Слайд 1Содержание и особенности Послания к Ефесянам.
Слайд 2Общие сведения
Среди Павловых посланий Εφ. входит в число тех, что
оказали наибольшее влияние на христианское богословие и духовность
Библеисты даже называют
Εφ. «венцом» или «квинтэссенцией Павлинизма», «духовным завещанием ап.Павла Церкви», его «лебединой песнью»
Оно привлекает, например, тем, что при обилии богословских идей не так «нагружено» сложной аргументацией, как, скажем, Рим
Небольшой объем Εφ. (оно в три раза короче того же Рим.) говорит не о скудости содержания, а о лаконичности способа изложения
Лаконичность и «конспективность» сочетается одновременно с какой-то литургической торжественностью формы и стиля, чем еще более оттеняется своеобразие послания
Слайд 3Особенно важное значение имеет Εφ. в век, когда Церковь озабочена
единством христиан, а, как известно, всерьез об этом стали думать
и говорить лишь в последние сто лет
В чем бы ни выражалась подобная озабоченность сейчас, как бы кто ни относился к теме единства христиан, — считая ее важной или, наоборот, не самой важной (периферийной по сравнению с другими вопросами церковной жизни) и предлагая самые различные ее видения,— Εφ. по крайней мере однозначно дает понять, что для апостольской Церкви, в лице Павла, христианское единство было среди главнейших забот: на одном уровне с центральными в духовно-мировоззренческом плане христологическими вопросами
Слайд 4Вместе с тем, с историко-литературной точки зрения, Εφ. представляет собой
одну из самых больших загадок в корпусе посланий, надписанных именем
ап. Павла
Так, уже адресат «в Ефесе» (εν Εφέσω, Εφ. 1,1) отсутствует в некоторых рукописях, весьма авторитетных в силу своей древности: в папирусе Честера Битти Ρ46, (около 200-го г.) — самом раннем дошедшем до нас списке Εφ.; в оригиналах важнейших кодексов IV в.: Синайского и Ватиканского; в тексте, использованном Оригеном (III век), Маркионом (II век), который называет Εφ. «посланием к Лаодикийцам», Тертуллианом, свт. Василием Великим («Против Евномия», 2, 19)
Слайд 5Высказывались предположения (Гарнаком), что «к Лаодикийцам» было исправлено на «к
Ефесянам» из-за плохой репутации Лаодик. Церкви. Послание в таком случае
было адресовано «святым и верным во Христе Иисусе» и могло являться «циркуляром» («энцикликой»), т.е. соборным посланием. Или же, несколько видоизменив такую гипотезу, можно предположить, что послание к авторитетной ефесской общине стало обращаться среди других общин без упоминания имени первой в качестве адресата
Добавим, что Εφ. в ряду посланий ап. Павла отличается наименее личным характером. В частности, в нем совершенно отсутствуют поименные приветы
Слайд 6Это представляется тем более неожиданным, что ап. Павел пробыл в
Ефесе в дни своего третьего путешествия более трех лет, и
его общение с ефесской церковью было самым тесным
Правда, с другой стороны, если бы Павел взялся передавать приветы всем, кого знал — то список имен мог бы оказаться длиннее самого послания
Слайд 7Ефес, ефесская церковь и Послание к Ефесянам
То, что во многих
других, кроме упомянутых, рукописях все-таки значится ефесская церковь как адресат,
и то, что именно с таким адресатом Εφ. окончательно вошло в канон Нового Завета, может иметь естественное объяснение и имеет большой смысл
Строго говоря, все послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, например, из указания Кол.4,16. Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам — в Колоссах
Послание, писанное к одной церкви, читалось и в других церквах
Слайд 8Мы уже неоднократно отмечали большое значение ефесской церкви во времена
раннего христианства, — значение, постепенно утраченное ею в последующие века
Оно
определялось прежде всего культурным, политическим и экономическим статусом самого Ефеса, малоазийского города с богатой историей
В каждом из геополитических регионов обширной Римской империи был свой подобный центр: Александрия в Египте, Антиохия (или Кесария) в Сирии, Коринф (или Афины) в Греции, Рим в Италии. Ефес был своего рода римской столицей Малой Азии. Почти все перечисленные города, включая Ефес, были морскими портами
Слайд 9В раннехристианской же икумене роль Ефеса огромна, если не подавляюща,
и вполне сравнима с ролью столичной римской церкви
Если первоначальная авторитетная
иерусалимская (иудео-христианская) матерь-церковь довольно быстро стала переживать большие трудности в силу того, например, что все более и более затрудненным, а вскоре и невозможным стало существование иудейства в Палестине (особенно во II веке после подавления римлянами очередного иудейского восстания), то именно Рим и Ефес стали теми центрами, где аккумулировалось христианское Предание и собирались или даже составлялись апостольские писания
Слайд 10Канон Нового Завета во многом определился значением именно этих центров
Ефес
напрямую связан и с ап. Павлом, который пробыл там в
общей сложности довольно долго во время своих 2-го и 3-го миссионерских путешествий, и с ап. Иоанном Богословом, который, по преданию, проживал там последние годы своей жизни и составлял свои писания (некоторое время проведя в ссылке на острове Патмос)
Будет уместным напомнить, что III-й Вселенский собор (431-й год), который исповедал Пресвятую Деву Марию Богородицей (Θεοτόκος), состоялся тоже в Ефесе
Слайд 11Подлинность Εφ.
Загадочность Εφ. состоит еще и в том, что будучи
действительно квинтэссенцией Павлова Благовестия и богословия, послание вместе с тем
уже сравнительно давно (с конца XVIII века) заставляет многих библеистов сомневаться, было ли оно написано непосредственно под диктовку ап. Павла
В настоящее время примерно 80% ученых библеистов считают, что послание написал не сам Павел а его преданные и хорошо усвоившие его проповедь последователи (или последователь), хотя в любом случае Εφ. содержит все основные положения Павлова благовестия
Слайд 12Подобные выводы, сделанные на основе тщательного и квалифицированного, прежде всего
филологического анализа, могут означать совсем не обязательно сомнение в богодухновенности
Εφ., как и в отношении других библейских книг, когда делаются аналогичные выводы
Совсем наоборот: удивительный парадокс как раз и заключается в том, что в результате этих выводов мы просто «вынуждены» говорить о человеческом авторстве (точнее, со-авторстве с Богом) более церковно
Если вдохновителем и автором Священного Писания в начальном смысле слова является Дух Божий, то по человечеству его автором (соавтором) является, строго говоря, народ Божий, Церковь