Слайд 1«Сколько прелести есть в человеческих лицах…»
Описание портрета. Сочинение-описание по картине.
Слайд 3Портрет И.С.Тургенева
1. Василий Перов
2. Полина Виардо
3. Илья Репин
4. Никитин
А.П.
5. Ге Н.Н.
6. Лами
Слайд 4Иван Сергеевич Тургенев
1818-1883
Картина художника И.Е Репина 1874 год
Слайд 5Работаем над понятием
Портрет –изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии
(литературный портрет – перен.: художественное описание какого-нибудь персонажа)
Слайд 6Задача художника-портретиста
Показать не только внешнее сходство, но и черты характера,
духовные интересы, внутренние особенности, состояние портретируемого. Поэтому художник должен не
просто видеть человеческое лицо. Он должен увидеть, почувсвовать, проникнуть и понять через лицо суть самого человека, то есть речь идёт о психологическом портрете (передача внутреннего мира и характера того, с кого пишется портрет)
Слайд 7Учимся размышлять
Человек сам создаёт себе лицо. На нём отражается всё:
и раздумья , и разочарования, радость любви и чистота помыслов,
отражается и хорошее и дурное. Отражается не на час, не на день, а навсегда. Чем содержательнее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести…Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.
Слайд 8Культурологический комментарий
Илья́ Ефи́мович Ре́пин (1844—1930) — русский художник, живописец, мастер
портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших
книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств.
Слайд 9Культурологический комментарий
Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь
перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять
себя» - позируя, он играет определенную роль. Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочет казаться, между лицом и личиной. В том, как человек теряет и находит себя среди взятых им или навязанных ему социальных, профессиональных и иных масок, - актуальная проблема на все времена. А поскольку живопись имеет дело только с образами видимости, то пути и способы, которыми внутреннее проявляется, просвечивает во внешнем, - эти пути составляют специальную проблему искусства живописи. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством.
Слайд 10Как изображён И.С.Тургенев? Что можно сказать о его одежде, выражении
лица, глаз? Какие краски использует И.Е.Репин для изображения?
Ключевые слова:
Кресло, борода,
руки, плед, манжеты.
Слайд 11Продолжите предложения подходящими фразами.
И.Е.Репин создал умный, серьёзный и правдивый портрет
И.С.Тургенева. Писатель сидит в глубоком кресле с высокой спинкой и
удобными подлокотниками, отчего его фигура кажется…
Слайд 12Продолжите предложения подходящими фразами.
Насыщенный тёмно-коричневый тон костюма подчёркивает…
Ноги уже немолодого
И.С.Тургенева укрыты тёплым пледом, но неизменный галстук-бабочка и кипельно-белые манжеты
выражают…
Во всём облике чувствуется…
Особенно это состояние подчеркивается…(руки, лицо)
Слайд 13Продолжите предложения подходящими фразами.
Краски, которые использует художник, выражают настроение картины,
её душу: контраст между белым тоном манжет, воротничка, сливающимися с
такими же белыми бородой и волосами, и тёмно-коричневым костюмом.
Слайд 14Продолжите предложения подходящими фразами.
Свободная композиция картины дала возможность
И.Е. Репину
показать маститого писателя…(каким?)
Слайд 15Размышляем
Моменты жизни даны в великих портретах… Перед великими портретами мы
наслаждаемся богатством сущности человека и богатством собственной личности, потому что
и в нас рождается эта одновременность моментов душевной жизни, разделённых в действительности часами, месяцами, годами.
Художник – господин времени. И мы вместе с ним.