Слайд 1
Словообразование как раздел языкознания
Москва – 2017
Слайд 2Краткое содержание
Определение словообразования.
Статус словообразования. Этапы развития. Место словообразования в уровневой
модели языка.
Производное слово как основная единица словообразования.
Особенности структуры производного слова.
Функции
словообразования.
Слайд 3Определение словообразования
Словообразование1 – процесс «словопроизводства», или «образования новых слов», -
«образования слов, называемых производными, обычно на базе однокорневых слов по
существующим в языке образцам и моделям с помощью разнообразных формальных средств», «путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а также основ (баз) данного языка в разных комбинациях по определенным моделям, включающим правила чередования звуков, определяющим тот или иной характер соединения и т.п.» [Ольга Сергеевна Ахманова; Елена Самойловна Кубрякова]
Слайд 4Определение словообразования
Словообразование2 – «раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования,
строения и классификации производных слов» [Елена Самойловна Кубрякова]
Слайд 6Этапы развития словообразования
Казанская лингвистическая школа [Иван Александович Бодуэн де Куртенэ,
Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий]:
разграничение процессов диахронного и синхронного
словообразования
системность словообразовательного механизма
степень продуктивности единиц словообразования
исторические изменения структуры производного слова
формальная (морфонологическая) структура производного слова
Слайд 7Этапы развития словообразования
Московская лингвистическая школа [Филипп Федорович Фортунатов]:
способность слова «распадаться»
на осно́вную и аффиксальную «принадлежность»
разграничение форм словоизменения и словообразования
характеристика «положительной»
(выраженной звуковой формой) и «отрицательной» (материально не выраженной) форм слова
Слайд 8Этапы развития словообразования
Теория языкового знака Александра Афанасьевича Потебни:
внутренняя форма слова
как предпосылка изучения формальных и семантических особенностей производного слова, его
мотивированности
Слайд 9Этапы развития словообразования
Виктор Владимирович Виноградов:
словообразование как особая наука, ее место
в кругу лингвистических дисциплин
системные связи словообразовательного уровня языка с грамматикой
и лексикой
характеристика основных единиц словообразовательной системы
классификация способов русского словообразования
Слайд 10Этапы развития словообразования
Григорий Осипович Винокур:
основные понятия и принципы морфемно-словообразовательного анализа
производное
слово как центральная единица словообразования, соотносимая с соответствующей «первичной основой»,
которая связана формально и семантически с производным словом
«критерий Г.О. Винокура» (принцип изучения отношений производности двух единиц словопроизводства)
морфемная членимость слова
Слайд 12Место словообразования. Версия 1.
Словообразование – межуровневая сфера языка, формирующая за
счет межуровневых связей самостоятельный языковой уровень в зоне уровневой переходности
системы. Данное понимание связано с признанием факта существования базисных и небазисных уровней языковой системы (А.А. Реформатский) и распространением представлений об особой значимости иерархических принципов организации языковой системы, в которой, наряду с базисными уровнями фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса, выделяются уровни, отвечающие за динамическое взаимодействие языковых единиц в пограничных зонах.
Слайд 13Место словообразования. Версия 2.
Объект словообразования не образует особого языкового уровня,
в силу отсутствия собственной единицы описания, и поэтому представляет собой
часть морфологии языка, с которой совпадает по составу своих единиц и выполняемых ими функциям. В русистике этот подход к рассмотрению подчиненного по отношению к морфологии статуса словообразования реализован уже в грамматике М.В. Ломоносова. При таком подходе словообразование рассматривается в связи с образованием и структурой слов определенной части речи, что вполне соответствует задачам морфологии.
Слайд 14Место словообразования. Версия 2.
Объект словообразования не образует особого языкового уровня,
в силу отсутствия собственной единицы описания, и поэтому представляет собой
часть морфологии языка, с которой совпадает по составу своих единиц и выполняемых ими функциям. В русистике этот подход к рассмотрению подчиненного по отношению к морфологии статуса словообразования реализован уже в грамматике М.В. Ломоносова. При таком подходе словообразование рассматривается в связи с образованием и структурой слов определенной части речи, что вполне соответствует задачам морфологии.
Слайд 15Словообразование Морфология
общность уровневой единицы – морфемы
многие из словообразовательных морфем
языка (особенно суффиксальные) выполняют и классифицирующие функции, т.е., образуя новое
слово, относят его к определенному типу словоизменения
словообразовательные морфемы являются носителями общего грамматического значения, распределяют весь словообразовательный материал по частям речи
нередки случаи изменения функционального статуса морфем (субстантивация)
НО: диапазон моделей и способов шире, чем круг морфологической деривации
Слайд 16Словообразование Лексика
словообразование – средство пополнения лексического состава языка
словообразование –
средство развития парадигматических отношений в лексической системе (синонимы, антонимы, гипо-гиперонимы
и т.д.)
Слайд 17Словообразование Фонология
явление формальной вариативности морфологических компонентов словообразовательной структуры слов
выделение
раздела ‘словообразовательная морфонология’
продуктивные морфонологические процессы в словообразовании
Слайд 18Словообразование Синтаксис
основу производства слов составляют процессы отражения семантики синтаксических
единиц (универбация, синтаксическая деривация и т.д.)
результаты словообразования основываются на свертывании
суждений либо их переход в разряд номинаций
Слайд 23Техника выделения морфемной структуры
Объект морфемного анализа – непроизводное/ производное слово.
Цель
анализа – установление морфемной структуры слова.
Этапы морфемного анализа:
1. Определение части
речи.
2. Определение границ флексии на фоне грамматических форм слова.
3. Последовательное вычленение служебных словообразовательных морфем (суффиксов/ префиксов/ постфиксов) на фоне одноструктурных слов.
4. Выделение корневой морфемы путем подбора однокорневых слов.
Слайд 24Техника выделения словообразовательной структуры
Объект словообразовательного анализа – производное слово.
Цель анализа
– установление словообразовательной структуры слова.
Этапы словообразовательного анализа:
1. Определение части речи.
2.
Нахождение производящей основы путем поиска однокоренных слов.
3. Установление словообразовательного(ых) форманта(ов) путем подбора одноструктурных слов, входящих в один словообразовательный тип.
4. Определение способа словообразования.