Слайд 1
«Система работы
образовательного учреждения
по профилактике безнадзорности,
беспризорности и правонарушений
среди несовершеннолетних».
Слайд 2«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из
принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития
у них общест- венно- значимой и творческой активности, вос- питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -
декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Слайд 3Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе
развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание
детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .
И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Слайд 4Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди
несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми ,
не достигшими возраста уголовной ответственности.
Слайд 5Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых
сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие
совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Слайд 6Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими .
Под преступлениями
понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный
закон. Они могут различаться по категории тяжести.
Виды правонарушения:
Уголовная ответственность;
Административная ответственность;
Дисциплинарная ответственность;
Гражданско-правовая ответственность;
Слайд 7Их определения;
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,
предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее
на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Слайд 8 Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует
о том, что ее истоки лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Слайд 9 Практика показывает:
профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и
результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех
специалистов, занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних.
ЭТО АКСИОМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Слайд 10 Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных
учреждений:
содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных
интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
формирование законопослушного поведения детей и подростков;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Слайд 11 Цель в работе ОУ по данному направлению :
оказать теоретическую
и практическую помощь присутствующим педагогам от всех образовательных учреждений в
решении вопросов, вызывающих затруднения в работе;
познакомить с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;
познакомить с основными методами и приемами работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия школы,семьи и различных служб в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказать практическую помощь в составлении психолого-социально-педагогической характеристики на «трудного ребенка».
Слайд 12 Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт школы, классов.
2. Программа по профилактике правонарушений.
3. План работы
по профилактике правонарушений.
4. Положение о постановке учащихся на внутришкольный учет.
5. Положение о Совете профилактики.
6. Положение о шефах-наставниках учащихся «группы риска»
7. Приказ о деятельности Совета профилактики;
8. Приказ о назначении шефов-наставников;
9. Приказ о постановке учащихся «группы риска» на внутришкольный учет;
10. План работы Совета профилактики;
Слайд 134. Документы, формирующие личное дело обучающихся ,
состоящих на учете
в ВШК, ОДН ОМВД:
карточка обучающегося , состоящего на учете;
социальный паспорт
обучающегося;
карта индивидуальной работы (шеф-наставник , соц.педагог , педагог-психолог);
акт первичного обследования материально- бытовых условий;
акты посещения ребенка ,состоящего на учете;
характеристика обучающегося;
ходатайство о снятии с учета по исправлению или выбытию.
План работы с учащимся, или индивидуальная карта работы с учащимся «группы риска»
Фотография
Слайд 14 5.Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на учете
в районном банке данных:
представление ОУ о постановке семьи на районный
учет;
представление КДН и ЗП о постановке семьи на районный учет;
карточка семьи для постановки на районный учет;
акт первичного обследования семьи;
акт контрольного обследования семьи;
Комплексный межведомственный план профилактической работы с семьей;
ходатайство ОУ о снятии семьи с учета;
постановление КДН и ЗП о снятии семьи с учета (заполняется КДН и ЗП);
Слайд 158. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
Кодекс Российской Федерации
об административно-правовых нарушениях
(с изменениями на 1 декабря
2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;20.21.;20.22.);
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно ; 32);
Слайд 16Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция
РФ;
Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от
29.15.1995 г.;
Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993 г.;
Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»№51-03 от 15.03.2000 г;
Слайд 17Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
Федеральный закон
РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.;
Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национального плана действий в интересах детей)» № 942 от 14.09.1995 г.;
Слайд 18Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. » № 154 от
13.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет ,не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» № 30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;
Слайд 19Международный документ «Декларация прав ребенка»;
Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении
выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;
Международный документ
«Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г.
Слайд 20 Локальные акты ОУ , регламентирующие профилактическую работу:
положение о Совете
профилактики;
положение о шефах-наставниках;
положение о постановке на обучающихся школы на внутришкольный
учет ;
положение об учете неблагополучных семей
положение об общешкольном родительском комитете;
положение об общественном инспекторе по охране прав детства;
положение о социально-психологической службе; и др.
Слайд 21положение о посещении занятий учениками и педагогами школы;
положение об организации
дежурства в школе;
положение о медико- психолого-педагогическом консилиуме;
положение о получении образования
в семье;
положение о дополнительном образовании в воспитательной системе школы;
положение об организации спортивных соревнований, смотров ,конкурсов, проводимых в школе и др.;
правила поведения в школе;
Устав школы;
правила внутреннего трудового распорядка и др.
Слайд 22Должностные инструкции :
заместителя директора по ВР);
педагога-психолога;
социального педагога;
классного руководителя;
воспитателя и
др.
Слайд 239.Информационно-аналитическая информация:
статистические данные;
отчеты;
справки;
протоколы совещаний;
протоколы заседаний и др.
10.Журнал учета занятости детей
«группы риска»
11.Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий.
Слайд 2412. Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних:
социальный паспорт класса.
План воспитательной работы;
Журнал классного руководителя:
социальный
паспорт класса
организацию профилактической работы с обучающимися;
индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;
работу классного родительского комитета;
тематику родительских собраний;
ознакомительные, профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.);
список органов самоуправления класса и поручений куда входят и обучающиеся «группы риска»
карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями , состоящими на учете.
Слайд 25 В социальном паспорте школы кроме общих разделов:
(общие сведения о
школе;
аналитическая справка ОУ;
график работы кружков и секций ОУ)
размещаются все необходимые
списки и сведения об учащихся по данному направлению:
список многодетных семей;
список малообеспеченных семей;
список детей, находящихся на опеке;
список неполных семей;
Слайд 26список неблагополучных семей;
список обучающихся , состоящих на учете в ОДН;
список
обучающихся , состоящих на внутришкольном учете;
сведения о состоянии здоровья детей;
список
детей-инвалидов.
Укзывать материальный доход семьи (По сновному месту работы, пособия, СПК и др. доходы);
Слайд 27 ПАМЯТКА :
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.)
необходимо информировать:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И
ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке ,
представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ОДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
Слайд 28ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании ,
наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков ,
наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов ,школ-интернатов и др.образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
коллектив и администрация школы стремятся работать по данному направлению в
тесной взаимосвязи с другими субъектами профилактики.
Стремимся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета.
.
Слайд 30
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ
:
Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление
детей, не посещающих школу, определение и назна- чение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.);
Посещение семей ( с целью обследования мате- риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв- ления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;
Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
Слайд 31Проведение тренингов для несовершеннолетних;
Вовлечение детей в кружковую работу;
Дополнительные занятия с
ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
Перевод ребенка в другой класс
(согласно уровня усвоения программы);
Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;
Слайд 32« В основе воспитания, как самое первое и главное условие
успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку.
Чем ближе
подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…
(Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)