Слайд 1Словосочетание
Словосочетанием называется сочетание двух и более знаменательных слов, которые связаны
подчинительной связью (зеленый лес, пошел в магазин, бежать быстро)
К словосочетаниям
не относятся:
Грамматические основы (весна пришла, мы приехали и др.)
Однородные члены предложения (зеленый, красный шар; одеться красиво и изысканно)
Сочетание знаменательного и служебного слова (к дому, у друга)
Слайд 2Классификация словосочетаний
Синтаксически свободные
(морской берег)
Синтаксически несвободные
(два брата)
Простые
(полевые цветы)
Сложные
(песчаный морской берег)
глагольные
именные
наречные
Слайд 3Виды синтаксической связи
сочинительная
Эта связь характерна для независимых и равноправных единиц.
Она характерна для однородных членов предложения, ею соединены части сложносочиненного
предложения.
В саду росли красные, белые и желтые розы.
какие? красные
Розы какие? белые
какие? желтые
подчинительная
При этой связи отношения неравноправны или зависимы. Эта связь свойственна словосочетаниям и сложноподчиненным предложениям, а также некоторым видам бессоюзных сложных предложений.
Различают три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Слайд 4Согласование
При согласование зависимое слово стоит в том же роде, числе
и падеже, что и главное слово.
В глухом
лесу
прил. сущ.
Д.п., ед.ч., м.р. Д.п., ед.ч., м.р.
В качестве зависимых слов выступают полные имена прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения, по форме сходные с именами прилагательными.
Слайд 5Управление
Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого
слова в определенном падеже.
Оплатить (что?) проезд (в.п.)
Заплатить (чем?) жизнью (т.п.)
Одеть
(кого?) ребенка (в.п.)
В качестве зависимого слова могут выступать имена существительные, местоимения, числительные, по форме сходные с именами существительными. Но при этом главное слово остается неизменяемым.
Слайд 6Примыкание
Вид связи, при которой слова связаны только по смыслу.
Шагать (как?)
быстро
В качестве зависимого слова при примыкании выступают неизменяемые части речи:
наречия, деепричастия, инфинитив; некоторые формы слов: притяжательные местоимения 3 лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.
Слайд 7Прочитайте текст и выполните задания
(1) Язык служит средством человеческого общения.
(2) Он необходим для хранения и передачи информации, для управления
человеческим поведением. (3) Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4) В одной только Африке люди говорят на 1300 языках.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2)
Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание.
Замените словосочетание человеческим поведением (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 8
Самостоятельная работа по теме
«Словосочетание».
Цель: проверка знаний и умений учащихся
Определять способ связи слов в словосочетании;
Преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи ;
Использовать в речи словосочетания- стилистические синонимы; формирование навыка вычленения словосочетания из предложения.
Слайд 9
Согласование – одинаковая грамматическая форма главного и зависимого слова (прилагательные,
причастия, местоимения с существительным). Связь с помощью окончания.
Белеющим снегом
Управление- зависимое слово(существительное) стоит в определённом падеже. Связь с помощью предлога и окончания.
Прощаясь с друзьями
Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи). Связь только по смыслу. Усаживаясь удобно
Слайд 10Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные
Ближний, близкий (друг, деревня);
Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);
Завидный, завистливый (здоровье, сосед);
Враждебный, вражеский (разведчик, цель);
Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);
Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).
Слайд 11В каком словосочетании нарушена сочетаемость слов:
а) проявлять
способности
б) молодая девушка
в) главная
роль.
2. Составьте четыре словосочетания, используя в роли главного слова существительные:
Творение, творчество, вершина, богатство.
3. Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания:
Плавательный бассейн – бассейн для плавания,
Придумайте и запишите ещё два подобных примера.
4. Определите для каждого словосочетания главное слово и способ связи главного и зависимого слова.
Совсем недалеко, гуляющий по улице, по-весеннему тепло, наедине с учителем, сварить вкрутую, вплотную к дереву, неизвестный герой, сердившийся на всех, безразличен ко всему, по-детски наивно, не горевать от неудачи, разговаривать непринуждённо, немигающий взгляд, недостаёт чуткости, стол не деревянный.