Разделы презентаций


Смысловое чтение

Содержание

Оставим книги, обратимся к разуму"Р. Декарт   Нельзя обладать тем,чего не понимаешь.И. Гёте. 

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Смысловое чтение
Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения

Смысловое чтениеФисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения

Слайд 2Оставим книги,
обратимся к разуму"
Р. Декарт   
Нельзя обладать тем,
чего не

понимаешь.
И. Гёте.
 

Оставим книги, обратимся к разуму

Слайд 3Что мы знаем о чтении?
Что значит уметь читать?

Какие способности

помогают человеку достичь основной цели чтения, т.е. извлечь смысл из

читаемого текста?

С какой целью люди читают?

Что мы знаем о чтении? Что значит уметь читать? Какие способности помогают человеку достичь основной цели чтения,

Слайд 4Запишите в скобках после выделенных слов названия печатных изданий, которые

вы читаете, чтобы достичь той или иной цели.
Читать, чтобы:
получать

знания,
научиться что-то делать,
получать удовольствие.

Запишите в скобках после выделенных слов названия печатных изданий, которые вы читаете, чтобы достичь той или иной

Слайд 5ФГОС и стратегия смыслового чтения
В новых образовательных стандартах выделены

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое

внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом
ФГОС и стратегия смыслового чтения В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ,

Слайд 6ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)
Выпускник основной

школы должен научиться:
•ориентироваться в содержании текста и понимать его

целостный смысл;
•находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
•решать учебно познавательные и учебно практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования) Выпускник основной школы должен научиться: •ориентироваться в содержании текста

Слайд 7•структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
•преобразовывать текст, используя новые

формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
•интерпретировать текст;
•откликаться на содержание и форму текста;
•на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
•в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
•использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
•структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; •преобразовывать

Слайд 8Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 9Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 10Преобразование и интерпретация информации
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,

ссылки, оглавление
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,

графики, диаграммы, таблицы
интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
Преобразование и интерпретация информации структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление преобразовывать текст, используя новые формы

Слайд 11Оценка информации
откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в

тексте, со знаниями из других источников;
— находить доводы в

защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
Оценка информации откликаться на содержание текста:	— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;	 —

Слайд 12Виды чтения:
ознакомительное (зачем – читать книгу или нет? Какая

информация в ней содержится? Для кого книга написана?
Изучающее -

медленное чтение, полный охват новой информации. (В чем замысел автора? Что нового есть в книге для меня как читателя?)

Виды чтения: ознакомительное (зачем – читать книгу или нет? Какая информация в ней содержится? Для кого книга

Слайд 13Характер ознакомительного чтения
перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, оглавления,

отдельных фрагментов текста.

Характер ознакомительного чтения перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, оглавления, отдельных фрагментов текста.

Слайд 14Приемы ознакомительного чтения:
осмысливание названия книги (заголовок), эпиграф (если есть).;
Знакомимся

с выходными данными ( когда была написана книга? где издана?);
Определяем

автора издания (знаком или нет? Хорошо ли знаком?);
Читаем оглавление и аннотацию;
Просматриваем рисунки, иллюстрации, схемы и т.д.
Нахождение опор (ключевых слов) в самом тексте.


Приемы ознакомительного чтения: осмысливание названия книги (заголовок), эпиграф (если есть).;Знакомимся с выходными данными ( когда была написана

Слайд 15Приемы выделения ключевых слов.
Изучение способов деления автором текста на смысловые

части (главы, параграфы, абзацы
Первый и последний абзац содержать основной смысл

текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся как правило, аргументы к утверждению.
Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?
Утверждение Например. Во время полнолуния картофель созревает гораздо быстрее.


Приемы выделения ключевых слов. Изучение способов деления автором текста на смысловые части (главы, параграфы, абзацыПервый и последний

Слайд 16Советы: Во время ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие

понять, о чем в нем говорится:
Ключевые слова;
Названия (заголовки) разделов, глав,

частей, , параграфов и других смысловых частей;
Начальные предложения абзацев.

Советы: Во время ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие понять, о чем в нем говорится:Ключевые слова;Названия

Слайд 17Изучающее чтение.
Цель – глубокое проникновение в содержание текста, (вдумчивый анализ

читаемого). Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе

прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.

Изучающее чтение. Цель – глубокое проникновение в содержание текста, (вдумчивый анализ читаемого). Результат – понимание и запоминание

Слайд 18
Правильное чтение предполагает не только отбор информации, но и ее

смысловое сжатие, перекодирование, преобразование.
Самостоятельно составленные по тексту предложения запоминаются в

5-7 раз быстрее, чем предложения из текста.


Правильное чтение предполагает не только отбор информации, но и ее смысловое сжатие, перекодирование, преобразование.Самостоятельно составленные по

Слайд 19После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу:
Умение

выделять в тексте основную информацию – одно из основных требований

к чтению.
После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу: Умение выделять в тексте основную информацию –

Слайд 20Приемы изучающего чтения:
нахождение явных и скрытых вопросов, выделение информативно

важных слов, выписки главного, существенного, важного, значимого.

Приемы изучающего чтения: нахождение явных и скрытых вопросов, выделение информативно важных слов, выписки главного, существенного, важного, значимого.

Слайд 21Самопроверка.
После чтения текста необходимо проверить, удалось ли:
сформулировать основную

мысль прочитанного;
выделить основную информацию;
обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части)

прочитанного теста;
Выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке);


Самопроверка. После чтения текста необходимо проверить, удалось ли: сформулировать основную мысль прочитанного;выделить основную информацию;обозначить смысловые вехи (главные

Слайд 22Изучающее чтение, как правило связано с запоминанием прочитанного.
Чтобы запоминание было

осмысленным, а не механическим, постарайтесь:
Переформулировать определения, правила, выводы (переведите прочитанное

на «свой» язык;
Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
Потренироваться в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).
 

Изучающее чтение, как правило связано с запоминанием прочитанного. Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, постарайтесь:Переформулировать определения,

Слайд 23 Типы графических изображений.  
Дерево понятия

Типы графических изображений.  Дерево понятия

Слайд 24Обычно определение понятия начинается с определения рода, то есть с

нахождения более широкого понятия, в которое входит создаваемое. К примеру,

кислота – это вещество, а подлежащее – член предложения, а политика – общественное отношение и т.д.
Второй этап – видовое отличие, то есть, нахождение специфического существенного признака, по которому данный вид отличается от остальных (кислота – вещество, содержащее…; подлежащее – член предложения, обозначающий субъект действия…; политика – общественное отношение, определяющее соотношение интересов…).

Обычно определение понятия начинается с определения рода, то есть с нахождения более широкого понятия, в которое входит

Слайд 25Расширение понятия
Например, формирование понятия «вещество» в курсе химии

8 класса предваряется рассмотрением его на уровне функций и общего

признака, как мельчайшей структурной единицы всего сущего в курсе природоведения, в курсе физики 7-го класса устанавливается отличие вещества от понятия «тело», изучаются основные положения теории строения вещества. В 8-ом классе углубляются понятия о строении вещества, его видах, свойствах видов веществ, нормах и способах их взаимодействии (химические процессы).
Расширение понятия Например,  формирование понятия «вещество» в курсе химии 8 класса предваряется рассмотрением его на уровне

Слайд 26Понимание – это соотнесение учебного материала с собственной имеющейся в

памяти смысловой системой знаний. Люди по-разному понимают одно и то

же явление, потому что у них разные смысловые системы знаний. Причина непонимания может быть в несформированности у человека правильной, логически стройной смысловой системы знаний
 
Понимание – это соотнесение учебного материала с собственной имеющейся в памяти смысловой системой знаний. Люди по-разному понимают

Слайд 27Работа с понятиями
Традиционное образование связано с преобладающей моделью обучения, которая

требует запоминания информации без ее осмысления и анализа. Учащиеся, привыкшие

к такому обучению, не в состоянии самостоятельно построить ключевое понятие и развить его логические структуры; они воспринимают обучение как запоминание бесчисленных фактов, дат, названий, уравнений или процедурных правил.

Работа с понятиямиТрадиционное образование связано с преобладающей моделью обучения, которая требует запоминания информации без ее осмысления и

Слайд 28Ребёнок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берёт

больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой

осмысленного применения усвоенного знания.
Ребёнок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берёт больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным

Слайд 29 Общая схема построения определения понятия

Общая схема построения определения понятия

Слайд 30Родовое понятие у нескольких объектов может быть одним и тем

же. Например, рефрактор и рефлектор. И первый, и второй –

телескопы. А видовые отличия у них разные, а именно: рефрактор – это телескоп, объективом которого служат светопреломляющие линзы, а рефрактор – телескоп с зеркальным объективом.

Родовое понятие у нескольких объектов может быть одним и тем же. Например, рефрактор и рефлектор. И первый,

Слайд 31Закономерности формирования понятий:
последовательный характер усвоения понятий, предполагающий постепенное усвоение содержание,

объёма, связей и отношения данного понятия с другими;
системность в формирования

понятий: от надпредметных, являющихся всеобщими (гармония, закон, движение, взаимодействие, система, равновесие, сохранение, развитие, структура и пр.), к общепредметным, затем - к предметным;

Закономерности формирования понятий: последовательный характер усвоения понятий, предполагающий постепенное усвоение содержание, объёма, связей и отношения данного понятия

Слайд 32установление межпредметных связей при усвоении понятий с целью единого их

толкования (например, «вес», «масса» в математике, физике, химии или «молекула»,

«атом» в курсе биологии, физики, химии);
углубление или расширение содержания ранее сформированных понятий при усвоении новых, через установление связей и отношений между ними;
осуществление дифференциации понятий, установление разграничения их свойств, границ применения, особенностей взаимодействия и т.д.


установление межпредметных связей при усвоении понятий с целью единого их толкования (например, «вес», «масса» в математике, физике,

Слайд 33Первый шаг в структурировании содержания учебного предмета – выделение основных

понятий

Первый шаг в структурировании содержания учебного предмета – выделение основных понятий

Слайд 34Чтобы правильно принять информацию, необходимо переструктурировать ее форму, а для

этого нужно «развернуть» форму, взять то, что ценно, и заложить

в свою структуру. При этом открывается такая панорама смыслов, которая выводит на глубинное понимание содержания предмета. Так строится процесс приема информации человеком.

Чтобы правильно принять информацию, необходимо переструктурировать ее форму, а для этого нужно «развернуть» форму, взять то, что

Слайд 35Алгоритм построения дерева понятия:
1. Выделить ключевое слово.
2. Поставить цель

изучения понятия.
3. Исследовать смыслы слова по разным словарям.
3.1. Найти основу

данного понятия (слова или словосочетание, которым можно заменить само понятие), т.е. определение рода изучаемой системы (вопрос: что такое?).
3.2. Выбрать из многих характеристик понятия те, которые соответствуют цели поиска, т.е. определения вида системы (вопросы: какая? какой?).
4. Исследовать структуру системы.
4.1.Определить функцию, назначение системы (вопросы: зачем? для чего?).
4.2. Исследовать структуру системы (элементы, их функции, виды связей между элементами).
4.3.Соединить одинаковые смыслы из разных словарей.
5. Сравнить смысл разных посылок.
5.1. Выделить общее.
5.2. Найти различное.
5.3. Сформулировать своё определение понятия, своё выводное знание. Выводное знание, сконструированное под цель, и является новым, самостоятельно приобретенным содержанием.

Алгоритм построения дерева понятия: 1. Выделить ключевое слово. 2. Поставить цель изучения понятия.3. Исследовать смыслы слова по

Слайд 36Требования к логическому определению понятий
Определение понятия должно быть научным. Это

означает, что определяя то или иное понятие, нельзя исказить его

научный смысл.
Определение понятия должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.
Определение понятия не должно быть тавтологией, т.е. повторяющейся в иной словесной форме ранее сказанное. Сущность такой ошибки заключается в том, что понятие определяется через само себя.
Определение понятия должно быть достаточным. Это означает, что в «дереве» понятия должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение понятия можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты.
Определение понятия не должно быть избыточным, в нём не должно быть лишних, являющихся следствием других признаков определяемого понятия.
Для составления ДП можно использовать кроме учебника различные дополнительные источники информации: словари, справочники, энциклопедии и пр.

Требования к логическому определению понятийОпределение понятия должно быть научным. Это означает, что определяя то или иное понятие,

Слайд 37ХИМИЯ
 

Наука
 
Превращение вещество
 
изменение
 
состава строения атом совокупность простое сложное
химических
элементов
реакция закон сохранения энергии
 
обмен соединение разложение замещение окисление
восстановление
сложные замена одних
вещества атомов на другие

ХИМИЯ 

Слайд 38Модуль как инвариантная модель познания систем окружающего мира  

Модуль как инвариантная модель познания систем окружающего мира  

Слайд 39Пример «скелетной» карты понятий

Пример «скелетной» карты понятий

Слайд 41Методика построения денотатного графа:
Выделите ключевое слово или словосочетание.
Чередуйте имя и

глагол в графе (именем может быть одно существительное или группа

существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Выберите глагол, связывающий ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
Раздробите ключевое слово по мере построения графа на слова – "веточки".
Соотнесите каждое слово "веточку" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
На схеме 2 представлен образец денотатного графа.

Методика построения денотатного графа: Выделите ключевое слово или словосочетание.Чередуйте имя и глагол в графе (именем может быть

Слайд 42Логико-смысловые модели структурирования понятий.  

Логико-смысловые модели структурирования понятий.  

Слайд 44Кластер –графическая организация/систематизация материала
Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет

учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы.

В центре всегда ключевое понятие.
Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда это наша тема, вокруг нее планеты крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Кластер –графическая организация/систематизация материалаКластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу

Слайд 45Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

Слайд 46Паучки

Паучки

Слайд 47Фишбон – «рыбья кость» Косточки или ёлочка?
В «голове» этого скелета

обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
На самом скелете есть

верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.
Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты.
Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений
Фишбон – «рыбья кость» Косточки или ёлочка? В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.

Слайд 48Косточки или ёлочка?
Вывод

Причины

Проблемы





Факты
Косточки или ёлочка? Вывод         Причины

Слайд 49Ромашка Блума – ромашка вопросов
Таксономия (от др. греч. – расположение,

строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином

Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Ромашка Блума – ромашка вопросовТаксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом

Слайд 50Шесть лепестков – шесть типов вопросов
Простые вопросы Отвечая на них,

нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
• Уточняющие

вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.
• Объясняющие вопросы Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
• Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
• Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
• Практические вопросы Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».
Шесть лепестков – шесть типов вопросовПростые вопросы Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую

Слайд 51bershadskiy.ru›index/metod_kart_ponjatij/0-34
shkoladva.ru›uchvosp/kopilka/lsm.pdf

bershadskiy.ru›index/metod_kart_ponjatij/0-34shkoladva.ru›uchvosp/kopilka/lsm.pdf

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика