Слайд 1Сложные предложения
с различными видами
союзной и бессоюзной связи
Слайд 2Простые предложения в составе сложного могут соединяться при помощи
бессоюзной
связи
сочинительной связи
подчинительной связи
Слайд 3Тихо было в мире и крупный снег что падал и
падал с неба всё прибавлял тишины.
Расставьте знаки. Выберите характеристику.
ССП
[ ], и [ ]
СПП
[ ], (что… )
БСП
[ ], ; : - [ ]
ССК
[ ], и [ , (что… ), ]
Слайд 4Задание: расставьте знаки препинания, дайте общую характеристику предложений.
1) Плотники-дятлы понастроили
в дуплах удобные домики и в них охотно поселились скворцы.
2)
Перед нами стоял огромный сосновый лес западная часть которого освещалась заходящим солнцем.
3) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Слайд 5Задание: дайте характеристику предложениям.
Книга – это духовное завещание одного поколения
другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым,
отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась… Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она – программа будущего. Итак, будем уважать книгу!
А.И.Герцен.
2
Слайд 6Солнце медленно сползает с неба на край степи, и, когда
оно становится багровым, почти касается земли.
Солнце медленно сползает с неба
на край степи, и когда оно становится багровым, то почт касается земли.
Сравните
Слайд 7Среди предложений 10 – 13 найдите сложное предложение, части которого
соединяются союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(10) Все
население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, – забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
(11) Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность ее была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.
(12) Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13) Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
Слайд 8Укажите правильную характеристику предложения:
Был тот особый период весны, который сильнее
всего действует на душу человека: яркое, на всём блестящее, но
не жаркое солнце, ручьи и проталинки, пахучая свежесть в воздухе и нежно-голубое небо с длинными прозрачными тучками (Л.Толстой).
1) сложное с подчинительной и сочинительной связью
2) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
3) сложное бессоюзное
4) сложноподчинённое
Слайд 9Укажите правильную характеристику предложения
Ничего не видно, не слышно, но каким-то
скрытым чутьём чувствую, что кто-то появился в лесу, несётся на
меня, и сердце начинает биться в приятном ожидании (Г.Федосеев).
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) сложное с подчинительной и сочинительной связью
4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
Слайд 10Укажите правильную характеристику предложения
Домик прелестный, игрушечка, а выйдешь на террасу
— взор погружается, уходит в необозримую даль (В. Солоухин).
1) сложносочинённое
2)
сложноподчинённое
3) сложное с подчинительной и сочинительной связью
4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
Слайд 11
В-6
1.Определите, как связаны придаточные в составе сложноподчинённого предложения(последовательное, однородное, параллельное
подчинение).
Определите тип придаточных предложений.
Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы,
так как боялись отца, который со своей стороны был тоже несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
Слайд 12В-6
2.Определите, как связаны придаточные в составе сложноподчинённого предложения(последовательное, однородное, параллельное
подчинение).
Определите тип придаточных предложений.
Макар знал, что лютый мороз не шутит
с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и шапки.
Слайд 133.Определите, как связаны придаточные в составе сложноподчинённого предложения(последовательное, однородное, параллельное
подчинение).
Определите тип придаточных предложений.
Народу стало известно, что войско Пожарского идёт
к Москве на выручку, что оно решило победить или умереть.
Слайд 14
4.Определите, как связаны придаточные в составе сложноподчинённого предложения(последовательное, однородное, параллельное
подчинение).
Определите тип придаточных предложений.
Тёма видит зелёную волну, видит, как она
подходит к берегу, как пеной закипает её верхушка, как она вырастает и поднимается высокой стеной .
Слайд 155.Определите, как связаны придаточные в составе сложноподчинённого предложения(последовательное, однородное, параллельное
подчинение).
Определите тип придаточных предложений.
Когда дождь застучал по рогоже, Егорушка подался
туловищем вперёд ,чтобы заслонить собою колени, которые стали вдруг мокры.