Слайд 1КУРС «СОЦИОЛОГИЯ»
ВВЕДЕНИЕ
В СОЦИОЛОГИЮ КАК НАУЧНУЮ
ДИСЦИПЛИНУ
Слайд 2Социология как наука, структура социологии
Предмет, объект, методы социологии
Функции социологии
к.ф.н., доцент
Ермаков В.А.
Слайд 3Социология как наука
Социология - наука об обществе.
Социология изучает:
Общественные явления
Социальные
связи
Социальные институты
Социальные отношения
Таким образом, социология – это системный подход к
изучению общества
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 4ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ
Предмет социологии - общие и специфические законы
и закономерности развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмы
действия и формы проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.
Объект социологии – социальная среда, общество
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 5Структура социологии как науки
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 6По масштабу социальных феноменов выделяют 3 уровня
Макросоциология - изучает
общество в целом
Теории среднего уровня – изучают отдельные социальные институты
Микросоциология
– изучает малые группы
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 7Функции социологии
Теоретико-познавательная
Культурно-просветительная
Мировоззренческая
Социально-прогностическая
Управленческая
Социально-преобразовательная
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 8МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, Гофман)
Структурный функционализм (Парсонс)
Теории
социального обмена (Джордж Хоманс, Питер Блау)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 9ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Понятие ввел американский социолог Р.Мертон. Идея
заключена в том, что необходимо разрабатывать теории исходя из ограниченных
социальных явлений.
Отечественные ученые соотносили эти теории с отраслями в социологии.
Социология культуры, социология религии, социология труда, социология управления и.т.д.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 10ПРИМЕРЫ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Социология религии – область социологии, изучающая взаимодействие
религии и общества
Социология культуры – область социологии, изучающая влияние культуры
на развитие общества и наоборот.
Социология политики – область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 11ПРИМЕРЫ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая
систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных
отношений.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 12ПРИМЕРЫ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Социология массовой коммуникации - область социологии, предметом
которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов,
производящих и распространяющих массовую информацию.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 13МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Теории социализации (Ч. Кули)
Теории бихевиоризма (Хоманс, Блау, Дж. Болдуин)
к.ф.н.,
доцент Ермаков В.А.
Слайд 14Исторические предпосылки возникновения социологии
Социология выходит из просветительской философии истории.
Термин впервые
был употреблен Вольтером, который понимал под «философией истории» универсальное изобретение
человеческой культуры. Позже интерпретировал как общие принципы и законы развития человеческих обществ
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 15Исторические предпосылки возникновения социологии
Следует отметить, что философия истории – это
часть философии, ее положение не выводилось теоретически.
В начале XIX века
(30-е годы) повышается роль эмпирических исследований.
Таким образом встает вопрос о создании новой науки об обществе, которая сочетала бы в себе теорию и практику.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 16к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Огюст Конт – родоначальник социологии
Ввел термин
«социология» (1842)
Противопоставил новую дисциплину философии
Основная идея – отделить науки от
метафизики и теологии
Слайд 17Огюст Конт – основная концепция
При изучении каждой общественной системы нужно
различать условия ее существования, законы ее функционировании (социальная статика) и
законы ее развития и изменения (социальная динамика)
Социальная динамика – духовное, умственное развитие (теория прогресса)
Социальная статика – климат, раса, средняя продолжительность жизни (общество – как организм)
- Выводит и закрепляет такое понятие как система.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 18к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Гербер Спенсер – эволюционная социология (английский социолог
– позитивист)
Общество – биологический организм.
Эволюция закономерна
Идея естественного отбора, родоначальник социального
дарвинизма
Если социология хочет стать строгой наукой, она должна уподобиться биологии.
Общество тождественно биологическому организму.
Слайд 19Герберт Спенсер – социологическая концепция.
«Всякое общество» имеет три системы органов:
Поддерживающая
система (обеспечивающая производство необходимых продуктов)
Распределяющая система (обеспечивающая связь частей социального
организма на основе разделения труда)
Регулирующая система (государство)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 20Герберт Спенсер – позитивистская концепция.
Общество необходимо рассматривать как систему
К общественным
явлениям следует подходить с научной позиции
Без теории общественного развития нельзя
объяснить реального состояния общества.
Для управления обществом необходимо опираться на знание законов самих социальных систем.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 21Марксистская социология
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Идеологическое направление марксизма
Идея общественной формации
Идея базиса
и надстройки
Теория конфликтов (борьба классов)
Слайд 22Марксизм
Общество – это система в основе которой лежат производство и
экономические отношения (экономический детерминизм)
Детерминизм — (от лат. determio определяю) философское
учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Общественное развитие – это исторический процесс, законы которого не зависят от сознания и воли людей
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 23к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Эмиль Дюркгейм
Первый социолог, который дал узкую трактовку
социологической науке
Социология должна изучать социальную реальность.
Элементами социальной реальности являются социальные
факты, совокупность которых и есть общество. Эти социальные факты и составляют предмет социологии
Слайд 24к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
один из общепризнанных создателей социологии как науки.
В истории социологии он представлял новую и важную главу в
ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
Слайд 25к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Георг Зиммель – формальная социология
Формальная или чистая
социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующие общество, отделяя их
«от содержания, в котором живут эти формы»
Главное понятие – «форма»
Слайд 26Концепция Г. Зиммеля
Зиммель акцентировал внимание на формах социального взаимодействия.
Виды форм
социального взаимодействия:
-конфликты
-конкуренция
-подчинение
-подражание
-разделение труда
Индивиды взаимодействуют друг с другом, соединяются
в общество. (т.е. обобществляются)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 27Концепция Г. Зиммеля
Задача социологии изучить формы «обобществления», анализировать и классифицировать.
Классификация
форм.
1) Социальные процессы (подчинение, соревнование)
2) Социальные типы (аристократ, бедняк)
3) Социальные
модели развития (взаимодействие групп и индивидов)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 28Макс Вебер – бюрократическая социология
Ввел понятие «идеальный тип»
Конструировал идеальные
типы:
-харизматический
-патриархальный
-рациональный
Ввел понятие «понимающая социология»
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 29Социальное поведение
Социальное поведение – это отношение человека, внутренняя или внешне
проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него, связано
с определённым смыслом.
мотив
субъективный
социальный
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 30Социология экономики
Основной предмет исследований – капитализм.
Самый известный труд – «Протестантская
этика и дух капитализма».
Капитализм – особая форма цивилизации.
к.ф.н., доцент Ермаков
В.А.
Слайд 31Питирим Александрович Сорокин
родился 23 января 1889 года в
селе Турья, Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в семье бродячего
церковного ремесленника-реставратора.
В 1905 вступил в партию эсеров.
Приехав в Петербург, занимался на общеобразовательных курсах.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 32
В 1909 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и
поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра
социологии.
С 1910 г. он начал печататься в научных журналах, таких,
как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”.
В 1910 г. Сорокину было сделано предложение стать
по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 33В 1922 г. опубликована работа Сорокина
“Система социологии”
, которая была представлена на публичный диспут
в качестве докторской диссертации.
В 1922 г. Сорокина с другими выдающимися учеными и философами выдворили из Советской России по указанию Ленина.
В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство.
В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете.
В 1965 г. – стал президентом Американской социологической ассоциации.
Умер 11 января 1968 г. в Уинчестере, штат Массачусетс, США.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 34“Система социологии”
В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные
принципы, на
базе которых он предлагал создать социологию.
В 1919 году
Сорокин создает первый в
России социологический факультет в
Петроградском университете.
“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность
людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности”.
“Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 35
“Задачи практической социологии
ясны из самого названия” - писал
Сорокин.
“Эта
дисциплина должна
быть прикладной дисциплиной,
которая, опираясь на законы,
сформулированные теоретической
социологией,
давала бы
человечеству возможность
управлять социальными силами,
утилизировать их сообразно
поставленным целям”.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 36Основные труды
"Преступление и кара, подвиг и награда";
"Система социологии";
"Общедоступный учебник социологии";
"Социология революции";
"Социальная
мобильность";
"Современные социологические теории";
"Социальная и культурная
динамика";
"Социологические теории сегодня".
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 37Понятие социальной мобильности
Социальная мобильность - изменение индивидом или группой лиц
места, занимаемого в социальной структуре, либо перемещение из одного социального
слоя в другой.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 38Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году
П.Сорокиным
Два типа социальной мобильности
вертикальная
горизонтальная
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 39Вертикальная мобильность
переход индивида или социального объекта из одного социального
слоя в другой:
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 40Служебное повышение
профессиональная вертикальная мобильность
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 41Существенное улучшение благосостояния
экономическая вертикальная мобильность
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 42Толкотт Парсонс
Проанализировал подходы Макса Вебера, Георга Зиммеля, Эмиля Дюркгейма, Парето, Алана Маршалла, Зигмунда Фрейда.
Разработал общую теорию
действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы.
Аналитически
вычленил подсистемы социальной структуры, культуры, личности.
Теория имела решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 43 Парсонс в своих трудах стремится создать
единую, всеобъемлющую теорию общества, где важнейшим его регулятором выступает культура
с ее нормативностью и символичностью.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 44Эрих Фромм (1900 –1980)
Немецкий философ, психолог, социолог
Учился в университетах Франкфурта,
Мюнхена, Берлина, Гейдельберга
В 1933 эмигрировал в США
Основоположник
«радикального гуманизма» С 1969 по 1980 г. жил в Локарно (Швейцария)
Слайд 45Социологические воззрение
Э. Фромма
Последователь З. Фрейда, испытывал влияние
К. Маркса.
Э. Фромм пытался совместить фрейдизм с марксизмом.
Таким образом, стремился
использовать некоторые положения психоанализа в объяснении социальных явлений и процессов.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 46Фрейдомарксизм
Фрейд – идея принципиальной несвободы индивида от бессознательного.
Маркс – идея
принципиальной несвободы индивида от экономического базиса.
Индивидуальное сознание – лишь проявление
общественного сознания, переформированного экономическим и психологическим базисом.
Слайд 47«Бегство от свободы»
Человек по своей природе существо не доброе и
не злое, а свободное и обреченное постоянно выбирать между добром
и злом
Цивилизация претендует на то, чтобы сделать этот выбор за человека, и человек почитает за счастье отказаться от своей свободы:
«Коммунистический тоталитаризм»?
«Фашизоидный капитализм»?
Какая разница?
Слайд 48Концепция Э. Фромма
Социологизм неофрейдизма заключается в том, что психологическое развитие
человека зависит от влияния окружающей среды.
Ход развития общества по Фромму
объясняется с точки зрения психологии.
«Чтобы понять динамику социального процесса, необходимо понять динамику психологических процессов индивида и наоборот, чтобы понять индивида необходимо рассматривать его с позиции того общества и культуры, которые формируют его».
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
Слайд 49Социальный характер
Это «приводной ремень экономического базиса, ... трансцендирование человеческой энергии
в специфической форме, необходимой для функционирования конкретного общества»
Слайд 50Основные социальные характеры
Эксплуататорский (садизм, стремление к власти)
Рецептивный (мазохизм, стремление к
подчинению)
Деструктивный (агрессивность, страсть к разрушению)
Накопительский (страсть к обладанию)
Рыночный (конформизм, страсть
к стандартам)
Слайд 51«Иметь или быть?»
«Некрофилы»
Влечение к мертвому, больному, механическому
Разрушение
Страсть к порядку, контролю,
подавлению
Культ разума, науки и техники
Монологизм
Деперсонификация
Консьюмеризм (жажда обладать и потреблять)
«Биофилы»
Влечение к
живому, растущему, органическому
Созидание
Спонтанность, стихийность, недетерминированность
Творческая самореализация
Диалогизм, эмпатия
Личностная аутентичность
Жажда любить, дарить, делиться
Слайд 52Хосе Ортега-и-Гассет
(1883-1955)
Испанский философ и эссеист, социолог
Изучал философию в университетах
Мадрида, Лейпцига, Берлина и Марбурга
Эмигрировал в латинскую Америку,
Во время гражданской
войны, вернулся в Испанию в 1945
Слайд 53Концепция поколений
Индивид, равно как и общество, есть абстракция. Реально в
истории живут и действуют ЛИЧНОСТИ (во мн.ч.), объединенные в поколения:
кумулятивные
(накапливают опыт)
полемические (подготавливают изменения)
решительные (осуществляют изменения)
Поколения накладываются друг на друга, но не смешиваются
Слайд 54Масса и меньшинство
Есть «долгосрочные» проекты, которые не «окупаются» в рамках
жизни одного поколения: религия, искусство, наука, политика
Они требуют «одержимости»
и всегда остаются уделом одиночек
Человек «меньшинства» сам выбирает себе цели и несет за это ответственность
Массы пассивно следуют тем стандартам, которые застали в наличии
Слайд 55«Восстание масс»
«Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные
души, не обманываясь насчет собственной зауряд-ности, безбоязненно утверждают свое право
на нее и навязывают ее всем и всюду»
Слайд 56Причины «восстания»
Скачок в росте народонаселения
Распространение идеалов Просвещения (свобода, равенство, братство)
Выравнивание
качества жизни в результате прогресса техники
Качественное изменение сознания
Слайд 57Черты «человека массы»
Довольство собой
Беспрепятственный рост жизненных запросов
Принципиальная неблагодарность
Агрессивность, навязчивость
Нетерпимость к
инакомыслию
Слайд 58Концепция «прогресс-регресса»
ХХ век – «век самодовольных недорослей»
Прогресс рождает комфорт,
комфорт – лень, лень рождает самодовольство
«Цивилизация не данность и не
держится сама собой. Она искусственна и требует искусства и мастерства. Если вам по вкусу ее блага, но лень заботиться о ней, – плохи ваши дела. Не успеете моргнуть, как окажетесь без цивилизации.»
Слайд 59Карл Раймунд Поппер
(1902-1994)
Родился в Вене, в семье состоятельного адвоката
Учился
в Венском университете
Увлекался неопозитивизмом
В 1937 г. эмигрировал в Новую Зеландию
С
1946 г. жил в Англии, работал в Лондонской школе экономики
Слайд 60Критический рационализм
Рационально не то, что «выше всякой критики», а то,
что всегда открыто для дискуссии
Свидетельством истинного ученого должна быть
готов-ность «подставить собственнную шею»
Слайд 61Критерий фальсифицируемости
Для неопозитивистов критерием научности выступала верифицируемость (подтверждаемость)
Однако для верификации
необходим «решающий эксперимент», а он не всегда возможен
Далеко не все
научные гипотезы допускают принципиальную возможность верификации, но они по крайней мере должны быть потенциально фальсифицируемыми
Слайд 62«Открытое общество и его враги»
«Открытое общество» основано на свободном критическом
мышлении
В «закрытом обществе» господствует политический тоталитаризм (государство важнее личности)
Его
идейной основой выступает методологический коллективизм (общее важнее частного): Платон, Гегель, Маркс и др.
Слайд 63Элвин Тоффлер
американский социолог
и футуролог. Один из авторов концепции «постиндустриального
общества ».
В рамках анализа процесса социально-экономического развития Э. Тоффлер разработал
концепцию «Третьей волны»
Слайд 64Основной научный вклад Э. Тоффлера заключается в том, что он
наглядно продемонстрировал результаты процесса технологических изменений и их влияния на
общество.
Слайд 65 «Первая волна» соответствует сельскохозяйственной революции, которая играла важнейшую роль
в истории человечества на протяжении нескольких тысячелетий.
Слайд 66Соответствующая эпохе индустриальной цивилизации «Вторая волна» возникла в XVII в.
и вскоре «накрыла» собой весь мир; однако, согласно Э. Тоффлеру,
ее энергия постепенно ослабевает. Зародившаяся в основанной на предоставлении услуг и использовании информационных технологий послевоенной экономике.
Слайд 67«Третья волна» создает реальную угрозу индустриальной цивилизации, грозит уничтожить ее
институты, методы и ценности. Э. Тоффлер утверждает, что именно анализ
динамики, порождаемой противодействием движущих сил Второй и Третьей волн, поможет объяснить наиболее важные тенденции развития современного общества.