Слайд 1Основы управления персоналом
Преподаватель:
канд.психол.наук, доцент
Усова Анна Вадимовна
Слайд 2Структура дисциплины
2 семестр
Лекционные занятия – 28 часов
Семинарские занятия – 26
часов
Форма итогового контроля – зачет с оценкой
Требования для успешной
сдачи зачета
100% посещение лекций
Активная смысловая работа на семинаре
100% выполнение практических заданий в срок
Слайд 3Литература
Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие.-
М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2013.- 424с.
Травин В.В., Магура М.И.,
Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами. Модуль IV: учеб.-практич. пособие.- М.: Изд. дом "Дело" РАНХиГС, 2014.- 157 с.- (Модульная программа «Руководитель ХХI века»)
Слайд 4Зачем управлять персоналом?
Сокращение компаниями затрат на персонал вследствие кризисных явлений
в экономике (программ набора, обучения и развития персонала, кадрового консалтинга).
Стремление
повысить производительность труда и эффективность персонала (системы автоматизации труда, методы измерения эффективности персонала).
Сокращение инвестиций в новые технологии, дорогостоящие информационные системы, подготовку персонала.
Изменение структуры кадрового рынка. Рост безработицы.
Индивидуальный подход к мотивации и компенсационным схемам.
Распространение гибких форм занятости: аутсорсинга, неполной занятости, работы на дому, самозанятости.
Сокращение числа работающих в России иностранцев.
Повышение лояльности сотрудников, снижение частоты смены места работы.
Повышение значимости финансовых методов мотивации.
Слайд 7Глобальные тенденции
Изменение инструментария и методов работы кадровой службы под влиянием
современных технологий. Интеграция процессов УП в бизнес-процессы.
Проектный подход в организации
труда, формирование временных, динамических команд.
Активное использование данных и аналитики.
Критическое значение вовлеченности сотрудников для производительности труда.
Корпоративное обучение по пути интегрированных компьютеризированных систем.
УП как повышение эффективности, конкурентоспособности и адаптивности организации.
Рост влияния управления талантами на стратегические возможности организации.
Рост важности имиджа работодателя для привлечения талантов и удержания сотрудников.
Дефицит высококвалифицированных специалистов ряда профессий (программисты, инженеры, математики, биологи, технические специалисты).
Слайд 8Лекция 1. Персонал организации как объект и субъект управления
Введение в
дисциплину
Концепции управления персоналом (УП)
Кадры, персонал и человеческие ресурсы
Особенности управления человеческими
ресурсами (УЧР)
Принципы управления персоналом и условия реализации технологии управления человеческими ресурсами
Слайд 9Введение в дисциплину
Цель изучения дисциплины – сформировать знания, умения и
компетенции, необходимые для организации системы УП, применения методов и создания
технологий по использованию ЧР.
Знать: приемы и способы
Профориентации;
Профотбора;
Кадрового планирования;
Учета, стимулирования и мотивации;
Оценки, аттестации кадров;
Планирования деловой карьеры;
Анализа удовлетворенности трудом, стабильности кадров.
Слайд 11Кадры, персонал и человеческие ресурсы
Кадры
люди, состоящие в штате организации и
принимающие участие в ее деятельности на основе трудовых отношений
Слайд 12Кадры, персонал и человеческие ресурсы
Персонал
часть кадров и внештатные работники, находящиеся
в оперативном управлении, составляющие объект управления
Разделение кадров на администрацию и
персонал
Слайд 13Кадры, персонал и человеческие ресурсы
Слайд 14Кадры, персонал и человеческие ресурсы
Человеческие ресурсы
(Human Resource)
ресурсы человека, потенциальные возможности
(физические, интеллектуальные, духовные), позволяющие участвовать в синергетическом эффекте организации
Слайд 15Кадры, персонал и человеческие ресурсы
Человеческий капитал как капитал организации -
рабочая
сила и человеческий ресурс, использование которого приносит дополнительную прибыль организации
Человеческий
капитал как капитал человека -
сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека
Слайд 16Особенности управления человеческими ресурсами
Управление кадрами
УЧР
Вертикальное управление
Централизованная кадровая функция
Односторонняя связь
Цель –
обеспечить наличие нужных людей в нужном месте, в нужное время
и освобождение от ненужных людей
Сотрудник – «фактор производства»
Достижение компромисса между экономическими и соц. партнерами
Горизонтальное управление
Децентрализованная кадровая функция
Двусторонняя связь
Цель – обеспечить совмещение имеющихся ЧР, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании
Сотрудник – фактор преимущества в конкурентной борьбе
Развитие целостной сильной корпоративной культуры, балансирование текущих потребностей организации с окружающей деловой средой
Слайд 17Принципы управления персоналом
Системность
Демократизация
Индивидуализация
Информатизация
Достижение поставленных целей перед организацией
Слайд 18Условия реализации технологии УЧР
Развитая система адаптации к внешнему и внутреннему
рынку
Гибкие системы организации работ
Системы оплаты труда, построенные на принципах всестороннего
учета персонального вклада
Высокий уровень участия работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной жизни
Практика делегирования полномочий подчиненным
Разветвленная система орг. коммуникации
Слайд 19Семинар 1.Стратегия УЧР
Содержание понятий «кадровая политика» и «кадровая стратегия». Модель
Мак-Кинзи.
Процесс разработки и реализации кадровой стратегии.
Планирование потребностей в человеческих ресурсах.
Виды
кадровых стратегий.
Контроль реализации кадровых стратегий
Задание: подготовить письменный план-конспект ВСЕХ вопросов семинара
Слайд 20Семинар 1.Стратегия УЧР
Практические задания к семинару
Выполнить Кейс №1 «Что делать?»
Конспект
статьи И.Телициной «Жесткие правила игры»
Все задания оформить в письменном виде