Слайд 1Егоров Владислав Владимирович
Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Тема
11. Социально-психологические явления и процессы
Слайд 2Изучаемые вопросы:
Вопрос 1. Приемы применяемые для взаимопонимания
Вопрос 2. Особенности социальной
перцепции
Вопрос 3. Функции социального восприятия
Вопрос 4. Эффекты
межличностного восприятия
Вопрос 5.
Психология малых групп
Слайд 3Человек обычно хорошо понимает то, что соответствует его прогнозам, гипотезам,
целям, поэтому для обеспечения взаимопонимания можно использовать такие приемы:
антиципацию (предвосхищение)
возможных ситуаций, что позволяет осмыслить те обстоятельства, которые будут препятствовать взаимопониманию;
определение своей точки зрения на объект, что обеспечивает возможность последовательно отстаивать свои собственные позиции в общении и взаимоотношениях;
проработку гипотез о точках зрения партнеров, что позволяет избежать конфликтов во взаимоотношениях;
согласование общих точек зрения, что дает возможность полностью предотвратить взаимное недопонимание.
Вопрос 1. Приемы применяемые для взаимопонимания
Слайд 4Вопрос 2. Особенности социальной перцепции
Социальная перцепция – это процесс
восприятия
социальных объектов (людей
и социальных групп).
Особенности этого специфического социально-психологического явления, заключаются
в следующем:
1) Субъект социальной перцепции всегда активен (не безразличен и не пассивен по отношению к воспринимаемому объекту). Здесь и объект и субъект восприятия воздействуют друг на друга, стремятся изменить представления о себе в благоприятную сторону.
2) Целостность воспринимаемого заключается в том, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.
3) Мотивированность субъекта социальной перцепции (При восприятии личностью или группой других социальных объектов происходит совпадение познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому).
Слайд 5Вопрос 2. Особенности социальной перцепции
Процесс социальной перцепции представляет собой
деятельность субъекта по оценке внешнего облика, действий и поступков, психологических
особенностей воспринимаемого объекта (человека или группы), в результате которой у него складывается конкретное отношение к данному объекту и формируются определенные представления о возможном его поведении.
На основании этих представлений он прогнозирует свои отношения к объекту и свое поведение при взаимодействии с ним.
Слайд 6 Вопрос 3. Функции социального восприятия
Функции социального
восприятия реализуются посредством следующих механизмов:
1) Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ
или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
2) Идентификация — это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания, со своими психологическими и другими характеристиками.
Слайд 7 Вопрос 3. Функции социального восприятия
3) Эмпатия — это
эмоциональное
сопереживание другому человеку.
Через эмоциональный отклик люди
познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.
4) Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
Слайд 8Вопрос 3. Функции социального восприятия
При прочих равных условиях люди
легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное
отношение.
5) Рефлексия - это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
6) Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, направленный на определение причин и мотивов поведения партнера по общению. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам.
Слайд 9Вопрос 4. Эффекты
межличностного восприятия
Эффект стереотипизации заключается в использовании
специальных стереотипов. Социальный стереотип - устойчивый образ или представление о
каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям социальной группы. Позволяет «экономить» психологические ресурсы в результате сокращения процесса восприятия других людей. Часто используются при восприятии людей определенной национальности, профессии, возраста. Иногда в условиях дефицита информации стереотипы могут быть ложными, неадекватными, и тем самым осложнять общение.
Эффект проекции заключается в том, что приятному собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному свои собственные недостатки.
Слайд 10Вопрос 4. Эффекты
межличностного восприятия
Эффект средней ошибки, проявляется в ситуациях, когда
мы снижаем оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону
средних показателей.
Эффект ореола, заключается в том, что человека начинают считать выдающимся во всем после первой удачи, или наоборот во всем ущербным после первой неудачи.
Эффект порядка поступления информации, состоит в том, что на формирование представления о человеке оказывает влияние порядок поступления информации о нем.
Слайд 11 Вопрос 5. Психология малых групп
Группа — социальная общность людей,
объединенных
на основании ряда
признаков, относящихся к содержанию
совместно выполняемой ими деятельности
или характеру общения.
Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
Реальная группа – где люди постоянно находятся и взаимодействуют в повседневной жизни и деятельности
Условная группа — объединение людей по некоторым признакам (возраст, пол, профессия).
Групповая совместимость — такое сочетание психических особенностей каждого из участников группы, которое обеспечивает удовлетворенность совместной деятельностью и ее эффективность.
Слайд 12ВИДЫ МАЛЫХ ГРУПП
Условные
Реальные
Естественные
Лабораторные
Формальные
Неформальные
Диффузионные
Высокоразвитые
Коллективы
Референтные
Нереферентные
Слаборазвитые
По наличию либо отсутствию взаимодействия членов
группы
По принципам организации
По уровню развития
По степени влияния на человека
Слайд 13Вопрос 5. Психология малых групп
Выделяется несколько разновидностей групп:
Контактная группа объединяет
людей, имеющих общие цели и интересы (семья, бригада, класс);
Референтная (эталонная)
(статусная) — на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении. Может быть как реальной, так и условной. В подростковом и раннем юношеском возрасте референтной группой может являться совокупность героев популярных фильмов, книг и т.д.;
Официальная — когда организация деятельности закрепляется специально;
Неофициальная — когда цели деятельности и обязанности определяются самой группой;
Диффузная — когда межличностные отношения существуют, но не опосредствуются содержание групповой деятельности
Слайд 14Вопрос 5. Психология малых групп
Ассоциации — неорганизованные группы со стихийной
структурой, преобладают личные интересы;
Корпорация — внутренне организованная группа, интересы определяются
как “личные через групповые”;
Кооперация — единство деятельности по ее достижению. Мотивы не имеют четкой направленности. Нет высокого уровня психологической коммуникативности;
Гомфортерный коллектив – добавляется биологическая совместимость;