Слайд 1Систематизация сведений о морфологических нормах и нормативном употреблении форм слова
в
системе подготовки к ЕГЭ
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ
№11
Майкопского района
Булавинова Е.В.
Слайд 2Структура урока
1. Повторение изученного о языковой норме.
2. Расширение знаний
по теме «Употребление разных частей речи».
3. Обобщение изученного.
4. Практикум.
5. Тест.
Рефлексия.
Домашнее
задание.
Слайд 3Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
1) Пять пар туфель
2) Ярче
солнца
3) Любимые профессора
4) В двух тысяч пятом году;
Осенние месяцы
Крепче стали
Пять
яблоков
Скачи быстрее
Двое сестёр
В семидесяти километрах
Интереснее всего
Беги быстрее
1) Резиновых сапог
2) Замолчь
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг
Слайд 4Цели урока
расширить знания о понятии “языковая норма”;
формировать навыки использования нормированной
речи;
развивать умения использовать именные, глагольные и служебные части речи, строить
высказывание с учётом существующих норм русского языка;
разобрать задания ЕГЭ, связанные с морфологическими нормами и культурой речи;
воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Слайд 5Языковая норма
Языковая норма литературного языка – это общепринятое употребление слов,
их форм, морфологических и синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и
справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является их относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Норма является регулятором правильности литературного языка, его устойчивости, рекомендуя одни нормы и отвергая другие.
Слайд 6Морфологические нормы
требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи
(форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и
др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту форме В различных вариантах тестовых заданий для опознавания представлены неверно образованные формы и.п. и р.п. множественного числа существительных (немного апельсин, молодые фельдшеры); сравнительная и превосходная степени прилагательных (наиболее решительнее, более глубочайший).
Определённые затруднения вызывает образование и склонение порядковых и количественных числительных (больше шестьдесят рублей), употребление собирательных числительных (трое учениц); образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени): едь быстрее, разожгёт костёр, началися каникулы.
В таких словосочетаниях, как: мой туфель, чёрный вуаль, травяная шампунь – неправильно определён род имен существительных. Это морфологическая ошибка.
Слайд 7
УПОТРЕБЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Слайд 8Расширение знаний
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Женский род
бандероль
вермишель
вуаль
манжета
мозоль
просека
сандалия
туфля, тапка
босоножка
кроссовка
Мужской род
ботинок
георгин
занавес
картофель
кофе
помидор
рельс
рояль
толь, тюль
шампунь
шлёпанец
Средний род
алоэ
бра
какао
кашне
мочало
повидло
резюме
щупальце
Слайд 9Родительный падеж множественного числа существительных мужского рода
Слайд 10родительный падеж мн. ч.
существительных женского рода
нет барж, вафель, туфель,оглобель
(оглоблей), кочерёг, простынь (простыней), копён, серёг, манжет
родительный падеж мн. ч.
существительных среднего рода
нет верховьев, коленей, застолий, остриёв, болотцев, деревцев, оконцев, блюдец, зеркалец, полотенец, одеялец
Слайд 11Найдите ошибки в употреблении существительных
Красная георгина.
Больная мозоль.
Правый туфель.
Вкусное киви.
Белый лебедь.
Розовое
фламинго.
Зелёное Сочи.
Маринованная иваси.
Травяной шампунь.
Вкусный повидло.
На столе было шесть красивых блюдцев.
Ученики
разучили новую песню к первому сентябрю
В магазин завезли много модных джинс.
Для крема необходимо двести грамм сливочного масла.
Слайд 12ПРОВЕРИМ
Красный георгин. М.Р.
Больная мозоль.
Правая туфля. Ж.Р.
Вкусное киви.
Белый лебедь.
Розовый фламинго.М.Р.
Зелёный Сочи.
М.Р.
Маринованная иваси.
Травяной шампунь.
Вкусное повидло. Ср.р.
На столе было шесть красивых блюдец.
Ученики
разучили новую песню к первому сентября.
В магазин завезли много модных джинсов.
Для крема необходимо двести граммов. сливочного масла.
Слайд 14Ошибки в употреблении форм степени сравнения имен прилагательных
Не употребляются:
более
лучший
более худший
менее лучший
менее худший
Нельзя смешивать разные формы сравнительной степени
новее (новей) и более новый; красивейший и самый красивый,
но не
более новее
самый красивейший
Слайд 15
Ошибки в употреблении краткой и полной формы имен прилагательных
При полной
форме им. прил., употреблённой в роли сказуемого, не могут, как
правило, быть управляемые слова
Он болен астмой.
Он больной астмой.
Не употребляются в качестве однородных сказуемых полная и краткая формы
Он красивый и умён.
Он красивый и умный.
Он красив и умён.
Слайд 16Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением
Мой брат очень
(а) талантливый, б) талантлив) и способный.
Дети остались очень (а) довольные,
б) довольны, в) довольными), что экскурсия состоялась.
Необходимо завершить работу в (а) близкое, б) ближайшее) время и в (в) кратчайшие, г) наикратчайшие) сроки.
Слайд 17ПРОВЕРИМ
а
б
б, в
1. Мой брат очень талантливый и способный.
2. Дети остались
очень довольны, что экскурсия состоялась.
3. Необходимо завершить работу в ближайшее
время и в кратчайшие сроки
Слайд 19При склонении составного количественного числительного склоняется каждая часть
с 1579
С тысячью
пятьюстами семьюдесятью девятью
Неправильно: с тысяча пятиста семидесятью
девятью
Слайд 20При склонении порядковых числительных склоняется только последняя часть
с 1579
С тысяча
пятьсот семьдесят девятым
НЕПРАВИЛЬНО:
С тысячью пятьсот семьдесят девятым
Слайд 21
НОРМАТИВНОЕ
УПОТРЕБЛЕНИЕ
ГЛАГОЛЬНЫХ
ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Слайд 22Запомните: у ряда глаголов нет форм 1 л. ед.ч.
победить
убедить
очутиться
чудить
ощутить
пылесосить
можно заменить
оборотом:
смогу победить
сумею убедить
постараюсь очутиться
не буду чудить
смогу ощутить
буду пылесосить
Слайд 23Нормы употребления причастий
Причастный оборот не должен включать в себя определяемое
существительное;
причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не
следует.
Слайд 24отредактированная рукопись редактором
ДОЛЖНО БЫТЬ
ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ РУКОПИСЬ
ИЛИ
РУКОПИСЬ, ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ
Слайд 25Нормы употребления деепричастий
Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий: читая
статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
Правильно: читая
и отмечая
или
прочитав и отметив.
Одно и то же лицо должно совершать оба действия - и главное, и добавочное.
Слайд 26Исправьте ошибки
1. Читая «Евгения Онегина», меня охватил восторг.
2. Войдя
в комнату, у графини подкосились ноги.
3. Возвращаясь домой, во
всю хлестал дождь.
4. Прыгнув в подвал, кошке стало страшно.
5. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Слайд 27Подсказка
Все приведенные предложения можно исправить, заменив деепричастный оборот придаточным времени.
1. Когда я читал «Евгения Онегина», меня охватил восторг и
т.д.
Слайд 28Нужно правильно образовывать степени сравнения наречий
громчее
более громче
лучшее
более лучше
громче
более громко
лучше
более хорошо
Слайд 29Общие выводы, итог урока
Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
1)
Пять пар туфель
2) Ярче солнца
3) Любимые профессора
4) В двух тысяч
пятом году;
Осенние месяцы
Крепче стали
Пять яблоков
Скачи быстрее
Двое сестёр
В семидесяти километрах
Интереснее всего
Беги быстрее
1) Резиновых сапог
2) Замолчь
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг
Слайд 30
Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
1) Пять пар туфель
2) Ярче
солнца
3) Любимые профессора
4) В двух тысяч_ пятом году;
Осенние месяцы
Крепче стали
Пять
яблоков
Скачи быстрее
Двое сестёр
В семидесяти километрах
Интереснее всего
Беги быстрее
1) Резиновых сапог
2) Замолчь
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг
Слайд 31Правильно:
1) Пять пар туфель
2) Ярче солнца
3) Любимые профессора
4) В две
тысячи пятом году;
Осенние месяцы
Крепче стали
Пять яблок
Скачи быстрее
Две сестры
В семидесяти километрах
Интереснее
всего
Беги быстрее
1) Резиновых сапог
2) Замолчи
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг
Слайд 32Общие выводы, итог урока, рефлексия
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало
затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…
Слайд 33Домашнее задание
Из учебника Н. А. Сениной выполнить следующие упражнения:
стр. 171,
упр. 297 – 307;
стр. 190, упр. 417 – 427.