Слайд 1СКД: актуальные вопросы
Теория социально-культурной деятельности
Слайд 2Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по
производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются
отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.
Слайд 3Социально-культурная деятельность проявляет себя в двух формах: стихийной и специально
организованной.
Слайд 4Великие реформы киевского князя Владимира, Петра I, Ленина носили сознательный
характер. Они слишком хорошо понимали, что успех реформ определяется появлением
адекватного им социума. Поэтому великие реформаторы создавали социально-культурные институты, формирующие новые социальные общности.
Слайд 5Сущность реформ Петра лучше всех выразил Герцен известной формулой: на
петровские реформы русский народ ответил гением Пушкина. В петровских ассамблеях,
а позднее в клубах, салонах шлифовался особый тип личности, который Достоевский называл русским европейцем. В высшем культурном слое народа русского, считал Достоевский, создался веками какой-то еще нигде не виданный высший культурный тип, которого нет в целом мире, - тип всемирного боления за всех. Он хранит в себе будущее России. Людей такого типа немного, может быть, тысяча. Но вся Россия жила пока лишь для того, чтобы произвести эту тысячу.
Слайд 6Советское государство было глубоко педагогическим государством. Огромная сеть школьного и
внешкольного образования, социально-культурных институтов была создана для формирования новой исторической
общности - советского народа.
Слайд 7Новый человек - человек эпохи
Ницше мечтал взращивать сверхчеловека согласно воле,
а не слепому случаю, Чернышевский готовил новых людей для революции.
Коллонтай выводила новый тип женщины («холостой» женщины), «срывающей ржавые оковы своего пола».
Поиск «нового человека» стал глобальной проблемой мирового сообщества. Это главнейшая задача, имеющая свои экономические, политические, воспитательные, образовательные, социально-культурные аспекты. Есть у нее и свои социальные и географические приметы.
Слайд 8Под специально организованной социально-культурной деятельностью следует понимать регулируемое социально-культурными институтами
взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению культурных ценностей, значимых для
государства или субъектов гражданского общества, в ходе которого направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.
Слайд 9социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность. Да и вообще культура, искусство,
в конечном счете, носят воспитывающий характер. Пушкин главную заслугу своего
творчества видел в том, что чувства добрые пробуждал лирой. Абстрактного воспитания не существует. Добрые чувства пробуждаются или лирой, или школой, или вузом, или трудовым коллективом. Мощным воспитательным потенциалом обладают социально-культурная деятельность и социально-культурные институты.
Слайд 10Науку, исследующую специфику социально-культурной деятельности как воспитательной, называют социально-культурной педагогикой,
или теорией социально-культурной деятельности.
Слайд 11Место и роль теории социально-культурной деятельности определяют исходя из новой
парадигмы развития общества. Суть ее состоит в том, что экономика
вне культуры - тупиковый путь развития общества. Становится общепризнанным подход к культуре как глубинному основанию общественного устройства и всего социально-экономического развития. Т.о. восстанавливается равноположенность и равнопорядковость в теории общественного развития факторов как материальной, так и духовной регуляции.
Слайд 12Теория социально-культурной деятельности - дитя последнего десятилетия ушедшего XX века.
Она представляет собой систему законов, принципов, категорий, понятий, отражающих существенные
свойства связей и отношений людей в процессе социально-культурной деятельности.
Слайд 13Обстоятельная разработка категориального аппарата - важнейшая задача новой науки. Составная
часть теории - история социально-культурных идей и концепций. Изучение истории
социально-культурной мысли - необходимое условие понимания и объяснения современных проблем социально-культурной деятельности.
Слайд 14Теория социально-культурной деятельности - практико-ори-ентированная наука. Вместе с тем относительная
ее самостоятельность порождает проблему технологии. Строго говоря, проблема технологии социально-культурной
деятельности порождена отрывом теории от практики. Греческое слово «техне» означает искусство, умение что-то делать, а также само сделанное, предмет. Технолог социально-культурной деятельности имеет выход непосредственно к человеку. Екатерина II в полемике с Дидро образно раскрывает разницу между оторванным от жизни теоретиком и практиком: «Вы работаете на бумаге, которая все терпит... между тем, как я... работаю на человеческой коже, которая более чувствительна». На стыке встречного движения теории и практики рождается технология социально-культурной деятельности как относительно самостоятельная дисциплина.
Слайд 15специфика социального проявляется во взаимодействии. Изолированные люди не составляют социального
явления. Взаимодействие осуществляется в различных ассоциациях, объединениях, группах, сообществах, в
социально-культурных институтах. Теория социально-культурной деятельности изучает их конкретные типы и виды: ассамблеи, салоны, кружки, товарищества, собрания, коммуны, клубы, школы взаимообучения, а также специально созданные для взаимодействия социально-культурные институты: народные дома, библиотеки, музеи, парки и т. д
Слайд 16Объектом теории социально-культурной деятельности и являются социально-культурные институты, различные модели
ассоциаций и отношений, в которых протекает взаимодействие людей в свободное
время, осуществляется обмен значимыми социально-культурными ценностями.
Слайд 17Предмет теории социально-культурной деятельности - изучение закономерностей возникновения, становления и
развития социально-культурных институтов и объединений и формирование социальных слоев, групп,
отдельных людей, взаимодействующих на их базе.
Слайд 18Социально-культурных работников, создающих социально-культурные ценности (массовые праздники, новые формы социальной
жизни, общения и отношений между людьми), называют клубными работниками. Еще
одна группа социально-культурных работников ориентирована преимущественно на сохранение и распространение социально-культурных ценностей. Это библиотечные, архивные работники, реставраторы. Социально-культурные работники, доминантой деятельности которых является освоение культурных ценностей, называются социальными педагогами и социальными работниками. Наконец, есть группа социально-культурных работников, ориентированная на организацию социально-культурной деятельности. Этих специалистов называют менеджерами социально-культурной деятельности.
Слайд 19Термин «социально-культурная деятельность» вошел в научный оборот в ХХ веке.
Впервые он прозвучал в трудах российских психологов и педагогов. Еще
в 20е годы Л.С.Выготский, а затем М.Г.Ярошевский и Д.Б. Эльконин обратили внимание на проблемы социально-культурного развития личности и социально-культурную практику как средство их разрешения.
Слайд 20Позднее отечественными учеными исследовались механизмы нравственного формирования личности, разрабатывались вопросы
воспитания социальной активности старших школьников и в СКД увидели эффективное
средство организации внеклассной жизни учащейся молодежи, стимулирования ее творческой активности.
Слайд 21Классик фр. социологии Жоффр Роже Дюмазедье еще в 50е годы
ХХ века свел ее к сознательной, намеренной и запланированной аккультурации,
к деятельности по созданию условий для приобщения людей к культуре.
Слайд 22В Германии, Дании, Швеции и Финляндии СКД ассоциируют, как правило,
с культурными аспектами социальной работы, с культурной анимацией.
В США,
Канаде, Израиле, Австралии и др. СКД , в первую очередь, ассоциируют с социально-культурной реабилитацией людей третьего поколения и с внеучебными формами социализации и инкультурации детей.
Слайд 23Отличительные черты и особенности СКД
-гуманистическая направленность
-культурологический характер
-развивающий характер
-осуществляется в свободное
время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает
большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Слайд 24Сущность СКД – это явление социальной практики, предмет науки и
стержневая основа обучения и воспитания людей, которые способны принять на
себя руководство процессом создания благоприятной культурной среды и вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.
Деятельность по вовлечению человека в мир культуры многообразна. Это деятельность включает в себя 5 направлений (это есть направления СКД):
Слайд 25Направления СКД - это формирование общественно-значимых знаний, умений, навыков личности
и социума в определенной области жизнедеятельности.
Слайд 26создание ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе
(архитектор, художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т.д.)
Слайд 27освоение ценностей культуры (объединило людей, посвятивших себя решению сложнейшей задачи
руководства процессом освоения подрастающими поколениями и другими группами населения достижений
мировой и отечественной культуры: педагогический работник дошкольных, средних, высших учебных заведений, социальный педагог, журналист и т.д.) Сюда же можно отнести практически все население планеты, в разной степени овладевающее основами культуры)
Слайд 28сохранение ценностей материальной и духовной культуры (деятельность реставраторов, архивариусов, библиотекарей,
музейных работников и т.д.)
распространение ценностей культуры (актеры, музыканты, лекторы, экскурсоводы,
работники средств массовой информации и различных форм СКД)
Слайд 29вовлечение новых людей в мир культуры, дальнейшее развитие культуры. (организаторы
СКД, осуществляющие социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием
благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей различных групп населения, со стимулированием различной активности в области культуры)
Слайд 30Подитог
///СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это общественная целесообразная деятельность по созданию, освоению,
сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.////
Слайд 31СКД может носить профессиональный и непрофессиональный характер, но всегда ее
СВЕРХЗАДАЧА – стимулирование процесса формирования высоконравственной, физически развитой, духовно богатой
и социально активной личности.
Слайд 32Взаимодействие людей в процессе СКД может носить спонтанный, самодеятельный характер,
однако , в первую очередь, оно осуществляется под педагогическим воздействием,
обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией.