Разделы презентаций


Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Содержание

Перед вами громада – русский язык!Наслаждение глубокоезовёт вас, наслаждение погрузитьсяво всю неизмеримость его иизловить чудные законы его…Н.В.Гоголь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Период

.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связиПериод .

Слайд 2Перед вами громада – русский язык!
Наслаждение глубокое
зовёт вас, наслаждение погрузиться
во

всю неизмеримость его и
изловить чудные законы его…

Н.В.Гоголь

Перед вами громада – русский язык!Наслаждение глубокоезовёт вас, наслаждение погрузитьсяво всю неизмеримость его иизловить чудные законы его…Н.В.Гоголь

Слайд 3Неизмеримость эту понимаешь, когда читаешь классическую художественную литературу, стихотворения.

Неизмеримость эту понимаешь, когда читаешь классическую художественную литературу, стихотворения.

Слайд 4Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И

прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой

обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
М.Ю.Лермонтов
Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной

Слайд 5Стихотворение М.Лермонтова – предложение,
являющееся образцом сложного предложения,
именуемого периодом (от латинского

periodos – круг;
переносно – «закругленная», замыкающая речь).
Многие поэтические произведения

целиком построены
в виде развернутого периода, который в таком случае
используется как художественно-композиционный
прием. Но не только в стихах используется период.
Такие предложения можно найти в прозе многих
писателей, публицистов.
Стихотворение М.Лермонтова – предложение,являющееся образцом сложного предложения,именуемого периодом (от латинского periodos – круг;переносно – «закругленная», замыкающая речь).

Слайд 6Период – это многочленное сложное
предложение, гармоничное по своей
синтаксической структуре, резко
распадающееся

на две части, с
последовательным перечислением
однородных синтаксических единиц в
каждой из этих

частей.
Период – это многочленное сложноепредложение, гармоничное по своейсинтаксической структуре, резкораспадающееся на две части, споследовательным перечислениемоднородных синтаксических единиц

Слайд 7Как ни хотелось моему отцу исполнить обещание,
данное матери, горячо им

любимой, как ни хотелось
ему в Багрово, в свой дом, в

свое хозяйство, в свой
деревенский образ жизни, к деревенским своим
занятиям и удовольствиям, но мысль ослушаться
Прасковьи Ивановны не входила ему в голову.

С.Т.Аксаков
«Детские годы Багрова-внука»
Как ни хотелось моему отцу исполнить обещание,данное матери, горячо им любимой, как ни хотелосьему в Багрово, в

Слайд 8Чем разнообразнее таланты и дарования
людей, тем более ярко горит жизнь,

тем
богаче она фактами творчества, тем
быстрее ее движение к великой цели.

Из

публицистики М. Горького
Чем разнообразнее таланты и дарованиялюдей, тем более ярко горит жизнь, тембогаче она фактами творчества, тембыстрее ее движение

Слайд 9Важно научиться понимать структуру периода,
определять в нем грамматические основы, находить
главную

часть (или главные части) и придаточную (или
придаточные), уметь идентифицировать период

со
сложноподчиненными, сложносочиненными или
бессоюзными сложными предложениями. Наличие у
периода ярких стилистических качеств позволяет
считать его стилистико-синтаксической фигурой

Например:
Важно научиться понимать структуру периода,определять в нем грамматические основы, находитьглавную часть (или главные части) и придаточную (илипридаточные),

Слайд 10(1)[По многим приметам, понятным военному человеку, по
тому], (2)(как были забиты

дороги), (3)(по которым они ехали из
армии, способом «голосования» пересаживаясь из

машины в
машину), (1)[по тому], (4)(как по ночам часовые на дорогах строго
требовали соблюдать маскировку, грозя нарушителям стрелять по
шинам);(1)[по тому], (5)(что в березовых рощах, в стороне от
фронтовых путей, было так шумно и тесно от скопившихся там танков,
грузовиков, артиллерии); (1)[по тому], (6)(что даже над пустынной
полевой дорогой атаковали их сегодня немецкие «охотники»), -
(1)[понимал Мересьев], (7)(что затишью на фронте настал конец), (8)(что
где-то – и именно в этих краях – немцы замыслили свой новый удар),
(9)(что этот удар произойдет скоро) и (10)(что командование Красной
армии знает об этом и подготовило уже достойный ответ).
(1)[По многим приметам, понятным военному человеку, потому], (2)(как были забиты дороги), (3)(по которым они ехали изармии, способом

Слайд 11Периоды составляют речь периодическую, в отличие от
речи обычной, отрывистой. Периодическая

речь
характеризуется плавностью, музыкальностью,
ритмической стройностью. Со стороны содержания
период отличается большей полнотой

и
законченностью выражения мысли, он развертывает и
оформляет сложную аргументацию положения. Из-за
этих качеств период особенно широко используется в
художественной литературе и в ораторской речи (в
публицистике).
Периоды составляют речь периодическую, в отличие отречи обычной, отрывистой. Периодическая речьхарактеризуется плавностью, музыкальностью,ритмической стройностью. Со стороны содержанияпериод

Слайд 12В художественной прозе:

(Когда на озере волны ходят), (когда пароход твой

валится с боку на бок), – [знай],
(что наш ветер сан-таш

качает озеро).
Ч.Айтматов, «Белый пароход»

В критических статьях:

[Тот], ( кто еще думает), (что искусство - это легко), (что труд в нем какой-то
другой труд, лишенный физических и нравственных мучений), [тот], (кто считает),
(что в этом труде есть паузы), (которых, например, нет у него, в его повседневной
работе), и (что паузы эти заполнены бокалами и букетами), или [тот], (кто всего
этого не думает, но все-таки считает), (что цветы и аплодисменты, эти внешние
знаки успеха, и есть цель артиста, и есть истинное счастье) и (что знаки эти –
вполне достаточная награда людям, приносящим себя на алтарь нашей радости),
– [пусть посмотрит фильм «Перпетуум мобиле»].
«Вечное движение», статья из газеты
В художественной прозе:(Когда на озере волны ходят), (когда пароход твой валится с боку на бок), – [знай],(что

Слайд 13В виде периода может быть построено многочленное
сложноподчиненное предложение с первой

вводящей
частью - и второй, заключающей. Чаще всего
перечисление однородных придаточных
(с параллельной

структурой) предшествует главной
части (или главным).
В виде периода может быть построено многочленноесложноподчиненное предложение с первой вводящейчастью - и второй, заключающей. Чаще всегоперечисление

Слайд 14(Если зашумела старая листва под ногой),
(если закраснелись веточки разные), (если
вербы

развернулись), (если заговорили
деревья разных пород ароматом своей коры), -
[то, значит,

есть в березах движение], и
[нечего портить березу].
М.Пришвин, «Глаза земли»
(Если зашумела старая листва под ногой),(если закраснелись веточки разные), (есливербы развернулись), (если заговорилидеревья разных пород ароматом своей

Слайд 15Сложноподчиненное предложение в форме периода
может иметь и несколько иную организацию:

одна
придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление
однотипно построенных главных.

Сложноподчиненное предложение в форме периодаможет иметь и несколько иную организацию: однапридаточная вначале, до паузы, и затем перечислениеоднотипно

Слайд 16(Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину), -
[Тем робче старый круг

друзей
В семью стесняется едину],
[Тем реже он]; [тем праздник наш
В своем

веселии мрачнее],
[Тем глуше звон заздравных чаш]
И [песни наши тем грустнее].

А.С.Пушкин
(Чем чаще празднует лицейСвою святую годовщину), -[Тем робче старый круг друзейВ семью стесняется едину],[Тем реже он]; [тем

Слайд 17Последовательность придаточных и главных в составе
периода может быть и такой:

придаточные (или одна
придаточная часть) закрывают период, т.е.
помещаются во второй части,

в понижении.
Последовательность придаточных и главных в составепериода может быть и такой: придаточные (или однапридаточная часть) закрывают период, т.е.помещаются

Слайд 18[До чтения ли, до письма ли было тут], (когда душистые

черемухи
зацветают), (когда почка на березах лопается); (когда черные кусты
смородины опушаются

беловатым пухом распускающихся сморщенных
листочков); (когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами,
называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета);
(когда ползут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в
них головки цветов); (когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе,
над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных,
замирающих в небе песнях), (которые хватали меня за сердце), (которых
я заслушивался до слез); (когда божьи коровки и все букашки выползают
на божий свет), (крапивные желтые бабочки замелькают), (шмели и пчелы
зажужжат); (когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет);
(когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу,
полную жизненных начал).
С.Т.Аксаков
«Детские годы Багрова-внука»
[До чтения ли, до письма ли было тут], (когда душистые черемухизацветают), (когда почка на березах лопается); (когда

Слайд 19В форме периода может быть построено и
сложносочиненное многочленное предложение. Как
правило,

однотипные по строению, перечисляющиеся
части периода (с повторяющимися сочинительными
союзами) предшествуют второй

части периода,
имеющей обобщающее значение или своеобразное
значение итогового заключения.
В форме периода может быть построено исложносочиненное многочленное предложение. Какправило, однотипные по строению, перечисляющиесячасти периода (с повторяющимися

Слайд 20[То за две комнаты от меня быстро проговорит
что-нибудь в бреду

моя дочь Лида], [то жена
пройдет через залу со свечой и

непременно
уронит коробку со спичками], [то скрипнет
рассыхающийся шкап] или [неожиданно загудит
горелка в лампе] – [все эти звуки почему-то
волнуют меня].

А.П.Чехов
«Скучная история»
[То за две комнаты от меня быстро проговоритчто-нибудь в бреду моя дочь Лида], [то женапройдет через залу

Слайд 21В бессоюзном сложном предложении также возможно
ритмичное объединение частей, т.е. оно

может быть в
виде периода.

В бессоюзном сложном предложении также возможноритмичное объединение частей, т.е. оно может быть ввиде периода.

Слайд 22[Острые сучья царапают белое лицо и плечи];
[ветер треплет расплетенные косы];

[давние листья
шумят под ногами ее] – [ни на что не

глядит он].

Н.В.Гоголь
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
[Острые сучья царапают белое лицо и плечи];[ветер треплет расплетенные косы]; [давние листьяшумят под ногами ее] – [ни

Слайд 23В виде периода может быть организовано и сложное
синтаксическое целое, т.е.

единица, большая, чем
предложение. Так, например, однородные
придаточные могут получить предельную
синтаксическую самостоятельность

при парцелляции,
т.е. расчленении речевой цепи.
В виде периода может быть организовано и сложноесинтаксическое целое, т.е. единица, большая, чемпредложение. Так, например, однородныепридаточные могут

Слайд 24[Бог ты мой, как он обрадовался], (когда без спроса
и стука

распахнулась настежь тяжелая дверь
кабинета)! (Когда курносые кеды прыгнули с порога

на
ковер). (Когда через ковер перескочили ноги в синих
штанах с металлическими заклепками на карманах и с
крупной красной строчкой по швам). (Когда, наконец,
невзирая на присутствие в кабинете нескольких
подчиненных, две сильные и цепкие руки обхватили
его за шею)!

М.Красов
[Бог ты мой, как он обрадовался], (когда без спросаи стука распахнулась настежь тяжелая дверькабинета)! (Когда курносые кеды

Слайд 25Изучение сложных предложений позволяет обогатить
речь, «погрузиться во всю неизмеримость» русского
языка,

почувствовать всю его красоту, силу и мощь.
Философ И.А.Ильин писал: «Все

доступно нашему языку.
Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому
властен все выразить, изобразить и передать. В нем
гуденье далеких колоколов и серебро ближних
колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем
травяные шелесты и вздохи. В нем клекот и грай, и
свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки
звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В
нем - вся поющая русская душа; эхо мира и стоны
человеческие, и зерцало божественных видений...»
Изучение сложных предложений позволяет обогатитьречь, «погрузиться во всю неизмеримость» русскогоязыка, почувствовать всю его красоту, силу и мощь.Философ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика