Слайд 1Склонение числительных, обозначающих целые числа
(от 50 до 80 и
от 200 до 900)
Слайд 2Цели урока:
1.Знать:
Об особенностях склонения количественных числительных
2.Уметь:
Правильно писать и употреблять падежные
формы числительных, обозначающих целые числа
Слайд 3Пословицы с использованием числительных
Не имей сто рублей, а имей сто
друзей.
Семеро одного не ждут.
Семь бед - один ответ.
Семеро с сошкой, а один с ложкой.
Слайд 4Числительные в заглавии художественных произведений
«Три толстяка» (повесть-сказка Юрия Олеши, 1924
г.)
«Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка
Джеро́м, 1889 г.)
«И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик, опубликован 1994 г.)
«Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)
Слайд 5Я утверждаю, что:
1. Числительное – самостоятельная часть речи.
2. Числительное полтора – собирательное
3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь знак пишется на конце.
4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам.
Слайд 6Ответ:
2 122 (две тысячи сто двадцать два)
Охарактеризуйте это числительное.
К
какому разряду относится числительное?
Слайд 7Числительные, обозначающие целые числа
У числительных 40, 90, 100 две формы
И.п.
Сорок девяносто сто
Р.п. Сорока
девяноста ста
Д.п. Сорока девяноста ста
В.п. Сорок девяносто сто
Т.п. Сорока девяноста ста
П.п. Сорока девяноста ста
Слайд 8Запишите предложение и замените числа словами:
Число взмахов крыльев птички колибри
колеблется от 30 до 100 в секунду.
- Прокомментируйте правописание числительных.
-
Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?
Слайд 9Из истории числительных
Слово сорок в Древней Руси было именем
существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной
единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок.
Слайд 10У сложных слов – числительных от 50 до 80 и
от 200 до 900 склоняются обе части
И.п. Пятьдесят
семьсот
Р.п. Пятидесяти семисот
Д.п. Пятидесяти семистам
В.п. Пятьдесят семьсот
Т.п. Пятьюдесятью семьюстами
П.п. о пятидесяти о семистах
Слайд 11Склонение числительных 200 – 900
И.п. Двести
триста четыреста
Р.п. Двухсот
трехсот четырехсот
Д.п. Двумстам тремстам четыремстам
В.п. Двести триста четыреста
Т.п. Двумястами тремястами четырьмястами
П.п. о двухстах трехстах четырехстах
Слайд 12Устный счет на закрепление:
854 сложить с 232
Из 947 вычесть 325
К
342 прибавить 679
От 878 отнять 511
С 453 сложить 746
Слайд 13Проверим примеры:
854 сложить с 232
Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами
тридцатью двумя, получится
1 086
Из 947 вычесть 325
Из девятисот сорока семи
вычесть триста двадцать пять, получится
622
К 342 прибавить 679
К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится
Слайд 14Запишите словом:
Наибольшая единица измерения расстояния -
Наименьшая единица измерения времени
-
Целое число, следующее за десятком -
Мера массы в 100 кг
-
Тысяча граммов -
Сотая часть числа -
1 000 000 -
1 000 000 000 -
200 -
300 -
400
Слайд 15Ответы:
километр
секунда
одиннадцать
центнер
килограмм
процент
миллион
миллиард
двести
триста
четыреста
Слайд 16Полминутки для шутки
Прочитайте зашифрованные слова:
Сева100поль
ви3на
40а
1надцать
3о
пи100лет
7я
100н
па3от
100янка
о5
элек3к
Слайд 17Домашнее задание:
с. 152 – 153 (правила) упр. 364.