Слайд 1Скандинавская мифология
Старшая и Младшая Эдды
Слайд 2Сэмунд Мудрый Сигфуссон (1056—1133)
Исландский священник, писатель и ученый XII века.
Место
рождения - Одди, Исландия.
Его считали удивиетльно умным и образованным человеком
(отсюда и прозвище), а после смерти Сэмунда Мудрого ходили слухи о его связях с дьяволом и колдовстве.
Сэмунд является автором “Истории норвежских королей”, текст которой не сохранился. История была написана на латинском языке и содержала рассказы о королях, начиная с Харальда Прекрасноволосого и заканчивая Магнусом Благородным.
Предположительно, Семунд Мудрый также мог являться автором «Старшей Эдды», однако тому не найдено никаких подтверждений.
Слайд 3Старшая Эдда
В науке известна как Codex Regius 2365 (Королевский Кодекс,
Konungsbok)
В настоящий момент находится
в Институте Арни Магнссона, Рейкьявик, Исландия,
хотя до этого долгое время хранилась в Королевской бибилиотеке в Копенгагене.
Поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории, сохранившийся в древнеисландской рукописи со второй половины XIII века.
Слайд 4Мифология
Выше Мидгарда расположен Альфхейм, родина светлых альвов (что «обликом своим
прекраснее Cолнца»), а ещё выше — Асгард, небесный город, где
живут асы и девы-валькирии. А в нём, в зале павших воинов, Вальхалле, пируют лучшие из воителей-людей, доказавшие свою отвагу в последнем бою.
Человеческий мир находится ровно посредине.
На одном с Мидгардом уровне — Нифльхейм и Муспельхейм,
а также Йотунхейм (заселённый выжившими и вновь размножившимися инеистыми великанами — йотунами) и Ванахейм — обитель богов-ванов (предполагается, что они древнее богов-асов).
*Впрочем, некоторые ваны живут у асов, а асы — у ванов: после войны эти две группы божеств заключили между собой мирный договор и обменялись заложниками.
Ниже Мидгарда находится Свартальфахейм — мир тёмных альвов (карликов или, по-современному, гномов), которых асы сотворили из червей, появившихся в трупе Имира. А ещё ниже — холодный, тёмный и туманный мир Хельхейм, обитель мёртвых.
Слайд 5Один
Мастер перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще
всего — в образе старца в синем плаще и войлочной
шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооружённый копьём. Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнёт его от своего порога.
Слайд 6Тор
Сын Одина богини земли, великанши Ёрд, бог грома и дождя,
бурь и плодородия, второй по значению после Одина
Обладал могучей силой,
которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом — за один присест съедал быка
Женат на Сиф
В волшебное снаряжение Тора входили молот Мьёльнир и железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскалённого докрасна орудия
Слайд 7Локи
Не является родственником Тора
Асы разрешили ему жить в Асгарде из-за
его ума и хитрости
Побратим Одина
Асы часто прибегали к услугам Локи
в тех случаях, когда надо было проявить хитрость
А еще обладал способностью менять свою внешность
Слайд 9Рагнарёк
О нем рассказывает провидица Вёльва, которую специально ради этой этого
Один вызвал из могилы. Согласно пророчеству, в день Рагнарека мы
увидим гибель богов и всего мира, следующую за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами. Предвестием скандинавского конца света стала смерть Бальдра.
Но за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина — Видар и Вали, и сыновья Тора — Магни и Моди, которые унаследуют молот Мьёльнир. Возвратятся из царства мёртвых и примирятся между собой Бальдр и его невольный убийца — слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, два человека — Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало новому человеческому роду.
Слайд 10Кеннинги
наездник козлов, волк пчел, скакун тропы чайки, ноша Грани, прибой
дрожжей людей костей фьорда
Кеннинг - описательное поэтическое выражение, состоящее как
минимум
из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны
Слайд 11Младшая Эдда
Произведение средневекового исландского поэта, прозаика и политика Снорри Стурлусона
из влиятельного рода Стурлунгов, написанное в 1222—1225 годах и задуманное
как учебник скальдической поэзии.
Целью произведения было донести до современных Снорри читателей всю утончённость аллитерационных стихов и уловить значения слов, скрытых под множеством кеннингов.
Слайд 12Эвгемеризм
Эвгемери́зм — герменевтическая теория толкования мифов, согласно которой религия возникла
из культа умерших или живущих «великих людей». Сторонники эвгемеризма полагают,
что мифология,
а также религия являют собой результат сакрализации истории.
В соответствии с этой теорией боги и мифологические персонажи — это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы — искажённые исторические повествования
Слайд 13 Одного конунга в Трое звали Мунон или
Меннон. Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее
звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором. Он воспитывался во Фракии у герцога по имени Лорикус. Когда ему минуло десять зим, он стал носить оружие своего отца. Он выделялся среди других людей красотой, как слоновая кость, врезанная в дуб. Волосы у него были краше золота. Двенадцати зим отроду он был уже в полной силе. В то время он поднимал с земли разом десять медвежьих шкур, и он убил Лорикуса герцога, своего воспитателя, и жену его Лору, или Глору, и завладел их государством Фракией. Мы зовем его государство Трудхейм. Потом он много странствовал, объездил полсвета и один победил всех берсерков, всех великанов, самого большого дракона и много зверей. В северной части света он повстречал прорицательницу по имени Сибилла - а мы зовем ее Сив - и женился на ней. Никто не ведает, откуда Сив родом. Она была прекраснейшей из женщин, волосы у нее были подобны золоту. Сына их звали Лориди, он походил на своего отца. У него был сын Эйнриди, а у него - Вингетор, у Вингетора - Вингенер, у Вингенера - Моди, у Моди - Маги, у Маги - Сескев, у Сескева - Бедвиг, у Бедвига - Атри, а мы зовем его Аннан, у Атри - Итрманн, у Итрманна - Херемод, у Херемода - Скьяльдун, его мы зовем Скьёльд, у Скьяльдуна - Бьяв, мы зовем его Бьяр ,у Бьява - Ят, у Ята - Гудольв, у Гудольва - Финн, у Финна - Фридлав, мы зовем его Фридлейв, а у того был сын Волен, а мы зовем его Один.Он славился своею мудростью и всеми совершенствами. Жену его звали Фригида, а мы зовем ее Фригг.
Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков. Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну.