Разделы презентаций


Славянские истоки

Содержание

Цели: Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян. Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Славянские истоки

Славянские истоки

Слайд 2Цели:
Повысить познавательный интерес учащихся
к истории и культуре

древних славян.
Привлечь ребят
к изучению славянской мифологии.

Цели: Повысить познавательный интерес учащихся  к истории и культуре древних славян. Привлечь ребят  к изучению

Слайд 3Игра “Славянские истоки” для учащихся 6-7-х классов, которая знакомит их

с языческими верованиями, обычаями, праздниками древних славян. Проводится как внеклассное

мероприятие во время декады истории .
Игра “Славянские истоки” для учащихся 6-7-х классов, которая знакомит их с языческими верованиями, обычаями, праздниками древних славян.

Слайд 4 Объяснение правил игры: в мир древних славян ведут три

дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому

Древу команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команда получает оберег в виде уточки с головой коня, который прикрепляется к дороге. На обереге написано количество баллов, полученное за выполненное задание. После выполнения всех заданий жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
Объяснение правил игры: в мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и

Слайд 52 балла

2 балла

Слайд 65 баллов

5 баллов

Слайд 7Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен

прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить

в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.
Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?
Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.
И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – “Славянские истоки".
Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые

Слайд 8Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов,

в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы.

Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело

Слайд 9И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя

и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых.

Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.
– Кто это?
И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей

Слайд 10Баба Яга

Баба Яга

Слайд 11Задание № 1.
Давайте вспомним, как обращались путники к избушке?
Ответ:

“Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом”.
Вопрос:
– А

почему избушка стоит именно таким образом?
Задание № 1.Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? Ответ: “Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко

Слайд 12Ответ: Древние славяне считали, что вход в нее возможен только

со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей

- мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.
Ответ: Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без

Слайд 13Вопрос :
– Почему Баба Яга встречает путников словами: “Фу-фу, русским

духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и

на косточках твоих покатаюсь”?
Вопрос :– Почему Баба Яга встречает путников словами: “Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи

Слайд 14Ответ:
(Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу

враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она

хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик (“избушка на курьих ножках”). Его называли “домом мертвых”. Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)
Ответ:(Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А

Слайд 16Вопрос:
– Что это такое: “Маленький, кругленький, а за хвост не

поймаешь”? Как этот предмет связан с Бабой Ягой?
Ответ:(Клубок, чудесный предмет,

указывающий путь гостям Бабы Яги.)
Вопрос:– Что это такое: “Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь”? Как этот предмет связан с Бабой

Слайд 17Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам

и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на

мой вопрос об одном из славянских богов, то он становится вашим покровителем.
Задание:
– Откуда пошло выражение “Что на роду написано, того не миновать”?
Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы

Слайд 18(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его

будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение

“Что на роду написано”.)
(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда

Слайд 19Вопрос:
– Откуда пошли выражения: “Чур, меня!”, “Чур, мое!”, “Чур, тебе

на язык!”?
Ответ: Чур – божество, охранявшее человека и его добро

от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: “Чур, побереги меня!”, то есть “Чур, меня!”. Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: “Чур, мое!”. Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: “Чур тебе на язык”, – и злое пожелание не сбудется.
Вопрос:– Откуда пошли выражения: “Чур, меня!”, “Чур, мое!”, “Чур, тебе на язык!”?Ответ: Чур – божество, охранявшее человека

Слайд 20Вопрос:
- С именем какого славянского бога связано выражение: “После дождичка

в четверг”?
Ответ: Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его

часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.
Вопрос:- С именем какого славянского бога связано выражение: “После дождичка в четверг”?Ответ: Перун – Бог Грозы, повелитель

Слайд 21Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению

славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями,

оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.
Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся

Слайд 22И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь.

По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое

время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.
И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов.

Слайд 23И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь.

По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое

время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.
Задание :
- Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? ( по очереди называют духов, назвавший последним, получает дополнительный оберег.)
И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов.

Слайд 24Вопрос :
– Вы заблудились в лесу. В старину в этом

винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это

были меры?
Ответ: заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: “Шел, нашел, потерял”. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.
Вопрос :– Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его

Слайд 25Вопрос :
– Древние славяне считали, что в каждом доме

живет Домовой. В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”.

А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?
Ответ: хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)
Вопрос : – Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли

Слайд 26Вопрос :
– Хозяевами рек и озер славяне считали

водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он

весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной?
Ответ: с левой полы его одежды постоянно капает вода.)
Вопрос :  – Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым

Слайд 27Задание:
- В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и

сейчас мы поговорим о них. Назовите по очереди известные суеверия.

Задание:- В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Назовите по

Слайд 28И вновь предлагаются вопросы:
– У древних славян существовали ритуальные танцы,

исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и

по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.
Ответ: хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
И вновь предлагаются вопросы:– У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких

Слайд 29– Почему розги на Руси делали из берёзы?
Ответ:чтобы изгнать из

человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет,

ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)
– Почему розги на Руси делали из берёзы?Ответ:чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то

Слайд 30– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед

очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из

трудного положения?
Ответ: “Ложись спать,
утро вечера мудренее”.
– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может

Слайд 31– Что значил у славян этот совет?
(Язычники считали, что во

время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры,

спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)
– Что значил у славян этот совет?(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может

Слайд 32Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они

были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы

задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете?

Коляда, Масленица, Иван Купала.
Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам,

Слайд 33Познакомьтесь с некоторыми богами славян:
Сварог - бог огня. Один из

главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо,

небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии с греческим Зевсом он стал родителем для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу: Перун (?), Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.
Познакомьтесь с некоторыми богами славян:Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на

Слайд 34Хорс – бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало,

искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь,

красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иносказательно.
Хорс – бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол,

Слайд 35Ярило – бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего

света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви

Ярило – бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви

Слайд 36Даждьбог – бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его

тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила мироздания. От Даждьбога

(дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото — светлые, пылающие металлы.
Даждьбог – бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила

Слайд 37Лада - славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний. Но так

как любовь порою бывает и причиною горя, то Лада олицетворяла

и несчастную любовь. О человеке, который женился без любви, говорили: "Не с Ладою женился!" Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды. Великолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме — статуя несравненной красавицы в розовом венке. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля.
Лада - славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний. Но так как любовь порою бывает и причиною горя,

Слайд 38Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин

Путей, покровитель всех путешественников. Властитель непознанного, черный бог. Посмертный судья

и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. Бог удачи.
Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Властитель непознанного, черный

Слайд 39Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу,

не упоминая его имени, обращались в более поздние времена для

совершения заговоров и заклятий на тучи или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различного рода Ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер.
Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались в более

Слайд 40Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о

вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и

напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:
Прочь отступите, чудовища, все, Явится Русь перед вами в красе. Вам ли, чудовища, наши сокровища – Молодость, силушку Спрятать в могилушку! Вам ли всю Русь погубить? Вам ли свалить великана-гиганта? Есть у него три бессмертных таланта: Верить, терпеть…и любить!
Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и

Слайд 41Литература:
Славянская мифология. – Минск, 2003.
Семенова М.. Мы – славяне. –

Санкт-Петербург, 1997 г.
Трефолев Л. И. Лукоморье. //Праздник в школе. –

Минск 2002.
Антонович В.Б. Колдовство: Документы. Процессы. Исследования. СПб., 1877;Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903; Иванов П.В. Народные сказания о ведьмах и упырях // Украiна: Народнi вiрування, noBip'я, демонологiя. Киев, 1991;Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири (сост. В.П. Зиновьев). Новосибирск, 1987;Виноградова Л.Н., Толстая С.М. К сравнительному изучению мифологических персонажей: вештица и ведьма // Балканские чтения — I: Симпозиум по структуре текста. М., 1990Виноградова Л.Н. Общее и специфическое в славянских поверьях о ведьме // Образ мира в слове и ритуале:Балканские чтения — I. М., 1992.
См. Терещенко, "Быт русского народа" (VI, 133-136); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (II, 326-349); "Новгородский сборник" (I, 284); "Живая старина" (1894, вып. I, 6-8); "Этнографическое обозрение" (VII, 30-34, VIII, 85, XIII, 214). О лесных духах у европейских народов см. Wilhelm Mannhardt, "Wald— und Feldkulte" (Б., 1875-77, глава: "Die Waldgeister und ihre Sippe") и Э. Тэйлор, "Первобытная культура" (СПб., 1872, глава XV: Анимизм).
http://books.swarog.ru/
http://books.swarog.ru/l/lelja2.php

Литература:Славянская мифология. – Минск, 2003.Семенова М.. Мы – славяне. – Санкт-Петербург, 1997 г.Трефолев Л. И. Лукоморье. //Праздник

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика