Слайд 1Смысловое чтение
Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения
Слайд 2Оставим книги,
обратимся к разуму"
Р. Декарт
Нельзя обладать тем,
чего не
понимаешь.
И. Гёте.
Слайд 3Что мы знаем о чтении?
Что значит уметь читать?
Какие способности
помогают человеку достичь основной цели чтения, т.е. извлечь смысл из
читаемого текста?
С какой целью люди читают?
Слайд 4Запишите в скобках после выделенных слов названия печатных изданий, которые
вы читаете, чтобы достичь той или иной цели.
Читать, чтобы:
получать
знания,
научиться что-то делать,
получать удовольствие.
Слайд 5ФГОС и стратегия смыслового чтения
В новых образовательных стандартах выделены
планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое
внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом
Слайд 6ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)
Выпускник основной
школы должен научиться:
•ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл;
•находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
•решать учебно познавательные и учебно практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
Слайд 7•структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку
правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
•преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
•интерпретировать текст;
•откликаться на содержание и форму текста;
•на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
•в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
•использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Слайд 8Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Слайд 9Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Слайд 10Преобразование и интерпретация информации
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,
ссылки, оглавление
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы
интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
Слайд 11Оценка информации
откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников;
— находить доводы в
защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
Слайд 12Виды чтения:
ознакомительное (зачем – читать книгу или нет? Какая
информация в ней содержится? Для кого книга написана?
Изучающее -
медленное чтение, полный охват новой информации. (В чем замысел автора? Что нового есть в книге для меня как читателя?)
Слайд 13Характер ознакомительного чтения
перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, оглавления,
отдельных фрагментов текста.
Слайд 14Приемы ознакомительного чтения:
осмысливание названия книги (заголовок), эпиграф (если есть).;
Знакомимся
с выходными данными ( когда была написана книга? где издана?);
Определяем
автора издания (знаком или нет? Хорошо ли знаком?);
Читаем оглавление и аннотацию;
Просматриваем рисунки, иллюстрации, схемы и т.д.
Нахождение опор (ключевых слов) в самом тексте.
Слайд 15Приемы выделения ключевых слов.
Изучение способов деления автором текста на смысловые
части (главы, параграфы, абзацы
Первый и последний абзац содержать основной смысл
текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся как правило, аргументы к утверждению.
Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?
Утверждение Например. Во время полнолуния картофель созревает гораздо быстрее.
Слайд 16Советы: Во время ознакомительного чтения ищите в тексте опоры, позволяющие
понять, о чем в нем говорится:
Ключевые слова;
Названия (заголовки) разделов, глав,
частей, , параграфов и других смысловых частей;
Начальные предложения абзацев.
Слайд 17Изучающее чтение.
Цель – глубокое проникновение в содержание текста, (вдумчивый анализ
читаемого). Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе
прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.
Слайд 18
Правильное чтение предполагает не только отбор информации, но и ее
смысловое сжатие, перекодирование, преобразование.
Самостоятельно составленные по тексту предложения запоминаются в
5-7 раз быстрее, чем предложения из текста.
Слайд 19После чтения текста можно предложить обучающимся такое задание: заполните таблицу:
Умение
выделять в тексте основную информацию – одно из основных требований
к чтению.
Слайд 20Приемы изучающего чтения:
нахождение явных и скрытых вопросов, выделение информативно
важных слов, выписки главного, существенного, важного, значимого.
Слайд 21Самопроверка.
После чтения текста необходимо проверить, удалось ли:
сформулировать основную
мысль прочитанного;
выделить основную информацию;
обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части)
прочитанного теста;
Выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке);
Слайд 22Изучающее чтение, как правило связано с запоминанием прочитанного.
Чтобы запоминание было
осмысленным, а не механическим, постарайтесь:
Переформулировать определения, правила, выводы (переведите прочитанное
на «свой» язык;
Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
Потренироваться в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).
Слайд 23 Типы графических изображений.
Дерево понятия
Слайд 24Обычно определение понятия начинается с определения рода, то есть с
нахождения более широкого понятия, в которое входит создаваемое. К примеру,
кислота – это вещество, а подлежащее – член предложения, а политика – общественное отношение и т.д.
Второй этап – видовое отличие, то есть, нахождение специфического существенного признака, по которому данный вид отличается от остальных (кислота – вещество, содержащее…; подлежащее – член предложения, обозначающий субъект действия…; политика – общественное отношение, определяющее соотношение интересов…).
Слайд 25Расширение понятия
Например, формирование понятия «вещество» в курсе химии
8 класса предваряется рассмотрением его на уровне функций и общего
признака, как мельчайшей структурной единицы всего сущего в курсе природоведения, в курсе физики 7-го класса устанавливается отличие вещества от понятия «тело», изучаются основные положения теории строения вещества. В 8-ом классе углубляются понятия о строении вещества, его видах, свойствах видов веществ, нормах и способах их взаимодействии (химические процессы).
Слайд 26Понимание – это соотнесение учебного материала с собственной имеющейся в
памяти смысловой системой знаний. Люди по-разному понимают одно и то
же явление, потому что у них разные смысловые системы знаний. Причина непонимания может быть в несформированности у человека правильной, логически стройной смысловой системы знаний
Слайд 27Работа с понятиями
Традиционное образование связано с преобладающей моделью обучения, которая
требует запоминания информации без ее осмысления и анализа. Учащиеся, привыкшие
к такому обучению, не в состоянии самостоятельно построить ключевое понятие и развить его логические структуры; они воспринимают обучение как запоминание бесчисленных фактов, дат, названий, уравнений или процедурных правил.
Слайд 28Ребёнок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берёт
больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой
осмысленного применения усвоенного знания.
Слайд 29 Общая схема построения определения понятия
Слайд 30Родовое понятие у нескольких объектов может быть одним и тем
же. Например, рефрактор и рефлектор. И первый, и второй –
телескопы. А видовые отличия у них разные, а именно: рефрактор – это телескоп, объективом которого служат светопреломляющие линзы, а рефрактор – телескоп с зеркальным объективом.
Слайд 31Закономерности формирования понятий:
последовательный характер усвоения понятий, предполагающий постепенное усвоение содержание,
объёма, связей и отношения данного понятия с другими;
системность в формирования
понятий: от надпредметных, являющихся всеобщими (гармония, закон, движение, взаимодействие, система, равновесие, сохранение, развитие, структура и пр.), к общепредметным, затем - к предметным;
Слайд 32установление межпредметных связей при усвоении понятий с целью единого их
толкования (например, «вес», «масса» в математике, физике, химии или «молекула»,
«атом» в курсе биологии, физики, химии);
углубление или расширение содержания ранее сформированных понятий при усвоении новых, через установление связей и отношений между ними;
осуществление дифференциации понятий, установление разграничения их свойств, границ применения, особенностей взаимодействия и т.д.
Слайд 33Первый шаг в структурировании содержания учебного предмета – выделение основных
понятий
Слайд 34Чтобы правильно принять информацию, необходимо переструктурировать ее форму, а для
этого нужно «развернуть» форму, взять то, что ценно, и заложить
в свою структуру. При этом открывается такая панорама смыслов, которая выводит на глубинное понимание содержания предмета. Так строится процесс приема информации человеком.
Слайд 35Алгоритм построения дерева понятия:
1. Выделить ключевое слово.
2. Поставить цель
изучения понятия.
3. Исследовать смыслы слова по разным словарям.
3.1. Найти основу
данного понятия (слова или словосочетание, которым можно заменить само понятие), т.е. определение рода изучаемой системы (вопрос: что такое?).
3.2. Выбрать из многих характеристик понятия те, которые соответствуют цели поиска, т.е. определения вида системы (вопросы: какая? какой?).
4. Исследовать структуру системы.
4.1.Определить функцию, назначение системы (вопросы: зачем? для чего?).
4.2. Исследовать структуру системы (элементы, их функции, виды связей между элементами).
4.3.Соединить одинаковые смыслы из разных словарей.
5. Сравнить смысл разных посылок.
5.1. Выделить общее.
5.2. Найти различное.
5.3. Сформулировать своё определение понятия, своё выводное знание. Выводное знание, сконструированное под цель, и является новым, самостоятельно приобретенным содержанием.
Слайд 36Требования к логическому определению понятий
Определение понятия должно быть научным. Это
означает, что определяя то или иное понятие, нельзя исказить его
научный смысл.
Определение понятия должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.
Определение понятия не должно быть тавтологией, т.е. повторяющейся в иной словесной форме ранее сказанное. Сущность такой ошибки заключается в том, что понятие определяется через само себя.
Определение понятия должно быть достаточным. Это означает, что в «дереве» понятия должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение понятия можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты.
Определение понятия не должно быть избыточным, в нём не должно быть лишних, являющихся следствием других признаков определяемого понятия.
Для составления ДП можно использовать кроме учебника различные дополнительные источники информации: словари, справочники, энциклопедии и пр.
Наука
Превращение вещество
изменение
состава строения атом совокупность простое сложное
химических
элементов
реакция закон сохранения энергии
обмен соединение разложение замещение окисление
восстановление
сложные замена одних
вещества атомов на другие
Слайд 38Модуль как инвариантная модель познания систем окружающего мира
Слайд 39Пример «скелетной» карты понятий
Слайд 41Методика построения денотатного графа:
Выделите ключевое слово или словосочетание.
Чередуйте имя и
глагол в графе (именем может быть одно существительное или группа
существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Выберите глагол, связывающий ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
Раздробите ключевое слово по мере построения графа на слова – "веточки".
Соотнесите каждое слово "веточку" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
На схеме 2 представлен образец денотатного графа.
Слайд 42Логико-смысловые модели структурирования понятий.
Слайд 44Кластер –графическая организация/систематизация материала
Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет
учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы.
В центре всегда ключевое понятие.
Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда это наша тема, вокруг нее планеты крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Слайд 47Фишбон – «рыбья кость»
Косточки или ёлочка?
В «голове» этого скелета
обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
На самом скелете есть
верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.
Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты.
Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений
Слайд 48Косточки или ёлочка?
Вывод
Причины
Проблемы
Факты
Слайд 49Ромашка Блума – ромашка вопросов
Таксономия (от др. греч. – расположение,
строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином
Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Слайд 50Шесть лепестков – шесть типов вопросов
Простые вопросы Отвечая на них,
нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
• Уточняющие
вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.
• Объясняющие вопросы Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
• Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
• Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
• Практические вопросы Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».
Слайд 51bershadskiy.ru›index/metod_kart_ponjatij/0-34
shkoladva.ru›uchvosp/kopilka/lsm.pdf