Слайд 1Социализация как социально-педагогическая проблема
Лекция 2
Слайд 2План лекции
1. Междисциплинарный характер изучения процесса социализации.
2. Характеристика основных теоретических
подходов к изучению процесса социализации в зарубежной науке.
3. Вклад отечественных
ученых в разработку проблемы социализации.
Слайд 3Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
Применительно к человеку
термин «социализация» впервые был
использован американским социологом Ф.Г. Гиддингсом (1887) в значении, близком к
современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Слайд 4Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
В отечественной
педагогике термин
«социализация» был
впервы
использован
П.Ф. Каптеревым в книге
«История русской педагогики» (1915).
Под социализацией он
понимал «общественное
воспитание».
Слайд 5Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
В ХХ в. социализация становится
предметом исследования различных наук:
философский аспект социализации отражает процесс интеграции человека
в общество в свете различных философских направлений.
Слайд 6Философский аспект социализации
Философская концепция
символического интеракционизма
(Дж. Мид, Л. Колберг) понимает социализацию как результат социального взаимодействия людей: человек становится личностью вследствие взаимодействия с другими людьми, освоения определенного набора социальных ролей.
Коммуникация происходит в группах в определенных рамках, по определенным правилам. Чем лучше человек владеет набором правил, тем легче он осваивается в обществе.
Слайд 7Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
Социология рассматривает процесс социализации в соотношении
с социальной структурой общества, системой общественных отношений, социальных институтов.
Социализация
понимается как социальная адаптация, т.е. приспособление личности к среде путем «усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит».
Слайд 8Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
С точки зрения социальной психологии, социализация
заключается в формировании социального опыта индивида, которое осуществляется в процессе
его взаимодействия со своей ближайшей средой и окружением.
Слайд 9Междисциплинарный характер изучения процесса социализации
Педагогический аспект социализации
а) изучает воспитание
как часть процесса социализации, его сущность, перспективы, закономерности, принципы, методы
и формы;
б) изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей оптимальной социализации.
Педагогический аспект состоит
в рассмотрении оптимальных условий социализации;
в анализе причин нарушения социальных связей;
в оказании социально-педагогической поддержки развития личности с позиции концепции самопомощи;
в поиске методов и приемов оптимизации процесса вхождения личности в социум.
Слайд 10Основные теоретические подходы к изучению процесса социализации
В современной науке существует
два подхода к толкованию сущности процесса социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный.
В основе подходов - роль человека и общества в процессе социализации.
Слайд 11Основные теоретические подходы к изучению процесса социализации
Первый подход предполагает пассивную
позицию человека в процессе социализации, а суть социализации видит в
адаптации человека к обществу, которое, в свою очередь, формирует каждого члена в соответствии с особенностями развития и культуры.
Этот подход называют субъект-объектным: общество = субъект воздействия, человек = его объект: SО.
Основоположником первого подхода был Э. Дюркгейм; в западной науке его разрабатывали Т. Парсонс, Н. Смелзер и др.
Слайд 12Субъект-объектный подход к изучению процесса социализации
Т. Парсонс: основная задача
социализации
- сформировать у
вступающих в сообщество «новичков» чувства, как минимум,
лояльности, и как максимум, преданности по отношению к
социальной системе.
Человек впитывает общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».
Общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины / женщины, стали субъектами экономической жизни, создали семью, стали законопослушными гражданами.
Слайд 13Основные теоретические подходы к изучению процесса социализации
Второй подход предполагает, что
человек активно участвует в процессе социализации, не только приспосабливается к
обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства, на себя самого.
Этот подход называется субъект-субъектным (общество и человек одинаково активны и вступают в отношения взаимодействия: S1S2).
Второй подход разрабатывали Д. Дьюи, Дж. Г. Мид, Ч.Х. Кули, Л. Колберг, Ж. Пиаже, К. Роджерс, А. Маслоу и др.
Слайд 14 Субъект-субъектный подход
к изучению процесса социализации
Социализация - процесс
самоактуализации личности, реализации ею своих потенций и творческих способностей.
К. Роджерс: в процессе социализации важно формировать у личности гибкость в оценке самой себя, умение при необходимости переоценивать ранее возникшую систему ценностей.
Задача взрослых - понять проблему, но не подсказывает ребенку ее решение, а дать возможность «слушать себя». Ему необходимо осознать свой жизненный опыт, оценить свои силы, чтобы самоактуализироваться.
Слайд 15Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
В.А.Сухомлинский под
социализацией понимал процесс
приобщения личности к обществу,
процесс формирования личности.
Большое значение для
социализации имеет богатство,
идейная полноценность
эмоциональной жизни коллектива.
Особое значение Сухомлинский
придавал семье, где
осуществляется общественное
воспитание, потому что общество
состоит из «кирпичиков - семей».
Слайд 16Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
Г. М.
Андреева определяет
социализацию как двусторонний
процесс, состоящий из усвоения
индивидом
социального опыта
через вхождение в социальную
среду и активного воспроизводства
им социальных связей за счет его
активной деятельности.
Процесс социализации
протекает в трех сферах:
деятельности, общении и
самосознании и представляет
собой единство изменений всех
трех сфер.
Процесс социализации имеет
стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.
Слайд 17Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
А.В.Петровский разработал
концепцию социального развития
личности:
закономерная смена этапов адаптации, индивидуализации и
интеграции при вхождении в новую
группу или при изменении статуса
в прежней.
На этой основе строится возрастная периодизация, в которой путь к социальной зрелости осуществляется через фазы
детства - адаптация личности, отрочества – индивидуализация; юности, ведущей к интеграции в обществе.
Слайд 18Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
И.С.Кон: социализация
- процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается
конкретная личность.
Социализация включает в себя и осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, и стихийные, спонтанные процессы, также влияющие на формирование личности.
По мере развития общества увеличивается число институтов и агентов социализации. Ни один институт в отдельности не может быть полностью ответственным за результат социализации.
В процессе социализации происходит не только адаптация к среде и усвоение социальны ролей, но и освоение умений создавать новое, преобразуя себя и окружающий мир.
Слайд 19Проблема социализации в отечественной науке второй половины ХХ в.
А.В.Мудрик под
социализацией понимает развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни
в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Ученый детально рассмотрел все вопросы, касающиеся проблем социализации индивида:
средства социализации;
механизмы социализации;
агенты социализации;
социализированность личности.
Слайд 20Вывод
Социализация:
процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к ней;
процесс
самореализации личностью своих потенциальных возможностей и творческих способностей;
двусторонний процесс адаптации
и обособления (автономизации) человека в обществе.
(2) и (3) – субъект-субъектный подход.