Разделы презентаций


Систематизация сведений о морфологических нормах и нормативном употреблении форм слова в системе подготовки к ЕГЭ

Содержание

Структура урока1. Повторение изученного о языковой норме. 2. Расширение знаний по теме «Употребление разных частей речи».3. Обобщение изученного.4. Практикум.5. Тест.Рефлексия.Домашнее задание.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Систематизация сведений о морфологических нормах и нормативном употреблении форм слова в

системе подготовки к ЕГЭ
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ

№11
Майкопского района
Булавинова Е.В.
Систематизация сведений о морфологических нормах и нормативном употреблении форм слова в системе подготовки к ЕГЭучитель русского языка

Слайд 2Структура урока
1. Повторение изученного о языковой норме.
2. Расширение знаний

по теме «Употребление разных частей речи».
3. Обобщение изученного.
4. Практикум.
5. Тест.
Рефлексия.
Домашнее

задание.


Структура урока1. Повторение изученного о языковой норме. 2. Расширение знаний по теме «Употребление разных частей речи».3. Обобщение

Слайд 3Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
1) Пять пар туфель
2) Ярче

солнца
3) Любимые профессора
4) В двух тысяч пятом году;

Осенние месяцы
Крепче стали
Пять

яблоков
Скачи быстрее


Двое сестёр
В семидесяти километрах
Интереснее всего
Беги быстрее

1) Резиновых сапог
2) Замолчь
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг

Есть ли ошибки в построении словосочетаний?1) Пять пар туфель2) Ярче солнца3) Любимые профессора4) В двух тысяч пятом

Слайд 4Цели урока
расширить знания о понятии “языковая норма”;
формировать навыки использования нормированной

речи;
развивать умения использовать именные, глагольные и служебные части речи, строить

высказывание с учётом существующих норм русского языка;
разобрать задания ЕГЭ, связанные с морфологическими нормами и культурой речи;
воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.


Цели урокарасширить знания о понятии “языковая норма”;формировать навыки использования нормированной речи;развивать умения использовать именные, глагольные и служебные

Слайд 5Языковая норма

Языковая норма литературного языка – это общепринятое употребление слов,

их форм, морфологических и синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и

справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является их относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Норма является регулятором правильности литературного языка, его устойчивости, рекомендуя одни нормы и отвергая другие.


Языковая нормаЯзыковая норма литературного языка – это общепринятое употребление слов, их форм, морфологических и синтаксических конструкций, закрепленное

Слайд 6Морфологические нормы
требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи

(форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и

др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту форме В различных вариантах тестовых заданий для опознавания представлены неверно образованные формы и.п. и р.п. множественного числа существительных (немного апельсин, молодые фельдшеры); сравнительная и превосходная степени прилагательных (наиболее решительнее, более глубочайший).
Определённые затруднения вызывает образование и склонение порядковых и количественных числительных (больше шестьдесят рублей), употребление собирательных числительных (трое учениц); образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени): едь быстрее, разожгёт костёр, началися каникулы.
В таких словосочетаниях, как: мой туфель, чёрный вуаль, травяная шампунь – неправильно определён род имен существительных. Это морфологическая ошибка.
Морфологические нормытребуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней

Слайд 7

УПОТРЕБЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

УПОТРЕБЛЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 8Расширение знаний РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Женский род
бандероль
вермишель
вуаль
манжета
мозоль
просека
сандалия
туфля, тапка
босоножка
кроссовка

Мужской род
ботинок
георгин
занавес
картофель
кофе
помидор
рельс
рояль
толь, тюль
шампунь
шлёпанец



Средний род
алоэ
бра
какао
кашне
мочало
повидло
резюме
щупальце

Расширение знаний РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХЖенский родбандерольвермишельвуальманжетамозольпросекасандалиятуфля, тапкабосоножкакроссовкаМужской родботинокгеоргинзанавескартофелькофепомидоррельсрояльтоль, тюльшампуньшлёпанецСредний родалоэбракакаокашнемочалоповидло резюмещупальце

Слайд 9Родительный падеж множественного числа существительных мужского рода

Родительный падеж множественного числа существительных мужского рода

Слайд 10родительный падеж мн. ч. существительных женского рода
нет барж, вафель, туфель,оглобель

(оглоблей), кочерёг, простынь (простыней), копён, серёг, манжет

родительный падеж мн. ч.

существительных среднего рода
нет верховьев, коленей, застолий, остриёв, болотцев, деревцев, оконцев, блюдец, зеркалец, полотенец, одеялец
родительный падеж мн. ч.  существительных женского роданет барж, вафель, туфель,оглобель (оглоблей), кочерёг, простынь (простыней), копён, серёг,

Слайд 11Найдите ошибки в употреблении существительных
Красная георгина.
Больная мозоль.
Правый туфель.
Вкусное киви.
Белый лебедь.
Розовое

фламинго.
Зелёное Сочи.
Маринованная иваси.
Травяной шампунь.
Вкусный повидло.


На столе было шесть красивых блюдцев.
Ученики

разучили новую песню к первому сентябрю
В магазин завезли много модных джинс.
Для крема необходимо двести грамм сливочного масла.



Найдите ошибки в употреблении существительныхКрасная георгина.Больная мозоль.Правый туфель.Вкусное киви.Белый лебедь.Розовое фламинго.Зелёное Сочи.Маринованная иваси.Травяной шампунь.Вкусный повидло.На столе было

Слайд 12ПРОВЕРИМ
Красный георгин. М.Р.
Больная мозоль.
Правая туфля. Ж.Р.
Вкусное киви.
Белый лебедь.
Розовый фламинго.М.Р.
Зелёный Сочи.

М.Р.
Маринованная иваси.
Травяной шампунь.
Вкусное повидло. Ср.р.

На столе было шесть красивых блюдец.
Ученики

разучили новую песню к первому сентября.
В магазин завезли много модных джинсов.
Для крема необходимо двести граммов. сливочного масла.

ПРОВЕРИМКрасный георгин. М.Р.Больная мозоль.Правая туфля. Ж.Р.Вкусное киви.Белый лебедь.Розовый фламинго.М.Р.Зелёный Сочи. М.Р.Маринованная иваси.Травяной шампунь.Вкусное повидло. Ср.р.На столе было

Слайд 13

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

УПОТРЕБЛЕНИЕ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Слайд 14Ошибки в употреблении форм степени сравнения имен прилагательных
Не употребляются:

более

лучший
более худший
менее лучший
менее худший


Нельзя смешивать разные формы сравнительной степени


новее (новей) и более новый; красивейший и самый красивый,
но не
более новее
самый красивейший
Ошибки в употреблении форм степени сравнения имен прилагательныхНе употребляются: более лучшийболее худшийменее лучшийменее худший Нельзя смешивать разные

Слайд 15

Ошибки в употреблении краткой и полной формы имен прилагательных
При полной

форме им. прил., употреблённой в роли сказуемого, не могут, как

правило, быть управляемые слова
Он болен астмой.

Он больной астмой.

Не употребляются в качестве однородных сказуемых полная и краткая формы
Он красивый и умён.
Он красивый и умный.
Он красив и умён.

Ошибки в употреблении краткой и полной формы имен прилагательныхПри полной форме им. прил., употреблённой в роли сказуемого,

Слайд 16Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением
Мой брат очень

(а) талантливый, б) талантлив) и способный.
Дети остались очень (а) довольные,

б) довольны, в) довольными), что экскурсия состоялась.
Необходимо завершить работу в (а) близкое, б) ближайшее) время и в (в) кратчайшие, г) наикратчайшие) сроки.
Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблениемМой брат очень (а) талантливый, б) талантлив) и способный.Дети остались

Слайд 17ПРОВЕРИМ
а
б
б, в
1. Мой брат очень талантливый и способный.
2. Дети остались

очень довольны, что экскурсия состоялась.
3. Необходимо завершить работу в ближайшее

время и в кратчайшие сроки
ПРОВЕРИМабб, в1. Мой брат очень талантливый и способный.2. Дети остались очень довольны, что экскурсия состоялась.3. Необходимо завершить

Слайд 18

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

УПОТРЕБЛЕНИЕ  ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Слайд 19При склонении составного количественного числительного склоняется каждая часть
с 1579
С тысячью

пятьюстами семьюдесятью девятью

Неправильно: с тысяча пятиста семидесятью

девятью
При склонении составного количественного числительного склоняется каждая частьс 1579С тысячью пятьюстами семьюдесятью девятьюНеправильно: с тысяча пятиста

Слайд 20При склонении порядковых числительных склоняется только последняя часть
с 1579
С тысяча

пятьсот семьдесят девятым

НЕПРАВИЛЬНО:
С тысячью пятьсот семьдесят девятым

При склонении порядковых числительных склоняется только последняя частьс 1579С тысяча пятьсот семьдесят девятымНЕПРАВИЛЬНО:С тысячью пятьсот семьдесят девятым

Слайд 21

НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

НОРМАТИВНОЕ  УПОТРЕБЛЕНИЕ  ГЛАГОЛЬНЫХ  ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Слайд 22Запомните: у ряда глаголов нет форм 1 л. ед.ч.


победить
убедить
очутиться
чудить
ощутить
пылесосить

можно заменить

оборотом:
смогу победить
сумею убедить
постараюсь очутиться
не буду чудить
смогу ощутить
буду пылесосить


Запомните: у ряда глаголов нет форм 1 л. ед.ч.победитьубедитьочутитьсячудитьощутитьпылесоситьможно заменить оборотом:смогу победитьсумею убедитьпостараюсь очутитьсяне буду чудитьсмогу ощутитьбуду

Слайд 23Нормы употребления причастий
Причастный оборот не должен включать в себя определяемое

существительное;

причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не

следует.



Нормы употребления причастийПричастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное;причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному;

Слайд 24отредактированная рукопись редактором
ДОЛЖНО БЫТЬ
ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ РУКОПИСЬ
ИЛИ
РУКОПИСЬ, ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ

отредактированная рукопись редакторомДОЛЖНО БЫТЬОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ РУКОПИСЬИЛИРУКОПИСЬ, ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ РЕДАКТОРОМ

Слайд 25Нормы употребления деепричастий
Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий: читая

статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
Правильно: читая

и отмечая
или
прочитав и отметив.
Одно и то же лицо должно совершать оба действия - и главное, и добавочное.

Нормы употребления деепричастийНельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий: читая статью и отметив нужный материал, я всегда

Слайд 26Исправьте ошибки
1. Читая «Евгения Онегина», меня охватил восторг.
2. Войдя

в комнату, у графини подкосились ноги.
3. Возвращаясь домой, во

всю хлестал дождь.
4. Прыгнув в подвал, кошке стало страшно.
5. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Исправьте ошибки1. Читая «Евгения Онегина», меня охватил восторг. 2. Войдя в комнату, у графини подкосились ноги. 3.

Слайд 27Подсказка
Все приведенные предложения можно исправить, заменив деепричастный оборот придаточным времени.


1. Когда я читал «Евгения Онегина», меня охватил восторг и

т.д.


ПодсказкаВсе приведенные предложения можно исправить, заменив деепричастный оборот придаточным времени. 1. Когда я читал «Евгения Онегина», меня

Слайд 28Нужно правильно образовывать степени сравнения наречий
громчее

более громче

лучшее

более лучше

громче

более громко

лучше

более хорошо

Нужно правильно образовывать степени сравнения наречийгромчееболее громчелучшееболее лучшегромчеболее громколучшеболее хорошо

Слайд 29Общие выводы, итог урока Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
1)

Пять пар туфель
2) Ярче солнца
3) Любимые профессора
4) В двух тысяч

пятом году;

Осенние месяцы
Крепче стали
Пять яблоков
Скачи быстрее


Двое сестёр
В семидесяти километрах
Интереснее всего
Беги быстрее

1) Резиновых сапог
2) Замолчь
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг

Общие выводы, итог урока  Есть ли ошибки в построении словосочетаний?1) Пять пар туфель2) Ярче солнца3) Любимые

Слайд 30 Есть ли ошибки в построении словосочетаний?
1) Пять пар туфель
2) Ярче

солнца
3) Любимые профессора
4) В двух тысяч_ пятом году;

Осенние месяцы
Крепче стали
Пять

яблоков
Скачи быстрее


Двое сестёр
В семидесяти километрах
Интереснее всего
Беги быстрее

1) Резиновых сапог
2) Замолчь
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг

Есть ли ошибки в построении словосочетаний? 1) Пять пар туфель2) Ярче солнца3) Любимые профессора4) В двух

Слайд 31Правильно:
1) Пять пар туфель
2) Ярче солнца
3) Любимые профессора
4) В две

тысячи пятом году;

Осенние месяцы
Крепче стали
Пять яблок
Скачи быстрее

Две сестры
В семидесяти километрах
Интереснее

всего
Беги быстрее

1) Резиновых сапог
2) Замолчи
3) Полтораста рублей
4) Обеих подруг


Правильно:1) Пять пар туфель2) Ярче солнца3) Любимые профессора4) В две тысячи пятом году;Осенние месяцыКрепче сталиПять яблокСкачи быстрееДве

Слайд 32Общие выводы, итог урока, рефлексия
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало

затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…

Общие выводы, итог урока, рефлексияЯ вспомнил, что…Я понял…Было интересно…Особенно понравилось…Вызвало затруднение…Было сложно…Нужно выучить…

Слайд 33Домашнее задание
Из учебника Н. А. Сениной выполнить следующие упражнения:
стр. 171,

упр. 297 – 307;
стр. 190, упр. 417 – 427.

Домашнее заданиеИз учебника Н. А. Сениной выполнить следующие упражнения:стр. 171, упр. 297 – 307;стр. 190, упр. 417

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика