Разделы презентаций


Словообразование как раздел языкознания Москва – 2017

Содержание

Краткое содержание Определение словообразования.Статус словообразования. Этапы развития. Место словообразования в уровневой модели языка.Производное слово как основная единица словообразования.Особенности структуры производного слова.Функции словообразования.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Словообразование как раздел языкознания Москва – 2017

Словообразование как раздел языкознания   Москва – 2017

Слайд 2Краткое содержание

Определение словообразования.
Статус словообразования. Этапы развития. Место словообразования в уровневой

модели языка.
Производное слово как основная единица словообразования.
Особенности структуры производного слова.
Функции

словообразования.
Краткое содержание Определение словообразования.Статус словообразования. Этапы развития. Место словообразования в уровневой модели языка.Производное слово как основная единица

Слайд 3Определение словообразования
Словообразование1 – процесс «словопроизводства», или «образования новых слов», -

«образования слов, называемых производными, обычно на базе однокорневых слов по

существующим в языке образцам и моделям с помощью разнообразных формальных средств», «путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а также основ (баз) данного языка в разных комбинациях по определенным моделям, включающим правила чередования звуков, определяющим тот или иной характер соединения и т.п.» [Ольга Сергеевна Ахманова; Елена Самойловна Кубрякова]
Определение словообразованияСловообразование1 – процесс «словопроизводства», или «образования новых слов», - «образования слов, называемых производными, обычно на базе

Слайд 4Определение словообразования
Словообразование2 – «раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования,

строения и классификации производных слов» [Елена Самойловна Кубрякова]

Определение словообразованияСловообразование2 – «раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных слов» [Елена Самойловна

Слайд 5Статус словообразования

Статус словообразования

Слайд 6Этапы развития словообразования
Казанская лингвистическая школа [Иван Александович Бодуэн де Куртенэ,

Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий]:
разграничение процессов диахронного и синхронного

словообразования
системность словообразовательного механизма
степень продуктивности единиц словообразования
исторические изменения структуры производного слова
формальная (морфонологическая) структура производного слова
Этапы развития словообразованияКазанская лингвистическая школа [Иван Александович Бодуэн де Куртенэ, Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий]:разграничение процессов

Слайд 7Этапы развития словообразования
Московская лингвистическая школа [Филипп Федорович Фортунатов]:
способность слова «распадаться»

на осно́вную и аффиксальную «принадлежность»
разграничение форм словоизменения и словообразования
характеристика «положительной»

(выраженной звуковой формой) и «отрицательной» (материально не выраженной) форм слова
Этапы развития словообразованияМосковская лингвистическая школа [Филипп Федорович Фортунатов]:способность слова «распадаться» на осно́вную и аффиксальную «принадлежность»разграничение форм словоизменения

Слайд 8Этапы развития словообразования
Теория языкового знака Александра Афанасьевича Потебни:
внутренняя форма слова

как предпосылка изучения формальных и семантических особенностей производного слова, его

мотивированности
Этапы развития словообразованияТеория языкового знака Александра Афанасьевича Потебни:внутренняя форма слова как предпосылка изучения формальных и семантических особенностей

Слайд 9Этапы развития словообразования
Виктор Владимирович Виноградов:
словообразование как особая наука, ее место

в кругу лингвистических дисциплин
системные связи словообразовательного уровня языка с грамматикой

и лексикой
характеристика основных единиц словообразовательной системы
классификация способов русского словообразования
Этапы развития словообразованияВиктор Владимирович Виноградов:словообразование как особая наука, ее место в кругу лингвистических дисциплинсистемные связи словообразовательного уровня

Слайд 10Этапы развития словообразования
Григорий Осипович Винокур:
основные понятия и принципы морфемно-словообразовательного анализа
производное

слово как центральная единица словообразования, соотносимая с соответствующей «первичной основой»,

которая связана формально и семантически с производным словом
«критерий Г.О. Винокура» (принцип изучения отношений производности двух единиц словопроизводства)
морфемная членимость слова
Этапы развития словообразованияГригорий Осипович Винокур:основные понятия и принципы морфемно-словообразовательного анализапроизводное слово как центральная единица словообразования, соотносимая с

Слайд 11Этапы развития словообразования

Этапы развития словообразования

Слайд 12Место словообразования. Версия 1.
Словообразование – межуровневая сфера языка, формирующая за

счет межуровневых связей самостоятельный языковой уровень в зоне уровневой переходности

системы. Данное понимание связано с признанием факта существования базисных и небазисных уровней языковой системы (А.А. Реформатский) и распространением представлений об особой значимости иерархических принципов организации языковой системы, в которой, наряду с базисными уровнями фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса, выделяются уровни, отвечающие за динамическое взаимодействие языковых единиц в пограничных зонах.
Место словообразования. Версия 1.Словообразование – межуровневая сфера языка, формирующая за счет межуровневых связей самостоятельный языковой уровень в

Слайд 13Место словообразования. Версия 2.
Объект словообразования не образует особого языкового уровня,

в силу отсутствия собственной единицы описания, и поэтому представляет собой

часть морфологии языка, с которой совпадает по составу своих единиц и выполняемых ими функциям. В русистике этот подход к рассмотрению подчиненного по отношению к морфологии статуса словообразования реализован уже в грамматике М.В. Ломоносова. При таком подходе словообразование рассматривается в связи с образованием и структурой слов определенной части речи, что вполне соответствует задачам морфологии.
Место словообразования. Версия 2.Объект словообразования не образует особого языкового уровня, в силу отсутствия собственной единицы описания, и

Слайд 14Место словообразования. Версия 2.
Объект словообразования не образует особого языкового уровня,

в силу отсутствия собственной единицы описания, и поэтому представляет собой

часть морфологии языка, с которой совпадает по составу своих единиц и выполняемых ими функциям. В русистике этот подход к рассмотрению подчиненного по отношению к морфологии статуса словообразования реализован уже в грамматике М.В. Ломоносова. При таком подходе словообразование рассматривается в связи с образованием и структурой слов определенной части речи, что вполне соответствует задачам морфологии.
Место словообразования. Версия 2.Объект словообразования не образует особого языкового уровня, в силу отсутствия собственной единицы описания, и

Слайд 15Словообразование  Морфология
общность уровневой единицы – морфемы
многие из словообразовательных морфем

языка (особенно суффиксальные) выполняют и классифицирующие функции, т.е., образуя новое

слово, относят его к определенному типу словоизменения
словообразовательные морфемы являются носителями общего грамматического значения, распределяют весь словообразовательный материал по частям речи
нередки случаи изменения функционального статуса морфем (субстантивация)
НО: диапазон моделей и способов шире, чем круг морфологической деривации
Словообразование  Морфологияобщность уровневой единицы – морфемымногие из словообразовательных морфем языка (особенно суффиксальные) выполняют и классифицирующие функции,

Слайд 16Словообразование  Лексика
словообразование – средство пополнения лексического состава языка
словообразование –

средство развития парадигматических отношений в лексической системе (синонимы, антонимы, гипо-гиперонимы

и т.д.)
Словообразование  Лексикасловообразование – средство пополнения лексического состава языкасловообразование – средство развития парадигматических отношений в лексической системе

Слайд 17Словообразование  Фонология
явление формальной вариативности морфологических компонентов словообразовательной структуры слов
выделение

раздела ‘словообразовательная морфонология’
продуктивные морфонологические процессы в словообразовании

Словообразование  Фонологияявление формальной вариативности морфологических компонентов словообразовательной структуры словвыделение раздела ‘словообразовательная морфонология’продуктивные морфонологические процессы в словообразовании

Слайд 18Словообразование  Синтаксис
основу производства слов составляют процессы отражения семантики синтаксических

единиц (универбация, синтаксическая деривация и т.д.)
результаты словообразования основываются на свертывании

суждений либо их переход в разряд номинаций
Словообразование  Синтаксисоснову производства слов составляют процессы отражения семантики синтаксических единиц (универбация, синтаксическая деривация и т.д.)результаты словообразования

Слайд 19Производное слово

Производное слово

Слайд 20Производное слово…

Производное слово…

Слайд 21Структура производного слова…

Структура производного слова…

Слайд 22Структура производного слова…

Структура производного слова…

Слайд 23Техника выделения морфемной структуры
Объект морфемного анализа – непроизводное/ производное слово.
Цель

анализа – установление морфемной структуры слова.
Этапы морфемного анализа:
1. Определение части

речи.
2. Определение границ флексии на фоне грамматических форм слова.
3. Последовательное вычленение служебных словообразовательных морфем (суффиксов/ префиксов/ постфиксов) на фоне одноструктурных слов.
4. Выделение корневой морфемы путем подбора однокорневых слов.
 
Техника выделения морфемной структурыОбъект морфемного анализа – непроизводное/ производное слово.Цель анализа – установление морфемной структуры слова.Этапы морфемного

Слайд 24Техника выделения словообразовательной структуры
Объект словообразовательного анализа – производное слово.
Цель анализа

– установление словообразовательной структуры слова.
Этапы словообразовательного анализа:
1. Определение части речи.
2.

Нахождение производящей основы путем поиска однокоренных слов.
3. Установление словообразовательного(ых) форманта(ов) путем подбора одноструктурных слов, входящих в один словообразовательный тип.
4. Определение способа словообразования.
 
Техника выделения словообразовательной структурыОбъект словообразовательного анализа – производное слово.Цель анализа – установление словообразовательной структуры слова.Этапы словообразовательного анализа:1.

Слайд 25Функции словообразования

Функции словообразования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика