основанные на достижениях современ­ной

науки и техники, на использовании новых приборов и ап­паратов.
Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хра­нения определяют правила маркировки и требования к упаковке, транспортированию и хранению продукции, которые обеспечи­вают сохранение свойств и качественных показателей товаров. Кроме того, во всех стандартах на продукцию предусматривают­ся разделы: маркировка, упаковка, транспортирование и хране­ние. В разделе «Маркировка» дается информация об основных характеристиках продукта — название, фирма изготовитель, масса или габариты изделия и т.п. В разделе «Упаковка» регламентиру­ются способы упаковки и их качество, при этом выбираются наиболее рациональные, дешевые и надежные виды упаковоч­ных средств, способы упаковки и т.д. В разделе «Транспортиро­вание и хранение» указываются требования к выбору транспорт­ных средств (платформы, крытые вагоны, рефрижераторы и т.д.), а также к условиям хранения продукции (температурный режим, способы укладки и т.д.).
Стандарты методов средств поверки мер и измерительных прибо­ров устанавливают методы наиболее эффективного проведения поверок мер, приборов и контрольно-измерительной аппарату­ры с указанием средств поверки, обеспечивающих требуемую точность и единство измерений в стране.
Стандарты методов испытаний устанавливают порядок отбора проб для испытания, а также унифицированные методы контро­ля качества продукции, основанные

Слайд 22Домашнее задание:
1. Доклады по заданным темам
Спасибо за внимание,
До

встречи 25. 01. к 8- 30 или 12-05

Домашнее задание: 1. Доклады по заданным темам Спасибо за внимание,До встречи 25. 01. к 8- 30 или

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика