Слайд 1Составитель:
Стретенцева Алина Васильевна
Тема: «Информационные технологии – движущая сила развития
общества»
ГПОУ «Донецкий техникум ресторанного сервиса и торговли»
Слайд 2Информатизация - комплексная система мероприятий, направленных на поддержку принятия решения
по вопросам управления с помощью современных информационных технологий - объективный
и неизбежный период развития современного общества
Слайд 3Схема взаимодействия информационных процессов и управленческих действий
Реализация решения
Принятие решения
Информационное обеспечение
принятия решения
Информатика
Появление
Сбор
Хранение
Обработка
Поиск
Распространение
Потребление
информации
Слайд 4Компьютеризация общества
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению
технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и
ее накопление.
Слайд 5Информационное общество
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило
толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и
получившего название информационного общества.
Характерные черты информационного общества:
решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
главной формой развития станет информационная экономика;
информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Слайд 6Информационная культура
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и
использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию,
современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в некоторых аспектах:
Слайд 7Проявление
информационной
культуры
в конкретных навыках по использованию технических устройств;
в способности
использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
в умении извлекать информацию
из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Слайд 8Информационные процессы
Создание информации
Обработка информации
Хранение информации
Передача информации
Поиск информации
Кодирование информации
- это любые
процессы, связанные с преобразованием информации.
Слайд 9Информационные ресурсы входят в интеллектуальный фонд общества, определяемый накоплением, распределением
и практической реализацией знаний квалифицированной рабочей силы, включающей выраженный в
информации научный и производственный опыт не только современников из всех стран мира, но и предшественников за все времена.
Информационные ресурсы
Слайд 10Одним из ключевых показателей информатизации является информационный потенциал, т.е. способность
решать текущие и перспективные задачи информационного обслуживания общественного производства на
уровне оптимальных возможностей, определяемых достигнутым в данный период в мире средним уровнем развития информационных технологий.
Информационное взаимодействие
Слайд 11Информационная деятельность
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и
передачи информации называют информационной деятельностью.
По мере развития общества, научно-технического
прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка и целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Однако постоянное совершенствование техники и производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности, постоянно увеличивался также объем информации, необходимой для решения задач планирования и управления производством.
Слайд 12Информационные системы
Информационная система (ИС) — это система, построенная на базе
компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных
объемов информации, имеющая определенную практическую сферу применения.
Слайд 13Геоинформационные системы
Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная
система) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической
визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.
ГИС включают в себя возможности СУБД, редакторов растровой и векторной графики и аналитических средств и применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне.
Слайд 14Информационная индустрия
Информационная индустрия - производство информационных товаров и услуг на
базе информационных технологий. Информационная индустрия включает производство вычислительной техники и
производство информации.
Слайд 15Для работы с информацией существуют информационные методы, которые включают в
себя цели и условия получения информации
Основанные на системе чувств восприятия
(врожденные)
Слайд 16Информационная технология – информационный процесс, в результате которого создается информационный
продукт. Коммуникационная технология - информационный процесс, в результате которого происходит
передача и обмен информацией. Например, технология электронного документооборота, технология баз данных, коммуникационные технологии, технологии программирования, технологии компьютерной графики и т.д.
Слайд 17Информационные угрозы
перехват электронных сообщений;
применение подслушивающих устройств;
дистанционное фотографирование;
перехват
акустических излучений и восстановление текста принтера;
хищение носителей информации и производственных
отходов;
считывание данных в массивах других пользователей;
чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;
копирование носителей информации с преодолением средств их защиты;
маскировка под зарегистрированного пользователя;
мистификация (маскировка под запросы системы);
использование программных ловушек;
использование недостатков систем программирования операционных систем;
включение в библиотеки программ специальных блоков типа «троянский конь».
Возможные пути вмешательства в чужое информационное пространство (информационные угрозы) могут быть таковы:
Слайд 18Информационная безопасность
Существуют различные механизмы безопасности:
шифрование;
цифровая (электронная) подпись;
контроль доступа;
обеспечение целостности
данных;
обеспечение аутентификации;
подстановка трафика;
управление маршрутизацией;
арбитраж (или освидетельствование).
Все средства защиты данных могут
быть отнесены к одной из следующих групп:
защита аппаратных составляющих компьютера;
защита линий связи;
защита баз данных;
защита подсистемы управления компьютера.
Слайд 19Характеристики
информационной культуры
Коммуникативные умения
Способность эффективного осуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза
Умение
представлять информацию в различных видах и формах
Умение составлять информационные модели
объектов окружающей действительности
Умение строить схемы и модели
Наличие эмоционально – волевой сферы
Владение методами информатики, к которым, прежде всего, относятся формализация и моделирование
Владение знаниями о современных информационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессах управления и познания, о различных видах деятельности человека в информационном обществе
Владение учебными навыками
Слайд 20Литература
Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» «Питер» 2010.520с
Информатика
и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под ред.
проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008. – 224с.
Журнал «Информатика и образование», 2010 – 2012 гг.
Большая школьная энциклопедия, Т. 1. Естественные науки (автор – составитель раздела информатики Симонович С. В.). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 704с.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 512с.: ил.
.
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
http://www.bogomolovaev.narod.ru — Информация по теории и методике обучения информатике, научной организации труда учителя информатики, примеры уроков и внеклассных мероприятий по информатике, занимательные задания и др.
http://center.fio.ru — Сайт Московского Центра Интернет Образования: «Дистанционное образование», «Сетевое объединение методистов», «Вопросы интернет-образования»
http://www.ioso.ru/distant/ - Методика дистанционного обучения
http://yz.firo.ru - Учебный центр Федерального Института Развития Образования, 2006