Разделы презентаций


ПЛАН-КОНСПЕКТ 8. ЛЕКЦИЯ. Этнос и этничность в российской этнологии. Признаки

Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:Полипарадигмальный подход современной российской этнологии позволяет рассматривать этнос как динамичное явление.Этнос следует признать объективной реальностью, которая поддается трансформациям и политическим манипуляциям.Этничность,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ПЛАН-КОНСПЕКТ 8. ЛЕКЦИЯ. Этнос и этничность в российской этнологии. Признаки этноса

– факторы актуализации этничности

В.А.Тишков «Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной

антропологии» (2003):

- этничность – комплекс чувств, основанных на принадлежности к культурной общности.

Чешко С.В.:
- этничность формируется как коллективное ощущение, которое передается из поколения в поколение, служит важным идеологическим средством социализации индивида в рамках группы его происхождения. Будучи коллективным представлением, этничность вырабатывается не индивидуальным, а групповым опытом предыдущих поколений, при этом для последующих поколений она теряет свой конкретный смысл, превращаясь в религиозноподобную идею. В результате воздействия этничности человек становится ее носителем этнофором, отождествляя себя с группой людей от которых он произошел.

Сикевич З. В.:
- под этничностью мы понимаем особое константное, хотя и различное по интенсивности переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющаяся в форме сравнения нас не с нами в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве.

Этничность/этническая идентичность – самоопределение, которое формируется субъектом (группой) в результате самоидентификации с этническим сообществом

С.М. Широкогоров (1887 - 1939) «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» Шанхай 1923.
Этнос - группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых освященных традицией и отличаемых ею от таковых других может быть названа племенем. этносом. народностью»

Ю.В. Бромлей (1921- 1990) «Этнос и этнография» М. 1973
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психику, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).

Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:
Этничностью можно манипулировать, но нельзя сфабриковать

ПЛАН-КОНСПЕКТ 8. ЛЕКЦИЯ. Этнос и этничность в российской этнологии. Признаки этноса – факторы актуализации этничности

Слайд 2Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М.

2003:
Полипарадигмальный подход современной российской этнологии позволяет рассматривать этнос как динамичное

явление.
Этнос следует признать объективной реальностью, которая поддается трансформациям и политическим манипуляциям.

Этничность, будучи свойством динамичного этноса, имеет процессуальный характер.
Признаки этноса – факторы актуализации этничности:
территория; культура; язык; национальный характер/ психология этноса; самосознание, выраженное в самоназвании.
Этническое самосознание выделяется в качестве основного и наиболее устойчивого признака этноса.
Самосознание выражается в имени народа – этнониме.
Выбор «своего» этнонима (эндоэтнонима) обусловлен разными факторами: политическими, социально-экономическими, семейно-правовыми, культурно-бытовыми, этнической ситуацией в государстве и ближайшем окружении человека и т.д.

Ю. В. Бромлей ввел в научный оборот узкое и широкое понимание этнического самосознания: в узком смысле оно означает осознание своей принадлежности к этносу, в широком – предполагает, кроме этого, представления людей о культуре, языке, историческом прошлом, а также их этнические интересы.



Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:Полипарадигмальный подход современной российской этнологии позволяет рассматривать

Слайд 3
Этническая идентичность/этническое самосознание базируются на трех основаниях:
порождающих механизмах, условиях

идентичности и признаках общности.

Основным порождающим механизмом является место данного этноса

среди других на протяжении всей истории.
Условиями общности называются территория, на которой проживает этнос, общий язык и эндогамия
Признаком общности является культура и национальный характер
Этническое самосознание актуализируется только при взаимодействии мы-группы с они-группой, когда рождается ситуация выбора.
Через призму взаимодействия индивидуального и коллективного возможно определить функции этнического самосознания: этноинтегрирующую и этнодифференцирующую

Этническая идентификация/самопределение – когнитивно-эмоциональный процесс осознания себя представителем этноса - проходит одновременно с социализацией:
- 6-7 лет – диффузная идентичность;
- 8-9 лет отчетливая идентичность;
- 10-11 реализованная идентичность;
- 14 – и старше ( к 35 годам) – актуализированная идентичность.

Процесс идентификации стимулируется при наличии иноэтничного окружения, активизируется в ситуации социально-политического кризиса.

Этническая идентичность/этническое самосознание базируются на трех основаниях: порождающих механизмах, условиях идентичности и признаках общности.Основным порождающим механизмом является

Слайд 4Структура этнического самосознания:
когнитивные компоненты – представления о своей принадлежности,

составляющие образ «мы»; вся совокупность стереотипов и представлений, характеризующих существование

этноса;
эмоциональные компоненты – среди эмоций особенно выделяют мотив аффиляции – стремление к психологической общности с группой; исследователи говорят о аллоцентрическом типе личности – нуждающийся в групповой поддержке и идеоцентрическом – не нуждающийся;
поведенческие компоненты (этикет - система норм и запретов; коммуникативное поведение);
- этнические интересы.

На стыке когнитивного и эмоционального по схеме редукции возникает система этнических
стереотипов.
Понятие «социальный стереотип» было введено в научный оборот американским журналистом и политологом
У. Липпманом (1889-1974 гг.) в книге «Общественное мнение» (1922 г.).
Одной из разновидностей социальных являются этнические стереотипы.
Этнический стереотип - обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих тот или иной народ.
Гетеростереотип – этнодиффиренцирующие атрибуции-представления о других они-группах.
Автостереотип – этноинтегрирующие атрибуции-представления о действительных или воображаемых чертах мы-группы (комплиментарность в оценке собственного этноса)
Наиболее распространенная стратегия поддержания позитивной этничности получила название социального творчества.

Автостереотип – определенность и устойчивость этнического самосознания/этничности/этнической идентичности

Структура этнического самосознания: когнитивные компоненты – представления о своей принадлежности, составляющие образ «мы»; вся совокупность стереотипов и

Слайд 5Виды этнической идентичности

нормальная идентичность – тип идентичности, при котором

образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение

к его культуре, истории;

этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней;

этнодоминирующая идентичность – тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности;

этнический фанатизм – тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия;

этническая индифферентность – тип идентичности, при котором люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов;

этнонигилизм – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей;

амбивалентная этничность – явно невыраженная этническая идентичность, широко распространённая в смешанной этнической среде.
Виды этнической идентичности нормальная идентичность – тип идентичности, при котором образ своего народа воспринимается как положительный, имеет

Слайд 6Маргинальность - неопределенность в самоопределении - амбивалентная этничность
Понятие маргинальности

ввел в широкий научный оборот американский социолог Р. Парк (1864-1944

гг.):
маргинальный человек – это результат столкновения различных культур, рас и народов, не принадлежащий ни
к одной из них, стоящий как бы над всеми.
Согласно современным вариативным трактовкам:
марнальность – это свойство «деэтнизированного» человека, у которого отсутствует четкое сознание своей этничности, либо он не принимается членами той общности, к которой он сам себя относит;
маргинальность приводит к формированию поликультурной и полиэтничной идентичности, когда человек воспринимает себя не как часть определенного этноса, а членом всего человечества.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII в.
Словари XX в. определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям, или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость»
В соответствии с Декларацией принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 г.:
толерантность - ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям


Маргинальность - неопределенность в самоопределении - амбивалентная этничность Понятие маргинальности ввел в широкий научный оборот американский социолог

Слайд 7Толерантность  — термин, обозначающий тепимость к иному мировоззрению и образу жизни.
Толерантность не

равносильна безразличию.
Толерантность – не только принятие иного мировоззрения или

образа жизни, но и предоставление другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Согласно определению Философского энциклопедического словаря:
толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания человеком надежности собственных позиций, который не боится сравнения с другими и не избегает духовной конкуренции.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
Толерантность (фармакология)

Этническая толерантность предполагает осознанное принятие различий и отношение к «другому» как к равному, но отличающемуся. Она является одним из показателей реализованной позитивной этничности, поскольку человек воспринимает другой этнос как равный своему, что свидетельствует о принятии и своего этноса.
Толерантность  — термин, обозначающий тепимость к иному мировоззрению и образу жизни. Толерантность не равносильна безразличию. Толерантность – не только принятие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика