Слайд 1СЛОВАРЬ
основных понятий
ЧЕЛОВЕК
Источник:
Обществознание. Школьный словарь 10-11 классы под
ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение 2019 г.
Автор презентации:
учитель обществознания МОУ
«СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
Андрюхина З.А. 2020
Источник:
Обществознание: словарь основных
понятий для подготовки ОГЭ и ЕГЭ/
Р.В. Пазин, И.В. Крутова
-Москва: Эксмо, 2020.
Обществознание
ЕГЭ/ОГЭ
Слайд 3Агенты социализации
Агенты социализации -конкретные люди, отвечающие за социализацию
Слайд 4Антропология
Антропология – научная дисциплина, изучающая фундаментальные проблемы бытия человека в
природной среде и социуме.
Антропология объединяет спектр естественных и социально-гуманитарных наук:
Философская
а. – о сущности человека;
Теологическая а.- о сущности и смысле жизни человека через призму религии;
Культурная а.- рассматривает человека как творца культуры;
Психологическая а. - о влияния окружения на психику и деятельность человека;
Биологическая а.- рассматривает человека как биологический вид;
Социальная а. –изучает процесс становления человека как социального существа;
Историческая а.- делает акцент на образах восприятия и стереотипах поведения представителей различных социальных групп изучаемой эпохи
Слайд 5Антропогенез
Антропогенез -процесс становления и развития человека как биологического существа (формирование
физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и
т.п.)
Слайд 6Биоэтика
Биоэтика – междисциплинарное научное направление в философии, медицине, юриспруденции, биологии,
антропологии, связанное с исследованием человека в единстве природно-биологического и этического
аспектов.
Биоэтика рассматривает например следующие проявления гуманности: трансплантация органов, эвтаназия, искусственное зачатие клонирование и пр.
Слайд 7Бытие человека
Бытие человека –
1) существование человека во всем многообразии
его появлений;
2) реальный процесс жизни, деятельности, общения
Слайд 8Гениальность
Гениальность- высшая степень творческой одарённости, ума, таланта; высший уровень развития
способностей как общих (интеллектуальности), так и специальных (музыкальных, математических, художественных)
Слайд 9Десоциализация
Десоциализация -утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения,
социальных ролей, привычного образа жизни
Слайд 10Деятельность
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Слайд 11Задатки
ЗАДАТКИ - врожденные предпосылки способностей (особенности мозга, органов чувств,
двигательного аппарата)
Слайд 12Игра
ИГРА - это форма деятельности в условных ситуациях, целью которой
является развлечение , отдых
Слайд 13Индивид
ИНДИВИД - совокупность природных черт человека; единичный представитель человеческого рода,
один из людей.
Слайд 14Индивидуальное сознание
Индивидуальное сознание – сознание отдельного человека, отражающие его индивидуальное
бытие, духовный мир личности
Слайд 15Индивидуальность
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ- совокупность природных и социальных черт, неповторимое своеобразие отличающих данного
индивида от всех остальных
Слайд 16Инстинкт
Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического
поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт
что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род.
Инстинкт – врожденная склонность которая помогает индивиду с самого детства бороться за свое выживание
Слайд 17Институты социализации
Институты социализации -специальные учреждения, отвечающие за социализацию
Слайд 18Интересы
Интересы- осознанные потребности, имеющие для людей важное значение
Слайд 19Личность
ЛИЧНОСТЬ- совокупность социально значимых характеристик человека, которые он реализует в
общественной жизни.
1.Особое качество человека приобретенное им в социокультурной среде в
совместной деятельности и общении;
2.Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.);
3. Особая форма существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и самим собой
Подлинным основаниями движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых человек развивается в мире людей, приобщается к культуре
Слайд 20Малая группа
Малая группа -объединение людей, немногочисленное по составу, члены которого
имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных
контактах.
Малой группе свойственна психологическая общность, основанная на осознании индивидом своей принадлежности к ней.
Малая группа-динамическая социальная система, ей свойственны процессы изменения и развитие.
Слайд 21Межличностный конфликт
Межличностный конфликт -форма конфликта, выражающаяся в столкновении интересов, мнений,
взглядов отдельных людей
Слайд 22Межличностные отношения
Межличностные отношения- взаимодействие и взаимосвязи между отдельными личностями.
Отношения
между людьми строятся в ходе общей деятельности или на основе
общности интересов.
Слайд 23Мировоззрение
Мировоззрение - система взглядов, представлений человека об окружающем мире.
Выделяют следующие
типы мировоззрения: религиозно -мифологическое, естественно-научное, философское, обыденно-практическое
Слайд 24Мышление
МЫШЛЕНИЕ- процесс отражения объективного мира в образах, понятиях, суждениях, теориях.
1.
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением существующих
связей и отношений предметов и явлений с помощью различных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения и др.);
2. Способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможность их изменения и применения, делать выводы, регулирующие поведение, общение дальнейшее развитие мысли и пр.
Различают виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и логическое (рациональное), наглядно-образное (художественное) и формально-логическое (рассудочное).
Феномен мышления исследуется междисциплинарно психологией, философией, логикой, физиологией, кибернетикой
Слайд 25Мотив
Мотив –побуждение к деятельности
Слайд 26Направленность личности
Направленность личности – совокупность устойчивых, не зависящих от сложившейся
ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности.
Направленность личности всегда социально
обусловлена и формируется в процессе воспитания. Она включает установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, идеал, мировоззрение, убеждение
Слайд 27Общение
ОБЩЕНИЕ- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемой потребностью в совместной деятельностью.
Общение включает в себя обмен информацией
ее уточнение, обогащение, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятия и понимание партнёра по общению.
Общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Слайд 28Ответственность
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- это осознание человеком последствий своих поступков и действие с
учетом этого осознания
Слайд 29Объект деятельности
Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность
(предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Слайд 30Одарённость
Одарённость - наличие потенциально высоких способностей у какого –либо человека
Слайд 31Поведение
Поведение –
1. процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой;
2. целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с
окружающим миром.
Поведение человека обусловлено природными предпосылками и общественными процессами (труд, общение), зависит от индивидуальных качеств, характера взаимоотношений с окружающими, от социальных норм, ценностей, правил и др.
Поведение может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, нормальным или девиантным
Слайд 32Потребности
ПОТРЕБНОСТИ- это нужда человека в чем-либо, необходимом для жизни и
развития.
В общем виде выделяют три группы потребностей:
Естественные (биологические, физиологические, органические,
природные, материальные);
Социальные (в труде, общении, самореализации)
Идеальные/духовные (в познании окружающего мира и своего места в нем).
Потребности имеют динамичный и изменчивый характер
Слайд 33Природа
Природа –
1) весь окружающий мир в его многообразных формах;
2)
совокупность естественных условий существования и развития человеческого общества (среда обитания
и источник ресурсов для производства и повседневной жизни.
В философии используется термин «вторая природа», означающий созданные человеком материальные условия жизнедеятельности.
Человек - часть природы
Слайд 34Развитие личности
Развитие личности- процесс закономерного изменения человеческого индивида в результате
его социализации.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, в
процессе социального взаимодействия.
В развитии личность проходит ряд стадий, связанных с возрастной периодизацией:
1. детский возраст (до 3 лет);
2. дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
3. младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
4. подростковый возраст (от 11 до 15 лет);
5. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
Процесс развития личности продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная деятельность, семейная жизнь.
Слайд 35Результат
Результат- итог, продукт деятельности
Слайд 36Рефлекс
Рефлекс - реакция организма на раздражитель с участием нервной системы.
Безусловные рефлексы (врожденные рефлексы) - постоянные врожденные реакции организма на
определенные изменения окружающей среды, осуществляемые при участии нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. ... В отличие от других безусловных рефлексов ориентировочный рефлекс угасает при повторных применениях стимула.
Рефлекс – одинаковая в сходных условиях реакция организма на воздействие окружающей среды
Слайд 37Самовоспитание
Самовоспитание - сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию
своей личности. Предполагает наличие ясно осознанных целей, ценностей, идеалов.
Слайд 38Самоконтроль
Самоконтроль- осознание и оценка человеком своих собственных действий, психических процессов
и состояний. Иными словами способность контролировать свои действия в соответствии
с правилами поведения в обществе и собственной системой ценностей
Слайд 39Самообразование
Самообразование – деятельность человека, направленная на самостоятельное получение им необходимых
знаний.
В условиях перехода к постиндустриальному обществу когда стремительно развивается
техника и технологии, самообразование является важнейшим условием осуществления непрерывного образования на протяжении всей жизни индивида
Слайд 40Самопознание
Самопознание - процесс познания личностью собой себя, своего «Я», своих
возможностей (физических, интеллектуальных, духовных волевых), качеств, устремлений, влечений и т.д.
в сопоставлении с достоинствами и недостатками окружающих людей и своим прошлым опытом, один из важных регуляторов жизнедеятельности и поведения личности.
Связано с с такими явлениями как самооценка, самонаблюдение, но является более сложным процессом, так как сведения о себе человек получает еще из внешних источников
Слайд 41Самореализация
Самореализация –выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований.
Осуществляется
в многообразной как индивидуальной, так и совместной деятельности, в ходе
которой личность реализует то, что ей дано природой, и развивает собственные способности.
Значительную роль в этом процессе выполняет самопознание, самообразование и самовоспитание
Слайд 42Самосознание
Самосознание – опознание человеком своего достоинства, ценности собственной личности
Слайд 43Свобода
СВОБОДА- возможность и способность человека выбирать решение и действовать в
соответствии со своими интересами и целями с учетом интересов и
целей других людей
Слайд 44Склонности
Склонности –стремление человека к занятию определенным видом деятельности
Слайд 45Смысл жизни
Смысл жизни – философское размышление о цели и предназначении,
содержании и направленности жизни, своего места в мире, одна из
центральных проблем, затрагивающих основы человеческого существования
Слайд 46Сознание
Сознание – одно из основополагающих понятий философии, психологии, социологии, обозначающее
способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.
Сознание связано с речью
и целеполагающей деятельностью человека
Сознание охватывает сферы рационального мышления, духовно- образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память.
Интуиция и воображение также аспекты сознания
Слайд 47Сознательное / бессознательное
Сознательное- важнейшая способность человека, проявляющаяся прежде всего
в рациональном отношении к миру, в готовности вступать в заранее
запланированные отношения с людьми, вещами, природой.
Сознательное- антипод бессознательного
Бессознательное- совокупность психических процессов, фикций и состояний, не представленных в сознании человека
Слайд 48Социализация
СОЦИАЛИЗАЦИЯ- процесс усвоения человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, позволяющих
ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
По другому: социализация- освоение
индивидом социальных норм и культурных ценностей общества
Процесс социализации начинается с момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к другим людям.
Этот процесс осуществляется в ходе определения своего места в обществе, самого себя как личности.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Слайд 49Социогенез
Социогенез -учение о происхождении общества; процесс исторического и эволюционного возникновения
и формирования общества
Слайд 50Способности
СПОСОБНОСТИ- особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.
Способности-
индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
Различают общие и
специальные (музыкальные, актерские, литературные) способности.
Способности личности могут изменяться, развиваться
Слайд 51Средства и методы деятельности
Средства и методы деятельности-
способы и приемы деятельности
(орудия, предметы)
Слайд 52Судьба
Судьба – констатация неотвратимости событий, явлений, поступков в жизни человека
или народа. Особенно широко этот термин представлен в мифологическом сознании.
В современном обыденном сознании этот термин применяется в значениях:
1. ход жизненных событий , не зависящих от воли человека;
2. доля, участь;
3. законченная история (кого-то, чего-то);
4. то что произойдет в будущем
Слайд 53Талант
Талант -высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в деятельности.
Талант
– выдающиеся способности, одарённость в какой-либо области (художественной, научной, политической)
Слайд 54Тинэйджер
Тинэйджер - подросток, юноша или девушка, в возрасте 13-19 лет.
Этот термин употребляется в двух значениях:
1. переходный возраст представителей этой
возрастной группы;
2. молодежная субкультура
Слайд 55Творчество
ТВОРЧЕСТВО- это характер деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее
не существовавшее.
Она отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью
Слайд 56Труд
ТРУД- это форма деятельности, направленная на достижение практически полезного результата
Труд
– фактор производства, включающий в себя совокупность физических и умственных
способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ.
Труд- целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства материальных благ
Слайд 57Учение
УЧЕНИЕ- это форма деятельности, целью которой является приобретение человеком
знаний, умений и навыков
Слайд 58Характер
Характер –
1) устойчивые индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в его
действиях, поведении, общении с другими людьми; единство психических и морально-этических,
духовных свойств человека.
Считают, что в характере соединяются индивидуальные и типичные проявления
2) отличительная особенность, свойство, качество чего-нибудь
Слайд 59Цель деятельности
Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на
достижение которого направлено действие человека
Слайд 60Цель жизни
Цель жизни – проблема, связанная с жизненным выбором, осознание
жизненных позиций, установок и потребностей. В центре проблемы- заранее мыслимый
результат сознательной деятельности.
Личные качества человека оказывают воздействие на осознанный отбор объектов (отношений) с точки зрения степени их значимости для данной личности.
Источником неудач жизненных планов могут быть как объективные причины, не зависящие от сознания и воли человека (экономический кризис, стихийное бедствие и т.д.), так и субъективные, связанные с особенностями характера человека
Слайд 61Человек
ЧЕЛОВЕК- биосоциальное существо, представляющее собой звено в эволюции живых организмов
на Земле.
Человек- создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник
исторического процесса.
Биологически связан с другими формами жизни, с миром природы. По мнению одних, он выделился из природы благодаря способности производить орудия труда. Другие считают его сотворенным существом, являющимся принципиальной новизной в природе.
Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности
Слайд 62Экология
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
средой.
В середине XX века в вязи с
усиливающимся воздействием человека на природу экология стала научной основой рационального природопользования и охраны живых организмов.
К концу XX в. формируется новое направление науки- экология человека, изучающая взаимодействие общества и природы с целью сохранения окружающей среды для жизни общества. В самом широком смысле экология сегодня рассматривается как наука о выживании человека.