Слайд 4Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может
быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп).
Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям.
Слайд 5Классификация организаций по ряду признаков
Слайд 6Классификация организаций по ОПФ в РФ
Слайд 7 Юридическое лицо - это организация, которая:
имеет обособленное имущество
в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
отвечает имуществом по своим
обязательствам;
может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
может быть истцом и ответчиком в суде;
имеет самостоятельный баланс или смету.
Слайд 8Цели организации
Сложные организации имеют, как правило, не
одну цель, а набор взаимосвязанных целей, реализация которых обеспечивается в
результате взаимодействия различных частей организации.
Слайд 9 Ключевая, внутренне присущая любой реально действующей организации
цель – собственное воспроизводство. Если у организации цель самовоспроизводства утрачена
или сознательно подавлена, то она может прекратить существование. Организация, у которой нет внутренней ориентации на выживание, может сохраниться только под воздействием достаточно мощных внешних сил. Но в этом случае на воспроизводство потребуется гораздо больше усилий.
Слайд 10Ресурсы организации
Цели большинства организаций предполагают преобразование некоторых
ресурсов для достижения результатов. Ресурсы, которые использует организация, можно классифицировать
по-разному. Например, в составе ресурсов, используемых организациями, можно выделить: людей (человеческие ресурсы), капитал, материальные ресурсы, технологии, информацию.
Слайд 11Зависимость от внешней среды
Под внешней средой организаций
принято понимать ту часть окружающего мира, с которой организация активно
взаимодействует. В составе внешней среды принято выделять разнокачественные компоненты: экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Все эти факторы постоянно изменяются.
Слайд 12 Разделение труда представляет собой разграничение и обособление
различных видов деятельности, закрепление их за отдельными людьми и группами.
Оно бывает горизонтальным и вертикальным.
Горизонтальное имеет в основе технологии, профессии, выпускаемую продукцию и т. п. И определяет общую организационную структуру.
Вертикальное разделение труда, связанное с обособлением исполнителей и руководителей различного уровня, служит основой структуры управленческой.
Слайд 13Особенности социально-экономических систем:
изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее
поведения;
уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе
с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
способность противостоять разрушающим систему тенденциям;
способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.
Слайд 14В организации как системе различают следующие элементы:
функциональные области деятельности организации;
элементы
производственного процесса;
элементы управления
Слайд 15Функциональные области выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру
управления
Типичными функциональными областями являются сбыт (маркетинг), производство,
финансы, персонал, НИОКР (инновации)
Слайд 16Примеры основных целей функциональных областей организации
Слайд 17Ограничения и условия функционирования организаций
Ограничения - внешняя среда организаций (среда прямого
воздействия, среда косвенного воздействия).
Условия - внутренняя среда (внутренние переменные) организации
Слайд 18 Общая характеристика внешней среды:
взаимосвязанность факторов внешней среды;
сложность
внешней среды;
подвижность (изменчивость) внешней среды;
неопределенность внешней среды.
Внутренние
переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Существуют различные варианты определения состава основных внутренних переменных организации.
Слайд 19Организационная структура — документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия.
Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности и необходимых для
достижения этих целей подразделений, выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы организации.
Слайд 20Типология организационных структур
Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является
распределение ответственности (способ группирования ответственности).
иерархическая;
линейная;
линейно-штабная;
функциональная;
упрощённая матричная;
сбалансированная матричная;
усиленная матричная;
проектная;
процессная;
дивизиональная.
Слайд 21 Предложенная Генри Минцбергом типология базируется на выделении
шести основных структурных элементов организации:
операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;
стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;
средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;
техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их
деятельностью;
вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;
идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.
Слайд 22 На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:
простая
структура — основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к
централизации
машинная бюрократия — во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации
профессиональная бюрократия — власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм
дивизиональная форма — главную роль играет средняя линия за счёт увеличения роли среднего звена
адхократия — основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями
миссионерская форма — ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.