Слайд 1Конструирование предложений.
Прокомментируйте постановку ударений в подчёркнутых словах.
Балованный ребенок;
прибывший поезд; много лет ржавея.
Слайд 2Сочинительные союзы по значению делятся на три группы
Слайд 3За столом у окна сидит поручик запаса армии Валерьян Иванович
Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты
постояльцев. Но после вчерашнего работа идет у пего плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе.
Слайд 4Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
У сочинительных союзов определите разряд по значению.
1. Молодые листья лепетали
да зяблики кое(где) пели да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве.
2. Волхвы (не) боятся могучих владык а княжеский дар им (не) нужен.
3. Все мои друзья уже сходили на этот фильм, я тоже скоро пойду.
4. Я же (не) только люб..вался но и с восторже..ым ум..лением смотрел на них.
Слайд 55. И высокая, грузная фигура его то тихо то плавно
то шумно то бурно задвигалась вокруг залы.
6. Либо рыбку съесть
либо на мель сесть.
7. На севере солнце на (пол)года скрывается за г..ризонтом за (то) столько (же) не сходит с неба.
8. Я ему верю да суд(то) ему (на) слово (не) верит.
Слайд 61. Мы ехали полем, поросшим бесконечным кустарником, а также низким
березняком. 2. Я лишь одного опасался, что мой старик не
сумеет найти поворот среди той тьмы. 3. И действительно, мои опасения сбылись: поворот к усадьбе мы пропустили, потому что ни зги не видать было вследствие темноты. 4. Судя по тому, сколько мы проехали березняком, можно было предположить, что от поворота мы отъехали версты на четыре. 5. Как я ни напрягал своё зрение и слух, но ничего не мог разглядеть. 6. То же, по-видимому, старался сделать и старик, но тоже ничего не видел.
Слайд 72. З..ря бывает (сост., соед.) утренняя (…) вечерняя. Мы часто
путаем два понятия – закат солнца (прост., соед.) вечернюю з..рю.
Вечерняя з..ря нач..нается (прост., подч., врем.) солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнущ..м небом (прост., соед.) разл..вает по нему множество красок (от золота до бирюзы) (прост, соед.) медле..о переходит в поз..ние сумерки (прост., соед.) в ночь.
3. Кругом бесшумно кружилась мелкая весе..яя м..шк..ра (сост., подч., прич.) (прост., против.) вот среди тиш..ны из-за розовых облаков (с)начала послышалось странное жу..ание, (прост., против.) потом сверкнула серебря..ая точка.
Слайд 10!!! В предложении с изъяснительным союзом как от первой части
сложного предложения ко второй можно поставить вопрос косвенного падежа.
Слайд 11Конструирование предложений.
Составьте по схемам сложные предложения с подчинительными союзами на
тему:
«Мои любимые книги». В составленных предложениях подчеркните основы.
1. [ ], (где …).
2. [ ], (потому что…).
3. [ ], (куда…).
4. [ ], (чтобы…).
Слайд 12Мы отправились в поход рано утром, … (почему?)
2. Мы отправились
в поход рано утром, …
(с какой целью?)
3. Мы отправились
в поход рано утром, …
(когда?)
4. Мы бы отправились в поход рано утром, …
(при каком условии?).
Слайд 13Синтаксическая пятиминутка
В древней Элладе люди хорошо
понимали что доброта и красота
не
используемые для себя справедливый ум
и поиски правды попытки жить
(по)иному чем
другие подчиняющиеся
угнетению или обманутые ведут к
мучительной жизни а все эти качества
соединенные вместе к неизбежной и
скорой гибели.
Слайд 14Прокомментируйте расстановку знаков препинания в данных предложениях.
Петя забыл когда у
друга день рождение.
2. Когда он вспомнил было уже поздно.
Слайд 151.Петя забыл, когда у друга день рождения. = Петя забыл,
седьмого, восьмого или девятого числа у друга день рождения.
2. Когда
он вспомнил, было уже поздно. = Он вспомнил, но было уже поздно.
Слайд 16Закончите фразу!
1. Союз - …
2. По структуре союзы делятся на
………..
3.В зависимости от синтаксической функции в предложении союзы делятся на
………..
4. Подчинительные союзы………………..
5. Сочинительные союзы… ……………..
6. По значению сочинительные союзы делятся на…….
7. И, да (= и), также, тоже, не только … но и, как … так и, ни… ни – это ……….., они обозначают……….
8. Или, или … или, ни … ни, то ли … то ли, либо … либо, не то … не то, а то, либо, то … то – это ……………………., они обозначают……….
9. А, но, да (= но), зато, однако (же) – это ……………………, они обозначают…….
Слайд 17Найдите соответствия
(укажите стрелочками)
- что, чтобы…
- потому что, так
как,
благодаря тому что…
- когда, едва, пока…
- чтобы, для
того чтобы,
с тем чтобы…
- как будто, словно, точно…
- если, если бы, как скоро
Временные
изъявительные
причинные
условные
целевые
сравнительные
Слайд 18Найдите соответствия
(укажите стрелочками)
- что, чтобы…
- потому что, так
как,
благодаря тому что…
- когда, едва, пока…
- чтобы, для
того чтобы,
с тем чтобы…
- как будто, словно, точно…
- если, если бы, как скоро
временные
изъявительные
причинные
условные
целевые
сравнительные
Слайд 19Спишите текст, расставляя знаки препинания, выделите союзы.
В XII веке
на деревянных табличках углём изображались человеческий череп и скрещенные кости
а сам знак обозначал угрозу жизни. В сказках такой элемент превратился в символ смерти от рук невиданного чудища или разбойников. На самом деле это было предупреждение либо о горных обрывах либо о болотах.
Слайд 20Проверьте себя.
В XII веке на деревянных табличках углём изображались
человеческий череп и скрещенные кости, а сам знак обозначал угрозу
жизни. В сказках такой элемент превратился в символ смерти от рук невиданного чудища или разбойников. На самом деле это было предупреждение либо о горных обрывах, либо о болотах.
Слайд 21Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений, исправьте их
и запишите
1. Книга рассказывает нам интересную историю, которую подарил мне
товарищ.
2. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена.
3. Когда их сын очень изменился, родители страдают.
Слайд 22Что Земля круглая нам об(?)ясняли в школе. Но я это
знал и сам, еще до школы. Наш поселок по имени
Полуночное стоит на самой макушк(?) Земли. Когда утром выход(?)шь из дому то сразу вид(?)шь: Земля круглая, все в порядке – улочки обозначе(?)ые пунктиром деревя(?)ых (одно)этажных домов разбегаются от наших ворот и тянутся вниз, вниз – к лугам(?). В лугах п(?)сутся кони. А за лугами – ближний лес, он (светло)зеленый. А за ним – синь и темень тайги до самого г(?)ризонта. Сразу за г(?)ризонтом – Сибирь.
Я иду в школу по круглой Земле и думаю о лошадях что п(?)сутся в лугах и ждут меня. А я иду в школу... (Н.Соломко)