Слайд 1СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
(С 2)
ГИА - 2014
Слайд 3Задание С 2
Задание С2 – небольшое по объему сочинение-рассуждение (не
менее 70 слов). Задание выполняется на основе печатного текста, с
которым учащиеся работают, выполняя задания типа А и В
Экзаменуемым предлагается цитата известного ученого-лингвиста, разъясняя которую учащийся дает развернутый аргументированный ответ.
Слайд 4Умения, проверяемые заданием С2
Извлекать информацию из текста, адекватно понимать и
интерпретировать ее в соответствии с темой и заданным типом речи.
Уметь
создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам.
Отбирать для анализа языковые явления.
Аргументировать теоретический тезис.
Логически последовательно излагать свою точку зрения.
Слайд 5С2 Сочинение-рассуждение
Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА»
Аргументируя свой
ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте
номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Слайд 6СХЕМА РАССУЖДЕНИЯ
ТЕЗИС
(утверждение, которое нужно доказать)
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
(АРГУМЕНТЫ)
ВЫВОД
СХЕМА РАССУЖДЕНИЯ
Слайд 7АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Внимательно прочитайте цитату. О каких языковых явлениях
идет в ней речь? Подчеркните в ней ключевые слова.
Прочитайте текст
и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть.
Определите роль языковых явлений в тексте.
Напишите сочинение-рассуждение.
Слайд 8АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
Сформулировать собственный тезис на основе высказывания (цитаты).
Привести различные
доказательства этого тезиса – не менее двух аргументов из текста,
иллюстрирующих различные языковые явления.
Сделать вывод-заключение, подтверждающий тезис.
Каждая из частей сочинения – отдельный абзац!
Слайд 10Задание С 2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.
Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика
– как они думают».
Слайд 11Рассуждения о смысле высказывания.
Вариант № 1
В чем состоит смысл высказывания
известного лингвиста Г. Степанова «….»? Я понимаю эти слова так:
лексика языка помогает точно, ярко и образно выразить мысли человека, а грамматика – придать содержанию нужную форму. Попробую доказать этот тезис на материале прочитанного текста.
Слайд 12Рассуждения о смысле высказывания.
Вариант № 2
Известный лингвист Г. Степанов утверждал:
«…». Попробуем разобраться в сути этого высказывания.
Слайд 13Рассуждения о смысле высказывания.
Вариант № 3
Я согласен с мыслью известного
лингвиста Г. Степанова о том, что «…».
Вариант № 4
«….»
- писал известный русский лингвист Г. Степанов. Ученый, безусловно, прав, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и говорят об уровне образования и воспитания человека. Докажем это.
Слайд 14Основная часть (аргументы).
Структура основной части:
Лексика и ее роль + примеры
из текста.
Грамматика и ее роль + примеры из текста.
Слайд 15Основная часть (аргументы).
Пример:
Словарь языка – это его лексика. Лексика выражает
мысли, чувства и настроения говорящего. Для придания образности речи Д.
Лихачев использует такое лексическое средство выразительности, как олицетворение (предложение 9): «природа …помогает человеку». Это языковое явление основано на переносном значении слова: неодушевленный предмет (природа) наделяется свойствами живого существа (помогает).
Слайд 16Основная часть (аргументы).
Пример:
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждение говорящего или пишущего,
ход его мыслей. Так, однородные члены могут выражать различные отношения
между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения, противопоставления или исключения. Автор использует в предложении 13 ряд однородных членов: «Разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно». Он говорит о необратимости возможных последствий.
Слайд 17Вывод
Образец № 1
Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чем
и как думают люди.
Образец № 2
Как видим, слова Г. Степанова
«…» справедливы.
Образец № 3
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет нам наиболее точно реализовать свой замысел.
Слайд 18Научный стиль
Публицистический стиль
Подчеркнутая информативность.
Отвлеченность и обобщенность.
Точность, однозначность высказывания.
Подчеркнутая логичность, последовательность
повествования.
Ограниченное использование образных средств.
Информативная насыщенность.
Проявление авторской индивидуальности.
Яркость, образность высказывания.
Неоднородность лексического
состава.
Широкое использование выразительных средств языка для достижения эффекта воздействия.
Слайд 19Тематика сочинений С2
Лексика и фразеология
Лексика и грамматика
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Человек и
его язык (речь)
Язык и речь
Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности
Слайд 20Лексика и фразеология
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием
вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)
«Нет таких звуков, красок,
образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)
Слайд 21Лексика и фразеология
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв
обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и
открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов)
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)
Слайд 22Слова одной тематической группы
Почти каждый художник, к какому бы времени
и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам
новые черты действительности.
Мне посчастливилось побывать несколько раз в Дрезденской галерее. Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
В чём причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (К.Паустовский)
Слайд 23
смотреть
не отпускают созерцание
художник
школа
мастер
гений
Рафаэль
совершенство духа
душевное волнение
чистота, благородство
внутреннее очищение
картины
полотна
прекрасное
«Сикстинская мадонна»
Слайд 24Тематическая группа
Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна
и др.) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.
Слайд 25Многозначность
Лексикой
называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу
несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».
Слайд 26Разговорная и просторечная лексика
1. Средство речевой характеристики героя:
«Сымай одёжу-то –
сушить будем», - проворчал старик.
2. Средство выражения авторской оценки: Где-то
рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.
Слайд 27Синонимы
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания
градации и выражает отрицательное отношение автора
к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
Слайд 28Антонимы
Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому
шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям –
мертвые пни.
С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
Слайд 29Оценочная лексика
С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не
терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного,
открытого человека.
Слайд 30Устаревшие слова
Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX
век
с его каретами, двуколками и дилижансами.
Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.
Для создания комического эффекта, иронии:
Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
Слайд 31Фразеологизмы
афористично, кратко и ёмко выражают мысль:
Творческий труд
никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов
и предписаний.
выражают авторскую оценку изображаемого:
Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».
Слайд 32Фразеологизм
Фразеологизмы, как и
слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р,
в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
Слайд 33Однородные члены предложения
Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении
автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира,
противопоставленного миру природы
Слайд 34Вводные конструкции
1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец
и др.
2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно
быть, разумеется, конечно и др.
3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
Слайд 35Вводные конструкции
Авторская оценка
выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13
(К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
Слайд 36Обращения
Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)
Средства речевой характеристики героя (Женщина!
Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка! )
Риторические обращения усиливают
выразительность текста.