Слайд 1Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени
Слайд 2Придаточными образа действия называются предложения, которые указывают на способ действия,
названного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким
образом?
Пример:
[Человек этот вёл себя так], (как будто никого рядом не было).
Слайд 3Эти придаточные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов как,
что, чтобы, словно, как будто, точно;
иногда имеют дополнительные оттенки
значения сравнения, следствия.
Пример:
[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).
[Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда)
Слайд 4Таким придаточным в главной части часто соответствует указательное слово так,
выполняющее функцию обстоятельства образа действия:
Пример:
Бьется насмерть парень бравый — так,
как бьются на войне (А. Твардовский).
Говорил он так, как сейчас уже никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком (К. Паустовский).
Слайд 5Придаточные меры и степени указывают на меру и степень проявления
признака или действия в главном предложении и отвечают на вопросы
в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
Слайд 6Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в
значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько. Они
обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными:
Пример:
[Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет). (А. Куприн).
Слайд 7Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит,
это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа
действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака:
Пример:
[Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).
Слайд 8Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что,
чтобы, будто, словно, точно, как будто и союзными словами как,
сколько, насколько, поскольку:
Пример:
[Это было сказано так твердо и властно], (что Лунину оставалось только подчиниться). (Н.Чуковский).
[Люди были интересны Самгину настолько], (насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них). (М. Горький).
Слайд 9Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа
действия. Для этого надо правильно задать вопрос:
Пример:
Рукава и верхние
полы рубашки засалились и залоснились до такой степени, что походили на юфть. (М. Горький). — засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?
Слайд 10Укажи СПП с придаточными образа действия
Говорил он так, как сейчас уже
никто из нас говорить не умеет, — выпуклым, сочным языком.
Стрелки
поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть.
Поляна так пестреет, что рябит в глазах.
Слайд 11Укажи СПП с придаточными образа действия
Белые акации пахли так сильно, что
их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во
рту.
Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь.
Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь.
Слайд 12Придаточное сравнительное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы,
признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками.
Придаточные сравнительные
отвечают на вопросы как? подобно чему?
[Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). (А. Чехов).
Слайд 13Они присоединяются к главному предложению сравнительными союзами как, будто, как
будто, словно, точно, что (разг.), подобно тому как (книжн.), как
если бы и др.:
[Станет как-то радостно и больно], (будто кто-то шепчет о любви). (Н. Рубцов).
Слайд 14Придаточные сравнительные предложения относятся ко всему главному предложению в целом,
к ним часто нельзя поставить вопрос. Этими признаками придаточные сравнительные
отличаются от сходных по значению придаточных образа действия, меры и степени.
Ср.: Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола. (К. Федин).
— Я много раз видел ледоход, и всегда это было так, как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед. (В. Катаев).
Слайд 15В первом примере придаточное сравнительное,
во втором — образа и способа
действия.
Слайд 16Придаточные сравнительные могут стоять после главного предложения, перед главным предложением,
в середине главного предложения.
[Служите мне], (как вы ему служили). (А.
Пушкин).
[С глухими звуками, (как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке), рвутся гранаты]. (Е. Первенцев).
(Чем ближе подходит дневная съемка к концу), [тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер]. (А. Куприн).
Слайд 17Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с
двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и
придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:
(Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей]. (А. Пушкин).
Слайд 18Сравнительные придаточные предложения следует отличать от сравнительных оборотов, в составе
которых отсутствует сказуемое:
Сосна, /как дерево смолистое/, почти не поддаётся
гниению.
Слайд 19Часто смешивают сравнительный оборот, с придаточным сравнительным, в котором опущено сказуемое,
подсказываемое сказуемым главного предложения:
[Серёжа рос в семье], (как трава
(росла) в степи).
Слайд 20Чтобы научиться различать подобные конструкции, нужно понять, что в придаточном
сравнительном имеются слова, относящиеся к опущенному сказуемому. Так в данном
предложении в степи — обстоятельство места, относящееся к сказуемому. В сравнительном обороте таких слов нет:
/Как стройный тополь/, носился он на буланом коне своём. (Н. Гоголь).
Слайд 21Домашнее задание
Упр.156 (разбор предложений как в классе)