Слайд 1Соревновательный и игровой методы обучения, их использование в процессе физического
воспитания.
Слайд 2 Задача преподавателей физической культуры дать понять и показать, что
физическое воспитание было и будет одним из самых важных и
незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самыми верными и эффективным будут игровой и соревновательный методы.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
Слайд 3Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения
образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в
том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Цель: развитие двигательной активности, самостоятельности, инициативы, права выбора.
Применяется на любом этапе обучения.
,
Слайд 4Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает
всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и
навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
Слайд 54) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает
возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи
и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
Слайд 6Признаки игрового метода.
1.Сюжетно-ролевая основа.
Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета.
2.Отсутствие
жесткой регламентации действий.
Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие
линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей.
3. Эмоциональность и яркое чувство соперничества в игровых действиях
4. Изменчивость условий , что требует от участника уметь приспособиться к другим условиям игры.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Слайд 7Соревнвательный метод -это способ выполнения упражнений в форме соревнований.
Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения
уровня подготовленности занимающихся.
Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Цель : быть первым.
Применяется после освоения необходимого материала.
Слайд 8В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
в виде официальных
соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам
спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Слайд 9
Особенности соревновательного метода:
- установка на победу;
- максимальное проявление физических и
психических сил;
- частичная ограниченность в регулировании нагрузки;
- унификация содержания состязательной
деятельности .
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию физических качеств .
Слайд 10Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:
1. Сопоставление сил занимающихся
с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность участников в
соответствии с установленными правилами.
2. Соревновательный метод дает возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности.
3. Ограниченные возможности регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании упражнений и воспитании физических качеств, когда необходимы и допустимы предельные усилия.
При правильном использовании игрового и соревновательного методов раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.
Недостатки соревновательного метода - ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.
Слайд 11Понятия: «метод»,
«методический прием», «методика». характеристика требований, предъявляемых к выбору
методов обучения
двигательным действиям.
Слайд 12Понятие "метод" определяют как :
путь достижения поставленной педагогической цели;
как
определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью;
как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач;
как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач;
определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата соответствующего намеченной цели;
как форму освоения учебного материала и др.
«Метод обучения» - это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.
Слайд 14В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по
физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия "метод" используется и термин
«методика», "методический прием».
«Методика» – система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.
«Методический прием» - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.
Слайд 15Общие требования к методике обучения двигательным действиям
Целесообразность применения того или
иного метода (методического приема) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением
ряда требований.
Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно подобрать и методы обучения.
Обеспечение воспитывающего характера обучения. Каждый выбранный метод должен обеспечивать не только эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика.
Соответствие принципам обучения. Метод обучения обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом
Слайд 16Соответствие специфике учебного материала. Методы обучения одинаковы для всех видов
физических упражнений. Вместе с тем каждое из них в соответствии
со своими характеристиками и сложностью требует специфических способов обучения
Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Учитывая возрастные закономерности восприятия учебного материала
Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя.
Соответствие условиям занятий. Располагая, например, нестандартным оборудованием, возможно достичь оптимальной моторной плотности урока и при методе разучивания в целом.
Разнообразие методов. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным в других. Вот почему в педагогическом процессе необходимо применять системы методов обучения. При разнообразных методах достигается больший успех в обучении.
Слайд 17Классификация методов обучения двигательным действиям:
способы отражающие характер познавательной активности
ребенка в виде или простого воспроизведения услышанного и увиденного или
творческого;
способы передачи учителем своих знаний и умений с помощью слова, показа и демонстрации;
способы получения учениками знаний и умений путем прослушивания, наблюдения и выполнения движений (наиболее часто используемые)
Слайд 18Основная характеристика методов обучения двигательным действиям
Практические методы -данные методы основаны
на активной двигательной деятельности учеников
а.) методы строго
регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно-облегчающее).
б.) частично регламентированного (игровой и соревновательный).
Методы использования слова .Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам.
Методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия