Разделы презентаций


СЛОГ КАК НАИМЕНЬШАЯ ЗВУКОВАЯ СУПЕРСЕГМЕНТНАЯ ЕДИНИЦА

Содержание

План1. Понятие слога.2. Типы слогов в современном русском языке.3. Основные теории русского слога.4. Основные правила слогоделения в современном русском языке.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СЛОГ КАК НАИМЕНЬШАЯ ЗВУКОВАЯ СУПЕРСЕГМЕНТНАЯ ЕДИНИЦА
Л.Б. Савенкова

СЛОГ КАК НАИМЕНЬШАЯ ЗВУКОВАЯ СУПЕРСЕГМЕНТНАЯ ЕДИНИЦАЛ.Б. Савенкова

Слайд 2План
1. Понятие слога.
2. Типы слогов в современном русском языке.
3. Основные

теории русского слога.
4. Основные правила слогоделения в современном русском языке.

План1. Понятие слога.2. Типы слогов в современном русском языке.3. Основные теории русского слога.4. Основные правила слогоделения в

Слайд 3Что представляет собой устный речевой поток?
Можно ли назвать его

реальные минимальные составляющие?

Что представляет собой устный речевой поток? Можно ли назвать его реальные минимальные составляющие?

Слайд 4Произнесите текст, разделяя его на минимальные произносительные единицы



Поварский
колпак сшит


не по-колпаковски

Произнесите текст, разделяя его на минимальные произносительные единицыПоварский колпак сшит не по-колпаковски

Слайд 5Мнение в науке:
реальной произносительной единицей человеческой речи является не отдельный

звук, а слог.

Мнение в науке:реальной произносительной единицей человеческой речи является не отдельный звук,  а слог.

Слайд 6 СЛОГ (в русском языке) –
минимальная произносительная единица фонетики,

не имеющая собственного значения.

СЛОГ (в русском языке) –  минимальная произносительная единица фонетики,     не имеющая

Слайд 7«Слог сам по себе … имеет только искусственное существование; в

природе, то есть в человеческой речи, он существует только как

слово или как часть другого слова, составляющего одно целое»
(Мысль и язык)

Александр Афанасьевич Потебня

«Слог сам по себе … имеет только искусственное существование; в природе, то есть в человеческой речи, он

Слайд 8Если слог – образование искусственное, зачем его выделять?

Если слог – образование искусственное, зачем его выделять?

Слайд 9На какие же части в реальности мы делим речь: на

сегментные единицы – звуки или на суперсегментные – слоги?
Произнесите быстро:

Смиртфклипхаалнат

Если

сложно, произнесите медленнее!
На какие же части в реальности мы делим речь: на сегментные единицы – звуки или на суперсегментные

Слайд 10Слог (по Л.В. Бондарко)
«минимальная произносительная единица, т.е. самый краткий отрезок,

который можно выделить при анализе артикуляционных движений во время речи».

Слог (по Л.В. Бондарко)«минимальная произносительная единица, т.е. самый краткий отрезок, который можно выделить при анализе артикуляционных движений

Слайд 11Три доказательства произносительной целостности слога (по Л.Р. Зиндеру)
1) при замедлении

речь не распадается на отдельные звуки, а произносится по слогам;


Три доказательства произносительной целостности слога (по Л.Р. Зиндеру)1) при замедлении речь не распадается на отдельные звуки, а

Слайд 12Три доказательства произносительной целостности слога (по Л.Р. Зиндеру)
2) при афазии

на едином дыхании произносится речевой отрезок не меньше слога;

3)

в слоге «согласный + огублённый гласный» огублённость начинается уже с первого согласного звука слога.
Три доказательства произносительной целостности слога (по Л.Р. Зиндеру)2) при афазии на едином дыхании произносится речевой отрезок не

Слайд 13Отсутствие значения у слога затрудняет его вычленение в потоке речи.
Деление

на слоги осознаётся носителями русского языка как реальность. При этом

слог характеризуют как единство с гласным в качестве ядра.
Отсутствие значения у слога затрудняет его вычленение в потоке речи.Деление на слоги осознаётся носителями русского языка как

Слайд 14В русском языке гласный звук – слогообразующий.

Обязательность участия гласного

в составе русского слога была обнаружена уже в

XVIII в.
В русском языке гласный звук – слогообразующий. Обязательность участия гласного в составе русского слога была обнаружена уже

Слайд 15«Российские склады состоят из самогласного, сопряженного с согласным, однем или

многими: дру-же-ство; или из одного двоегласного, либо троегласного: ай, ей.

Самогласные буквы часто силу складов имеют, как и и а в и-ной, а-лой» (М.В. Ломоносов. О складах и речениях // Российская грамматика. Гл. 3.)
«Российские склады состоят из самогласного, сопряженного с согласным, однем или многими: дру-же-ство; или из одного двоегласного, либо

Слайд 16Как учат читать ребенка? Применяются разные методики:
- соотнося название буквы с

картинкой;
- заставляя запомнить произнесение буквосочетания;
- заставляя запомнить звучание целого слова.

Как учат читать ребенка? Применяются разные методики:- соотнося название буквы с картинкой;- заставляя запомнить произнесение буквосочетания;- заставляя

Слайд 17Буквари - традиционное средство обучения чтению
… общий принцип букваря: ребенок

учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в

слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

Такое сочетание раньше называли складом, и дети специально заучивали склады наизусть: "Буки" "Аз" есть "БА", "Веди" "Аз" есть "ВА"… Всего таких складов в русском языке насчитывается около двух сотен.

http://www.npsy4kids.ru/component/content/article/25/53-uchim-chitat.html
Буквари - традиционное средство обучения чтению… общий принцип букваря: ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а

Слайд 18Типы слогов в русском языке
прикрытый
неприкрытый
открытый
закрытый
по начальному звуку
по конечному звуку

Типы слогов  в русском языкеприкрытыйнеприкрытыйоткрытыйзакрытыйпо начальному звуку по конечному звуку

Слайд 19Примеры слогов разных типов
а – неприкрытый открытый
ап – неприкрытый закрытый
па

– прикрытый открытый
пап – прикрытый закрытый

Примеры слогов разных типова – неприкрытый открытыйап – неприкрытый закрытыйпа – прикрытый открытыйпап – прикрытый закрытый

Слайд 20Какие слоги привычнее для русского языка?
Эксперимент Лии Васильевны Бондарко

Прочитайте быстро:


ус-ус-ус-ус-ус-ус

ап-ап-ап-ап-ап-ап
Какие слоги привычнее для русского языка?Эксперимент Лии Васильевны БондаркоПрочитайте быстро:

Слайд 21Если слог – реальность, во всех ли языках слова одинаково

делятся на слоги?

Если слог – реальность, во всех ли языках слова одинаково делятся на слоги?

Слайд 22Во всех ли языках слогообразующим является гласный звук?
В чешском языке
есть

слова без гласных
Vlk prchl skrz tvrz

Во всех ли языках слогообразующим является гласный звук?В чешском языкеесть слова без гласныхVlk prchl skrz tvrz

Слайд 23Языки по соотношению звучания и значения

слоговые
неслоговые
Деление на слоги совпадает с

делением на морфемы
Деление на слоги не совпадает с делением на

морфемы
Языки по соотношению звучания и значения	слоговыенеслоговыеДеление на слоги совпадает с делением на морфемыДеление на слоги не совпадает

Слайд 24Информация для любознательных:
О различии между слоговыми и неслоговыми языками просто

и интересно рассказывает Нина Борисовна Мечковская (с.59-61)

Информация для любознательных:О различии между слоговыми и неслоговыми языками просто и интересно рассказывает Нина Борисовна Мечковская (с.59-61)

Слайд 25Для большинства языков можно указать не только характерные звуковые цепочки,

но и недопустимые сочетания звуков, "запрещенные" фонетическим строем языка. Существуют

также ограничения в составе "разрешенных" моделей слоговых структур. Это означает, что слоги образуют не любые комбинации звуков (гласного и одного или нескольких согласных), а некоторые определенные последовательности звуков. В большинстве языков звуки, образующие слог, по тем или иным признакам соответствуют друг другу. Чем больше это взаимное соответствие звуков в слоге, тем отчетливее слогоделение, тем в большей мере слог выступает как единая (слитная) произносительная единица речи.
Наиболее тесно взаимосвязаны звуки, образующие слог, в так называемых слоговых языках, или языках слогового строя. (К ним относятся большинство языков Китая и Юго-Восточной Азии). В таких языках существует множество ограничений, накладываемых всем фонетическим строем языка на сочетаемость звуков. Допустимые слоги представляют собой фактически комбинации "заданных" звуков. Поскольку появление звуков, образующих слог, в значительной мере обусловлено другими звуками этого слога, то звуки в таких языках не обладают самостоятельными смыслоразличительными возможностями.
Для большинства языков можно указать не только характерные звуковые цепочки, но и недопустимые сочетания звуков,

Слайд 26Поэтому в слоговых языках минимальной смыслоразличительной единицей является не фонема, а слог (такой

слог называют силлабофонемой), при этом каждая силлабофонема - это звуковая оболочка

морфемы или одноморфемного слова.
В слоговых языках жестко ограничен не только круг допустимых моделей слогов, но и само количество разных слогов. Например, в китайском языке все слоги построены по модели "согласный + гласный (монофтонг, дифтонг или трифтонг)", причем сочетания согласных невозможны. Поэтому общее количество допустимых комбинаций согласного начала слога и его гласного конца ограничено: в пунтухуа7 насчитывается около 400 слогов, различающихся по звуковому составу (Задоенко, Хуан Шуин 1983, 6 - 7). Поскольку такого количества слогов-морфем явно мало для обозначения элементов опыта, в китайском языке развилось смыслоразличительное (фонологическое) использование слоговой интонации. Четыре разных тона (в качестве обязательных характеристик китайского слога) увеличивают количество слогов-морфем до 1324 единиц. Из этого исходного семантического материала строятся сложные слова (двух- или трехморфемные).
____________________
7Пунтухуа (буквально - 'общепонятный язык') - общенародный китайский язык, сложившийся на основе северных диалектов.

Поэтому в слоговых языках минимальной смыслоразличительной единицей является не фонема, а слог (такой слог называют силлабофонемой), при этом каждая силлабофонема -

Слайд 27
В неслоговых языках (т.е. в языках, где основной смыслоразличительной единицей

является фонема, а не слог) звуковые цепи, а также количество

допустимых моделей слогов, более разнообразны. Однако и здесь наблюдаются самые разные ограничения. Например, в арабском языке в плане сочетания согласных и гласных возможны только две модели слога: 1) открытый слог: согласный + гласный и 2) закрытый: согласный + гласный + согласный. В шведском языке в закрытых слогах между гласным и следующим за ним согласным обязательны своеобразные "компенсаторные" отношения: за кратким гласным следует долгий согласный, а за долгим гласным - краткий согласный. В немецком языке звонкие шумные не встречаются в конце слога. (См. статью С.В. Кодзасова "Слог" в ЛЭС 1990).
В праславянском языке существовало всего 8 моделей слоговых структур, при этом все слоги были открытыми и строились по восходящей звучности (т.е. в пределах слога каждый звук был более звучным, чем его "левый сосед" - предыдущий звук). Структура праславянского слога кроме того определялась тенденцией к гармонии слога по мягкости-твердости звуков (образующих слог), так что в пределах слога были возможны только два вида сочетаний согласного и гласного: или твердого согласного с непередним гласным или, напротив, палатализованного согласного с передним гласным.
В неслоговых языках (т.е. в языках, где основной смыслоразличительной единицей является фонема, а не слог) звуковые цепи,

Слайд 28Указанные две закономерности в строении праславянского слога (восходящая звучность и

сингармонизм8) можно интерпретировать как проявления одной более широкой линии развития

- тенденции к консолидации слога. Такое развитие делало слогоделение вполне четким, а слог психологически весомой, почти смыслоразличительной единицей. По-видимому, праславянский язык эпохи восходящей звучности и слогового сингармонизма какое-то время был на том "пути", который вел к слоговым языкам. Однако неизбежное ограничение количества допустимых слогов, которое сопутствует тенденции к консолидации слога, по-видимому, оказалось в противоречии с другой линией развития праславянского языка, особенно актуальной в конце праславянской эпохи, - в противоречии с потребностями в быстром росте словаря. Поэтому тенденция к консолидации слога в праславянском языке как бы отступила и фонетическая эволюция пошла по другому пути (произносительная консолидация не слога, а слова).
________________________
8 О гармонии слога и гармонии слова в языках разных семей подробно см.: Реформатский 1967, 271, 487 - 488.
Указанные две закономерности в строении праславянского слога (восходящая звучность и сингармонизм8) можно интерпретировать как проявления одной более

Слайд 29В современных славянских языках, в отличие от праславянской поры, слоговые

структуры достаточно разнообразны (возможны даже слоги с нисходяще-восходящей звучностью, ср.

мхом, ржавь). Современный русский язык иногда называют в ряду тех немногих языков, в которых вообще отсутствуют фонологические признаки слога (С.В. Кодзасов). С этим, в частности, связаны столь обычные затруднения школьников при разделении слова на слоги (мок-рый или мо-крый): говорящие во многих случаях не чувствуют границы между слогами.

Легко видеть, что ограничения в моделях слогов и звуковых цепей непосредственно влияют на номинативные ресурсы языка, а также на их динамику. В частности, от степени "свободы" звуков в синтагматике существенно зависит то, из какого источника язык "предпочитает" черпать новые обозначения: то ли он с легкостью "наладит" словопроизводство новых единиц, то ли будет заимствовать слова из чужих языков, то ли будет развивать новые значения у имеющихся слов, (о различиях языков в источниках пополнения словаря см. § 42).
В современных славянских языках, в отличие от праславянской поры, слоговые структуры достаточно разнообразны (возможны даже слоги с

Слайд 30Русский язык неслоговой

голос [гó-лъс]

т а [та]

т о

[то]

Русский язык неслоговойголос [гó-лъс]т а   [та]т о   [то]

Слайд 31Сколько слогов в слове?

точка

пластинка

Сколько слогов в слове?точкапластинка

Слайд 32Где проходит граница между слогами?

точка

пластинка

Где проходит граница между слогами?точкапластинка

Слайд 33Основные теории слога, применяемые к русскому языку (1)
Экспираторная теория слога

Слог

– звук или звукосочетание, который / которое произносится одним выдыхательным

толчком. Слог слышен благодаря гласному и начинается или заканчивается согласным.
(Р. Стетсон, американский психолог и фонетист)
Основные теории слога, применяемые к русскому языку (1)Экспираторная теория слогаСлог – звук или звукосочетание, который / которое

Слайд 34Произнесите, прикрывая рот ладонью
кафе
Сколько толчков воздуха?
перемена
Сколько толчков воздуха?

Произнесите, прикрывая рот ладоньюкафеСколько толчков воздуха?переменаСколько толчков воздуха?

Слайд 35В сборнике В.И. Даля зафиксировано такое ироничное приказание: «Ступай в

кут, где мухи ткут!» Произнесите, прикрыв рот ладонью: кут, ткут
Сколько

толчков воздуха вы ощутили при произнесении каждого из этих слов?
В сборнике В.И. Даля зафиксировано такое ироничное приказание: «Ступай в кут, где мухи ткут!» Произнесите, прикрыв рот

Слайд 36Основные теории слога, применяемые к русскому языку (2)
Слог – единый

импульс
мускульного напряжения
(Л.В. Щерба).

Последовательность слогов – чередование усилений и

ослаблений мускульного напряжения. Граница между слогами – в месте, где напряжение ослаблено.
Изменение напряженности зависит от места ударения в слове. Центр мускульного напряжения – ударный гласный.
Основные теории слога, применяемые к русскому языку (2)Слог – единый импульс мускульного напряжения (Л.В. Щерба).Последовательность слогов –

Слайд 38Л.В. Бондарко
«… бесспорных экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что ударный

и безударный гласные по-разному связаны со следующим согласным, пока не

получено»
Л.В. Бондарко«… бесспорных экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что ударный и безударный гласные по-разному связаны со следующим

Слайд 39Основные теории слога, применяемые к русскому языку (3)
Слог – волна

сонорности

Теория выдвинута датским лингвистом Отто Есперсеном.
В применении к русскому

языку ее развивал Рубен Иванович Аванесов.
Основные теории слога, применяемые к русскому языку (3)Слог – волна сонорностиТеория выдвинута датским лингвистом Отто Есперсеном. В

Слайд 40Для русского языка характерно,
чтобы звуки в составе слога располагались по

возрастанию звучности

Для русского языка характерно,чтобы звуки в составе слога располагались по возрастанию звучности

Слайд 41Эксперимент!
Назовите слова, которые начинаются сочетанием

пр-

рп-

Эксперимент!Назовите слова, которые начинаются сочетанием       пр-

Слайд 42Иллюстрации к закону восходящей звучности слога
В Большом орфографическом словаре русского

языка около 6000 слов начинается буквосочетанием пр-: право, пробовать, проволочка,

прутик и т.д., но нет ни одного, начинающегося буквосочетанием рп-.

-рп встречается в конце слова: карп, эскарп (земляное противотанковое заграждение), контрэскарп, верп (небольшой якорь), серп, шерп (представитель народа, проживающего в Непале), где закон восходящей звучности не соблюдается.
Иллюстрации к закону восходящей звучности слогаВ Большом орфографическом словаре русского языка около 6000 слов начинается буквосочетанием пр-:

Слайд 43По подсчетам Владимира Андреевича Никонова (Консонантные сочетания // РЯНШ. 1962. №

3),
В текстах объемом в 100 000 звуков

Пр/пр’ встретилось 411 раз

(проба, право…), рп – 2 раза (нерпа, карп);
дн/д’н’ – 141 раз (днем, судно…), н’д’ – 4 раза (крендель…);
Бр – 106 раз (брат, собрать…), рб – 5 раз (арба…)
По подсчетам Владимира Андреевича Никонова (Консонантные сочетания // РЯНШ. 1962. № 3),В текстах объемом в 100 000

Слайд 44Слог – волна сонорности
Пять волн – пять слогов


[з Λ к о н’

ч и ф ш ъ j ъ]
гласн _______________________
сонорн________________________
зв шумн________________________
гл шумн________________________
0 звука________________________
Слог – волна сонорностиПять волн – пять слогов        [з Λ

Слайд 45Слогообразующий – самый сонорный звук, т.е. гласный.
Он на гребне волны.
Граница

между слогами там, где заканчивается волна:

[з Λ - к о н’ - ч и - ф ш ъ - j ъ]
Слогообразующий – самый сонорный звук, т.е. гласный.Он на гребне волны.Граница между слогами там, где заканчивается волна:

Слайд 46 Сколько слогов в слове

ФИЛЬТР?
РУБЛЬ?
ТИГР?

Сколько слогов в слове ФИЛЬТР? РУБЛЬ? ТИГР?

Слайд 47Проверка!
ф’

и л’ т

р
гласн _________________________
сонорн ________________________
зв шумн _______________________
гл шумн _______________________
0 звука ________________________
Слог один, а волны две!
Проверка!         ф’  и  л’

Слайд 48Теория не работает?

Теория не работает?

Слайд 49Перед вторым сонорным развивается редуцированный гласный звук, который наше сознание

не замечает, поскольку он не играет смыслоразличительной роли!
Ср.: [ф’ил’тър] -

[ф’úл’тры]
Перед вторым сонорным развивается редуцированный гласный звук, который наше сознание не замечает, поскольку он не играет смыслоразличительной

Слайд 50Как проверить, что в слове на самом деле может развиваться

короткий гласный призвук, на который мы не обращаем внимания?
Прочтите

стихотворные строки, отбивая ритм ладонью:
Как проверить, что в слове на самом деле может развиваться короткий гласный призвук, на который мы не

Слайд 51Реклама

Реклама

Слайд 52Во втором примере проверьте количество слогов самостоятельно
Он мучился долго во

сне. Почему ж?
Приснился зачем-то оркестр чинуш.
И спаяны прочно, и скреплены

крепко,
А он в том оркестре – не первая скрепка…
Александр Наумов
Во втором примере проверьте количество слогов самостоятельноОн мучился долго во сне. Почему ж?Приснился зачем-то оркестр чинуш.И спаяны

Слайд 53А как быть со словами, в которых рядом стоят гласные?
АОРТА
АЭРАРИЙ
АУЭЗОВ

(фамилия писателя)

Гласные имеют одинаковую звучность. Значит, волны нет?

А как быть со словами, в которых рядом стоят гласные?АОРТААЭРАРИЙАУЭЗОВ (фамилия писателя)Гласные имеют одинаковую звучность. Значит, волны

Слайд 54Эксперименты с привлечением аппаратуры показывают:
При произнесении стоящих рядом гласных наш

голос вибрирует. Сонорность звуков меняется.



Волна есть!
Эксперименты с привлечением аппаратуры показывают:При произнесении стоящих рядом гласных наш голос вибрирует. Сонорность звуков меняется.

Слайд 55Еще стихи. Снова отобьем такт ладонью.
Что ты ржёшь, мой конь

ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?

Еще стихи. Снова отобьем такт ладонью.Что ты ржёшь, мой конь ретивый,Что ты шею опустил,Не потряхиваешь гривой,Не грызешь

Слайд 56Сколько ударов пришлось на слово РЖЁШЬ?
А сколько волн сонорности в

нем?
[р ж

о ш]
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Получилось два гребня, а слог – один!
Сколько ударов пришлось на слово РЖЁШЬ?А сколько волн сонорности в нем?      [р

Слайд 57Этого явления теория сонорности объяснить не может.

Этого явления теория сонорности объяснить не может.

Слайд 58Основные теории слога, применяемые к русскому языку (4)
Слог – волна

эксплозии-имплозии

Теорию выдвинул Фердинанд де Соссюр
К русскому языку ее применил Алексей

Михайлович Сухотин

В общих чертах эту теорию предвосхитил А. Путята в работе «К теории индоевропейского вокализма» (1881)

Основные теории слога, применяемые к русскому языку (4)Слог – волна эксплозии-имплозииТеорию выдвинул Фердинанд де СоссюрК русскому языку

Слайд 59Как выглядит процесс произнесения речи с позиции стороннего наблюдателя, если

отключить звук?

Как выглядит процесс произнесения речи с позиции стороннего наблюдателя, если отключить звук?

Слайд 60Звуки, которые мы произносим при открывании рта – эксплозивные.
Эксплозия –

взрыв, размыкание

Звуки, которые мы произносим при открывании рта – эксплозивные.Эксплозия – взрыв, размыкание

Слайд 61Звуки, которые мы произносим при закрывании рта, - имплозивные.
Имплозия –

смык, закрытие.

Звуки, которые мы произносим при закрывании рта, - имплозивные.Имплозия – смык, закрытие.

Слайд 62Когда мы обычно закрываем рот во время речи?
во время паузы,
готовясь

произнести согласный звук

Когда мы обычно закрываем рот во время речи?во время паузы,готовясь произнести согласный звук

Слайд 63Слогораздел происходит в месте перехода от имплозии к эксплозии.

> - знак имплозии

< - знак эксплозии

< >|< > >|< > >|< >|< >
[ з а|к о н’|ч и ф|ш ъ| j ъ]
Ср.: по теории «слог – волна сонорности»:
[ з а|к о н’|ч и |ф ш ъ| j ъ]
Слогораздел происходит в месте перехода от имплозии к эксплозии.        >

Слайд 64Теперь посмотрим на слово ржёшь


< < > >
[р ж о ш]

Теория работает!
Теперь посмотрим на слово ржёшь

Слайд 65Проверим слово ВЗДОР
< > < >

>
В З Д О

Р

смычный

Две волны эксплозии-
имплозии, но один слог!
Проверим слово ВЗДОР    < > < > >     В З

Слайд 66Удовлетворительной теории слога по отношению

к русскому языку пока не создано.

Удовлетворительной теории слога     по отношению     к русскому языку пока

Слайд 67Признаки слога

(по С.В. Кодзасову)
«С

точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков, внутри которой действуют правила коартикуляции и распределения длительностей».
Признаки слога

Слайд 68Примеры коартикуляции
Стул
Стал

Стоять
Стелить

Примеры коартикуляцииСтул СталСтоятьСтелить

Слайд 69Как формируется слог?
«Предполагается, что слог реализуется не как последовательность составляющих

его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т.е. задается единым

блоком нейрофизиологических команд к мышцам» (Людмила Андреевна Чистович)
Как формируется слог?«Предполагается, что слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс,

Слайд 70Признаки слога (по

С.В. Кодзасову)
«С точки зрения речевой аэродинамики слог есть минимальный

звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока (“дыхательный импульс”).
Признаки слога        (по С.В. Кодзасову) «С точки зрения речевой аэродинамики

Слайд 71В акустическом сигнале
«дыхательному импульсу соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления (“волна

звучности”)»

С.В. Кодзасов
В акустическом сигнале«дыхательному импульсу соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления (“волна звучности”)»

Слайд 72Рассмотрим три основных правила русского фонетического слогоделения, не смешивая их

с делением слов для переноса на письме.

Рассмотрим три основных правила русского фонетического слогоделения, не смешивая их с делением слов для переноса на письме.

Слайд 73Первое правило
Только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным

согласным:

Первое правилоТолько слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным:

Слайд 74Второе правило
Только слог, начальный в слове, может быть прикрыт сочетанием

«сонорный + шумный согласный»

Второе правилоТолько слог, начальный в слове, может быть прикрыт сочетанием «сонорный + шумный согласный»

Слайд 75Третье правило
Внутри слова закрытый слог не может предшествовать неприкрытому

Третье правилоВнутри слова закрытый слог не может предшествовать неприкрытому

Слайд 76
Фонетическое деление на слоги нельзя смешивать с делением слова на

письме для переноса!

Фонетическое деление на слоги нельзя смешивать с делением слова на письме для переноса!

Слайд 77Деление слова для переноса на письме соединяет учет фонетических законов

с делением слова

на морфемы.
Деление слова для переноса на письме соединяет учет фонетических законов       с

Слайд 79Задания для самостоятельного выполнения
С опорой на теоретические положения, изложенные в

лекции к данной теме, самостоятельно подберите иллюстративный материал, демонстрирующий сильные

и слабые стороны различных теорий, применяемых для характеристики русского слога (не менее пяти примеров на каждую из четырех теорий): 1) Экспираторная теория русского слога; 2) Слог – единый импульс мускульного напряжения; 3) Слог – волна сонорности; 4) Слог – волна эксплозии – имплозии. Каждый пример сопроводите теоретическим комментарием. Разместите материал на своей странице в Инкампусе ЮФУ.
 Приведите 10 примеров, иллюстрирующих различие деления слова на фонетические слоги и деления слов для переноса на письме. Письменно объясните, с чем связано каждое упоминаемое Вами различие. Разместите материал на своей странице в Инкампусе ЮФУ.


Задания для самостоятельного выполненияС опорой на теоретические положения, изложенные в лекции к данной теме, самостоятельно подберите иллюстративный

Слайд 80Литература
Аванесов Р.И. О слогоразделе и строении слога в русском языке

// Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.
Бондарко

Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998.
Бондарко Л.В., Павлова Л.П. О фонетических критериях при определении места слоговой границы // Русский язык за рубежом. 1967. № 4.
Дукельский Н.И. Принципы сегментации речевого потока. М., Л., 1962.
Зиндер Л.Р. Слог // Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
Касаткин Л.Л. Слог // Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003.
Ключинская О.Г. Фонетический эксперимент по сопоставлению длительности равноудалённых от ударения гласных в прикрытых и неприкрытых слогах русского литературного языка // Филологические науки. 2002. № 6.
ЛитератураАванесов Р.И. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного

Слайд 81Литература (продолжение)
Князев С.В. О критериях слогоделения в современном русском языке:

теория волны сонорности и теория оптимальности // Вопросы языкознания. 1999.

№ 1.
Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001. Гл. 5. Раздел 5.5. Классификация супрасегментных языковых средств.
Мечковская Н.Б. Типы звуковых цепей и строение слога.
Слоговые и неслоговые (фонемные) языки // Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. 2-е изд. М., 2001. с. 58-61.
Соссюр Ф де. Курс общей лингвистики. М., 1977.
Трахтеров А.Л. Основные вопросы теории слога и его определение // Вопросы языкознания. 1956. № 6.
Щерба Л.В. Слог и слогоделение // История советского языкознания: Хрестоматия / Сост. Ф.М. Березин. М., 1988.

Литература (продолжение)Князев С.В. О критериях слогоделения в современном русском языке: теория волны сонорности и теория оптимальности //

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика