Структура - это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временное расположение элементов и характер их взаимодействия.
Контроль и регулирование товарных потоков (таможня, торговля, службы снабжения и сбыта, транспорт, и т.д.)
Социальное планирование (демография, социальные опросы, бюджет (семьи, города, государства), организация муниципальных служб, и т.д.)
Производство (каталоги комплектующих изделий, технологические карты, справочники и базы данных о предприятиях, и т.д.)
Медицина (симптоматика, фармация, диагностика, и т.д.)
И тысячи других, не столь массовых задач...
А для этого нужно очень тщательно соблюдать
жесткие правила классификации. Иначе может получиться совсем не то, что задумывалось...
к) неисчислимых,
л) нарисованных очень тонкой кисточкой
из верблюжьей шерсти,
м) и прочих,
н) только что разбивших кувшин,
о) издалека кажущихся мухами.”
Ну и куда здесь поместить
кошку ?
канарейку?
моего барбоса?
крокодила Гену?
среда, в которой движется транспортное средство
Такое многоступенчатое логическое
деление
называется
классификацией
Четыре члена деления здесь - яблони,
а пятый ?
О т д е л ы о б у в н о г о м а г а з и н а
Женская
обувь
Детская
обувь
Мужская
обувь
Резиновая
обувь
И где же здесь найти галошки для моей прекрасной дамы трех лет отроду?
Начальное
Неполное
среднее
Среднее
Высшее
Вот такой перечень вариантов образования был в анкете переписи населения. Но куда здесь поставить младенца, еще не вкусившего плодов просвещения ?
Деление граждан по образованию будет полным, если добавить еще три ячейки в эту схему
Вот как могла бы выглядеть классификация транспортных средств, представленная раньше в виде древовидной схемы
1. Транспорт.
1.1. Наземный.
1.2. Водный.
1.2.1. Грузовой.
1.2.2. Пассажирский.
1.2.3. Военный.
1.2.3.1. Сторожевой катер.
1.2.3.2. Тральщик.
1.2.3.3. Шлюпка.
1.2.3.4. Крейсер.
1.2.3.5. Авианосец.
1.2.4. Научный.
1.3. Воздушный.
1.4. Космический
Заметим, что рубрики записаны здесь в сокращенном варианте.
В действительности рубрику 1.2.3, например, следует читать так:
1.2.3. Водное транспортное средство военного назначения
головной член классификации
твердое тело -это, конечно, вещество
металл - это твердое тело
металл - это тоже
вещество
сплав - это металл
сплав -также и твердое
тело
сплав - это опять же
вещество
Основание деления -
место функциони-рования
Б. Часы
Б1. Круглые
Б2. Квадратные
Б3. Прямоугольные
Б4. Восьмиугольные
Б5. Иной формы
Основание деления - форма корпуса
В. Автомобили
В1. Класс В (Вольво,
Волга, ...)
В2. Класс К
(Крайслер, Козёл, ...)
В3. Класс Л
(Линкольн, Лада, ...)
В4. Класс М (Москвич,
Мерседес, Мазда, ...)
В5. Класс Н (Нива,
Ниссан, ...)
В6. Класс Т (Таврия,
Тойота, ...)
Машины какого класса
Вы предпочитаете?
В каком случае основание деления - существенное ?
А это - алфавитный список
Транспорт.
1. Авианосец.
2. Водный транспорт.
3. Военный транспорт.
4. Воздушный транспорт.
5. Грузовой транспорт.
6. Космический транспорт.
7. Крейсер.
8. Наземный транспорт.
9. Научный транспорт.
10. Пассажирский транспорт.
11. Сторожевой катер.
12. Тральщик.
13. Шлюпка.
Ну и какой из столбцов кажется Вам более осмысленным?
Фасетной называют классификацию, в которой логическое деление проводится не последовательно (как в иерархической классификации), а параллельно и независимо
по нескольким независимым основаниям деления.
Если таких оснований - два, то изобразить фасетную классификацию можно в виде матрицы (таблицы). Примером такого решения может служить фрагмент классификации военного транспорта параллельно по двум основаниям деления: по среде функционирования и по назначению.
Наземный
Водный
Воздушный
Грузовик
Бронетран-
спортер
Танк
Баржа
Десант-
ный
катер
Линейный
корабль
Транспорт-
ный
самолет
Десантный
самолет
Штурмовик
Или так:
1. Транспортное средство
военного назначения.
1.1. Грузовое.
1.1.1. Грузовик.
1.1.2. Баржа.
1.1.3. Грузовой самолет.
1.2. Для личного состава.
1.2.1. Бронетранспортер.
1.2.2. Десантный катер.
1.2.3. Десантный самолет.
1.3. Ударного назначения.
1.3.1. Танк.
1.3.2. Линейный корабль.
1.3.3. Штурмовик.
Из квадратика 4х4 ячейки получился компактный список в 13 строк. Но что делать, когда оснований деления не два, а пять? десять? Длина списка при этом катастрофически растет...
Шестимерная матрица этого классификатора содержит в общей сложности десятки тысяч ячеек - рубрик. Если выстроить их в список, то для его размещения потребуется более 700 страниц мелкого текста
Как
с таким
классификатором
работать?
Но это еще не все.....
Если положить, что по каждому признаку в среднем имеется четыре позиции (или варианта), то нетрудно составить такую таблицу:
Число независимых
признаков
Число
вариантов
каждого
признака
Запись
по
фасетам
Запись в виде
иерархического
классификатора
Число строк записи
2 4 2+2х4=10 1+4+4х4=21
1,5 триллиона !!!
Кодирование рубрик - вот что снимает обе эти трудности. В примерах, которые приводились здесь, применено цифровое или алфавитно-цифровое кодирование рубрик.
Эффективность классификации и удобство работы с ней во многом зависят от принятой системы построения классификатора и кодирования его рубрик. Особенно сильно это сказывается в многомерных фасетно-иерархических классификаторах
В каждом фасете этот процесс выглядит так:
Или так:
Число вариантов на каждом шаге логического деления не должно превышать семи
А лучше бы еще меньше...
Вы заметили, что здесь нет места для такого транспортного средства, как метро? А подводная лодка? А судно на воздушной подушке?
Но стоит только добавить к этой схеме одну-единственную ячейку,
и все проблемы типа “этот объект некуда поместить” исчезают сами собой.
Альтернативность членов деления
Полное наименование рубрики
А1АА2АБ1Б211В45Г122Д3
звучит так: “Нормативные
акты, регулирующие
расчет и перерасчет
индексации и компенсации
трудовой пенсии
по инвалидности
вследствие профзаболевания,
назначенной неработающему пенсионеру - гражданину РФ
на льготных основаниях
за работу
во вредных условиях”
Good-bye!
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть