Разделы презентаций


Социализация как социально-педагогическая проблема

Содержание

План лекции1. Междисциплинарный характер изучения процесса социализации.2. Характеристика основных теоретических подходов к изучению процесса социализации в зарубежной науке.3. Вклад отечественных ученых в разработку проблемы социализации.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Социализация как социально-педагогическая проблема
Лекция 2

Социализация как социально-педагогическая проблемаЛекция 2

Слайд 2План лекции
1. Междисциплинарный характер изучения процесса социализации.
2. Характеристика основных теоретических

подходов к изучению процесса социализации в зарубежной науке.
3. Вклад отечественных

ученых в разработку проблемы социализации.
План лекции1. Междисциплинарный характер изучения процесса социализации.2. Характеристика основных теоретических подходов к изучению процесса социализации в зарубежной

Слайд 3Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
Применительно к человеку
термин «социализация» впервые был

использован американским социологом Ф.Г. Гиддингсом (1887) в значении, близком к

современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Междисциплинарный характер изучения процесса социализацииПрименительно к человекутермин «социализация» впервые был использован американским социологом Ф.Г. Гиддингсом (1887) в

Слайд 4Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
В отечественной
педагогике термин
«социализация» был

впервы
использован


П.Ф. Каптеревым в книге
«История русской педагогики» (1915).
Под социализацией он
понимал «общественное
воспитание».
Междисциплинарный характер изучения процесса социализацииВ отечественной педагогике термин «социализация» был впервыиспользован

Слайд 5Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
В ХХ в. социализация становится

предметом исследования различных наук:
философский аспект социализации отражает процесс интеграции человека

в общество в свете различных философских направлений.

Междисциплинарный характер изучения процесса социализации В ХХ в. социализация становится предметом исследования различных наук:философский аспект социализации отражает

Слайд 6Философский аспект социализации
Философская концепция

символического интеракционизма

(Дж. Мид, Л. Колберг) понимает социализацию как результат социального взаимодействия людей: человек становится личностью вследствие взаимодействия с другими людьми, освоения определенного набора социальных ролей.
Коммуникация происходит в группах в определенных рамках, по определенным правилам. Чем лучше человек владеет набором правил, тем легче он осваивается в обществе.
Философский аспект социализацииФилософская концепция        символического интеракционизма

Слайд 7Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
Социология рассматривает процесс социализации в соотношении

с социальной структурой общества, системой общественных отношений, социальных институтов.
Социализация

понимается как социальная адаптация, т.е. приспособление личности к среде путем «усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит».
Междисциплинарный характер изучения процесса социализацииСоциология рассматривает процесс социализации в соотношении с социальной структурой общества, системой общественных отношений,

Слайд 8Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
С точки зрения социальной психологии, социализация

заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе

его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.
Междисциплинарный характер изучения процесса социализацииС точки зрения социальной психологии, социализация заключается в формировании социального опыта индивида, которое

Слайд 9Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
Педагогический аспект социализации
а) изучает воспитание

как часть процесса социализации, его сущность, перспективы, закономерности, принципы, методы

и формы;
б) изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей оптимальной социализации.
Педагогический аспект состоит
в рассмотрении оптимальных условий социализации;
в анализе причин нарушения социальных связей;
в оказании социально-педагогической поддержки развития личности с позиции концепции самопомощи;
в поиске методов и приемов оптимизации процесса вхождения личности в социум.

Междисциплинарный характер изучения процесса социализацииПедагогический аспект социализации а) изучает воспитание как часть процесса социализации, его сущность, перспективы,

Слайд 10Основные теоретические подходы к изучению процесса социализации
В современной науке существует

два подхода к толкованию сущности процесса социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный.

В основе подходов - роль человека и общества в процессе социализации.
Основные теоретические подходы к изучению процесса социализацииВ современной науке существует два подхода к толкованию сущности процесса социализации:

Слайд 11Основные теоретические подходы к изучению процесса социализации
Первый подход предполагает пассивную

позицию человека в процессе социализации, а суть социализации видит в

адаптации человека к обществу, которое, в свою очередь, формирует каждого члена в соответствии с особенностями развития и культуры.
Этот подход называют субъект-объектным: общество = субъект воздействия, человек = его объект: SО.
Основоположником первого подхода был Э. Дюркгейм; в западной науке его разрабатывали Т. Парсонс, Н. Смелзер и др.
Основные теоретические подходы к изучению процесса социализацииПервый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а суть

Слайд 12Субъект-объектный подход к изучению процесса социализации
Т. Парсонс: основная задача
социализации

- сформировать у
вступающих в сообщество «новичков» чувства, как минимум,

лояльности, и как максимум, преданности по отношению к
социальной системе.
Человек впитывает общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».
Общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины / женщины, стали субъектами экономической жизни, создали семью, стали законопослушными гражданами.
Субъект-объектный подход к изучению процесса социализацииТ. Парсонс: основная задача социализации - сформировать у вступающих в сообщество «новичков»

Слайд 13Основные теоретические подходы к изучению процесса социализации
Второй подход предполагает, что

человек активно участвует в процессе социализации, не только приспосабливается к

обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства, на себя самого.
Этот подход называется субъект-субъектным (общество и человек одинаково активны и вступают в отношения взаимодействия: S1S2).
Второй подход разрабатывали Д. Дьюи, Дж. Г. Мид, Ч.Х. Кули, Л. Колберг, Ж. Пиаже, К. Роджерс, А. Маслоу и др.
Основные теоретические подходы к изучению процесса социализацииВторой подход предполагает, что человек активно участвует в процессе социализации, не

Слайд 14 Субъект-субъектный подход

к изучению процесса социализации
Социализация - процесс

самоактуализации личности, реализации ею своих потенций и творческих способностей. 
К. Роджерс: в процессе социализации важно формировать у личности гибкость в оценке самой себя, умение при необходимости переоценивать ранее возникшую систему ценностей.
Задача взрослых - понять проблему, но не подсказывает ребенку ее решение, а дать возможность «слушать себя». Ему необходимо осознать свой жизненный опыт, оценить свои силы, чтобы самоактуализироваться.
Субъект-субъектный подход             к изучению процесса

Слайд 15Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
В.А.Сухомлинский под


социализацией понимал процесс
приобщения личности к обществу,
процесс формирования личности.


Большое значение для
социализации имеет богатство,
идейная полноценность
эмоциональной жизни коллектива.
Особое значение Сухомлинский
придавал семье, где
осуществляется общественное
воспитание, потому что общество
состоит из «кирпичиков - семей».
Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.В.А.Сухомлинский под социализацией понимал процесс приобщения личности к обществу,

Слайд 16Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
Г. М.

Андреева определяет
социализацию как двусторонний
процесс, состоящий из усвоения
индивидом

социального опыта
через вхождение в социальную
среду и активного воспроизводства
им социальных связей за счет его
активной деятельности.
Процесс социализации
протекает в трех сферах:
деятельности, общении и
самосознании и представляет
собой единство изменений всех
трех сфер.
Процесс социализации имеет
стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.
Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.Г. М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, состоящий

Слайд 17Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
А.В.Петровский разработал


концепцию социального развития
личности:
закономерная смена этапов адаптации, индивидуализации и


интеграции при вхождении в новую
группу или при изменении статуса
в прежней.
На этой основе строится возрастная периодизация, в которой путь к социальной зрелости осуществляется через фазы
детства - адаптация личности, отрочества – индивидуализация; юности, ведущей к интеграции в обществе.

Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.А.В.Петровский разработал концепцию социального развития личности: закономерная смена этапов

Слайд 18Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
И.С.Кон: социализация

- процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается

конкретная личность.
Социализация включает в себя и осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, и стихийные, спонтанные процессы, также влияющие на формирование личности.
По мере развития общества увеличивается число институтов и агентов социализации. Ни один институт в отдельности не может быть полностью ответственным за результат социализации.
В процессе социализации происходит не только адаптация к среде и усвоение социальны ролей, но и освоение умений создавать новое, преобразуя себя и окружающий мир.
Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.И.С.Кон: социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, в

Слайд 19Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
А.В.Мудрик под

социализацией понимает развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни

в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Ученый детально рассмотрел все вопросы, касающиеся проблем социализации индивида:
средства социализации;
механизмы социализации;
агенты социализации;
социализированность личности.
Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.А.В.Мудрик под социализацией понимает развитие и самореализацию человека на

Слайд 20Вывод
Социализация:
процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к ней;
процесс

самореализации личностью своих потенциальных возможностей и творческих способностей;
двусторонний процесс адаптации

и обособления (автономизации) человека в обществе.
(2) и (3) – субъект-субъектный подход.


ВыводСоциализация:процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к ней;процесс самореализации личностью своих потенциальных возможностей и творческих

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика