Разделы презентаций


СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕМАТИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОГО ПОЛЯ

Содержание

Тема безопасности человека в современном обществе является одной из важнейших тем исследований представителей различных научных специальностей. Она востребована как в плане разработки направлений государственной политики, так и в плане переосмысления важных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕМАТИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОГО ПОЛЯ
Кузнецова Елизавета
Климович Артем

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕМАТИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННОГО ПОЛЯ Кузнецова ЕлизаветаКлимович Артем

Слайд 2Тема безопасности человека в современном обществе является одной из важнейших

тем исследований представителей различных научных специальностей. Она востребована как в

плане разработки направлений государственной политики, так и в плане переосмысления важных теоретических проблем, связанных с изменениями современной реальности.

Понятие «безопасность» давно перестало быть только политическим и правовым. Оно используется для обоснования и реализации стратегий успешного существования и функционирования людей. Из этого вытекает необходимость конкретизации понятия безопасности, которое получает дополнительные характеристики-уточнения: глобальная, экологическая, социальная, этническая, национальная и т. д. Одно из первых и наиболее общих определений понятия «безопасность» дал A. Волфес: безопасность — это отсутствие незащищенности.
Тема безопасности человека в современном обществе является одной из важнейших тем исследований представителей различных научных специальностей. Она

Слайд 4Из сказанного можно выделить ключевые тезисы:

Из сказанного можно выделить ключевые тезисы:

Слайд 5Представления о социальной безопасности и рисках
Развитию представлений о безопасности /

защищенности, в том числе социальной, посвящены труды многих зарубежных и

отечественных исследователей. Основное концептообразующее значение при этом придается понятию «риск». Риски — это объективная данность, которая формируется в процессе развития технологических процессов и модернизации общества. Производство рисков происходит во всех сферах жизнедеятельности людей. Поскольку этот процесс нарастает, то современная реальность характеризуется расширенным воспроизводством рисков, определяющим в конечном итоге меру незащищенности / небезопасности граждан. По мнению Н. Лумана, при изучении рисков следовало бы «попытаться реализовать строго социологический подход, состоящий в постижении феномена риска лишь соответственно смыслу коммуникаций…». В своих рассуждениях о проблеме различения «того, что наблюдается», Н. Луман приходит к выводу, что «различение “риск / надежность”, как и различение “риск / опасность”, построены асимметрично. В обоих случаях понятие риска обозначает сложный комплекс обстоятельств, с которыми обычно приходится иметь дело, по меньшей мере — в современном обществе». Н. Луман считает, что современное общество риска не есть «всего лишь результат восприятия последствий действия техники. Начало ему положило уже расширение исследовательских возможностей и самого знания».
Представления о социальной безопасности и рискахРазвитию представлений о безопасности / защищенности, в том числе социальной, посвящены труды

Слайд 6Следуя идее Э. Гидденса о том, что внешние риски, связанные

с природой или сменой традиций, перестают играть ведущую роль, уступая

место рукотворным рискам, П. Штомпка предложил характеристики риска, которые определяет современное глобализирующееся общество: универсализация, глобализация, институционализация и усиление.
Следуя идее Э. Гидденса о том, что внешние риски, связанные с природой или сменой традиций, перестают играть

Слайд 7М. Дуглас при рассмотрении рисков и их оценке придавал большое

значение культурному контексту, который под влиянием ценностей задает определенный ракурс

или угол зрения на отбор и значимость тех или иных вещей, процессов, событий. Это культурно обусловленное видение создает вариабельность оценки рисков в разных пространственно-временных континуумах и дифференцирует подходы к обеспечению социальной безопасности в отдельно взятых обществах. И хотя М. Дуглас при анализе риска остается на объективистских позициях, его тезис о влянии культурного контекста на оценку рисков представляет собой новый поворот в теоретическом осмыслении данного понятия.
М. Дуглас при рассмотрении рисков и их оценке придавал большое значение культурному контексту, который под влиянием ценностей

Слайд 8Особого внимания заслуживает концепция безопасности и рисков, предложенная О.Н. Яницким.

Автор согласен с мнением классиков социологии, что трудность определения рисков

связана с опосредованием исчислений риска «личностными предпочтениями, культурой и политическим контекстом». Риск неустраним из социальной жизни, а

границы безопасности устанавливает само общество. «Пределы безопасности заложены в средовом постулате: среда как природная система (биосфера) или как социальная сеть, пронизывающая общество, не застрахована от природных мутаций и социогенных опасностей».
Особого внимания заслуживает концепция безопасности и рисков, предложенная О.Н. Яницким. Автор согласен с мнением классиков социологии, что

Слайд 9Р.Г. Яновский и В.Н. Кузнецов одними из первых в России

стали отстаивать идею «гуманитаризации безопасности». Рассмотрение социальной безопасности с позиций

аксиологии, предложенное Р.Г. Яновским, стало важным событием на пути построения теоретических конструктов социального знания о данном феномене.
Р.Г. Яновский и В.Н. Кузнецов одними из первых в России стали отстаивать идею «гуманитаризации безопасности». Рассмотрение социальной

Слайд 10Опираясь на идею «гуманитаризации безопасности», В.Н. Кузнецов предлагает следующее определение

социальной безопасности. Это «совокупность мер по защите целей, идеалов, ценностей

и интересов человека, семьи, страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений…».
Опираясь на идею «гуманитаризации безопасности», В.Н. Кузнецов предлагает следующее определение социальной безопасности. Это «совокупность мер по защите

Слайд 11В противовес пониманию безопасности как достигнутого на данный момент результата,

В. Серебрянников и А. Хлопьев развивают деятельностный подход в изучении

феномена. Они считают, что отождествление безопасности с результатом неких мероприятий не раскрывает ее динамики. Социальная безопасность — это всегда (и постоянно) деятельность по выявлению, предупреждению, ослаблению и / или устранению опасностей и угроз, способных причинить вред: погубить, «…лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития».
В противовес пониманию безопасности как достигнутого на данный момент результата, В. Серебрянников и А. Хлопьев развивают деятельностный

Слайд 12Представляется, что при обсуждении вопроса об относительности понятия «социальная безопасность»

следовало бы обратить внимание на необходимость разделения представлений о содержании

и объеме этого понятия. Поскольку все люди являются представителями одного вида homo sapiens, то им всем свойственны одинаковые (базовые) потребности и примерно одинаковые психо-эмоциональные реакции. Эти универсальные для всех людей характеристики дают возможность предполагать, что содержание понятия «безопасность» (как минимум, в отношении базовых потребностей) будет аналогичным у всех людей, а объем этого понятия будет варьироваться как в пространственно-временном континууме, так и в зависимости от социальных характеристик индивидов (их социального статуса, образования, возраста, доходов и т. д.). Действительно, если общество и его институты функционируют так, что минимизируют риски и их деятельность способствует понижению уровня страхов у людей, то это ведет к возрастанию чувства защищенности / безопасности. Сами же страхи (и, соответственно, ощущение небезопасности) могут быть разными как в различных обществах, так и в отдельных социальных группах и у индивидов.
Представляется, что при обсуждении вопроса об относительности понятия «социальная безопасность» следовало бы обратить внимание на необходимость разделения

Слайд 13Субъективное и объективное знание в контексте культуры безопасности
В каждом обществе

формируется культура безопасности, которая понимается как результат «непреднамеренной секьюризации», т.

е. как нерефлексируемый или частично рефлексируемый феномен самозащиты от угроз. По мнению некоторых исследователей, развитие культуры безопасности приведет к тому, что в будущем она будет пониматься как «сумма убеждений, ценностей и практик индивидов и организаций, которые принимают решения о том, что именно рассматривается как опасность и какими средствами ей нужно противостоять».
Субъективное и объективное знание в контексте культуры безопасностиВ каждом обществе формируется культура безопасности, которая понимается как результат

Слайд 14Объективная безопасность / защищенность — это рациональный феномен, отражающий результат

калькуляции опасностей, произведенной экспертами. Субъективная безопасность иррациональна и представляет собой

искаженное восприятие опасностей, ведущих к их преуменьшению или преувеличению. Основанием этого феномена считаются психологические механизмы, описывающие ошибки восприятия (реальности), или культурные предиспозиции, задающие индивиду определенную степень готовности к интерпретации опасностей тем способом, который был сформирован его жизненным опытом и социумом. Носителями субъективной безопасности / защищенности являются рядовые члены общества с их обыденным знанием.
Объективная безопасность / защищенность — это рациональный феномен, отражающий результат калькуляции опасностей, произведенной экспертами. Субъективная безопасность иррациональна

Слайд 15 По мнению Ч. Дааса, существуют два вида небезопасности:
1) угроза

как опасность (риск) для тела, жизни, благосостояния и свободы (онтологическая

угроза — insecurity);
2) небезопасность в восприятии и оценках этих угроз как эпистемологическая неопределенность (uncertainty). Это различение может объяснить, почему мероприятия, которые фактически (объективно) повышают безопасность и снижают риски, одновременно и понижают ее, поскольку увеличивают неизвестность.

В качестве средства и способа борьбы с незнанием рассматривается калькуляция рисков. Проблема состоит в том, что расчет рисков производится, с одной стороны, на «точных научно-математических вычислениях, а с другой — на политических и нормативных предпосылках (допущениях, предположениях), которые не являются абсолютном, но базируются на установках и убеждениях» отдельных лиц и / или групп без учета мнения граждан (обыденного знания).
По мнению Ч. Дааса, существуют два вида небезопасности:  1) угроза как опасность (риск) для тела, жизни,

Слайд 16Обыденное знание и здравый смысл, отражая представления о «хорошем» и

«плохом», определяя возможные результаты, формирует представления о социальных явлениях, исходя

из повседневных потребностей людей и их опыта. И граждане будут судить о социальной безопасности в обществе не менее адекватно, чем эксперты и государственные чиновники, вводящие ту или иную концепцию внешней и внутренней безопасности, какими бы рациональными они ни были. Вот откуда в демократических обществах берется необходимость согласования концепций социальной безопасности и мероприятий, осуществляемых в рамках этих концепций, с общественностью. Вместе с тем безопасность, связанная с природными рисками (например, радио активность, вредные вещества и др.) и рисками будущего, т. е. со всем тем, что «обыденное сознание не замечает и не воспринимает», неизбежно будет подвергаться сомнению и спорам.
Обыденное знание и здравый смысл, отражая представления о «хорошем» и «плохом», определяя возможные результаты, формирует представления о

Слайд 17Социальная безопасность и человеческое достоинство.
Разумеется, социальная безопасность должна быть гарантирована,

но «можно ли в стремлении к безопасности нарушать права людей?»

Как верно замечает М. Mеллерс, «мероприятия, проводимые полицией, часто являются дискуссионными для общественности, потому что они выступают показателем амбивалентности понятий “свобода” и “безопасность”».

В основе данной дискуссии лежит то или иное понимание человеческого достоинства, поскольку именно оно определяет не только права личности, но и формирует определенные требования обеспечения социальной безопасности.
Социальная безопасность и человеческое достоинство.Разумеется, социальная безопасность должна быть гарантирована, но «можно ли в стремлении к безопасности

Слайд 18Г. Дюриг в своей «объективной формуле» отмечает, что «достоинство всех

людей базируется на их товарности или на их рассудочности как

природном свойстве и / или моральной автономии индивидов». В соответствии с этой формулой, человеческое достоинство людей нарушается (умаляется) тогда, когда конкретный человек будет низведен до объекта, простого средства или просто к замещающей что-либо величине.
Г. Дюриг в своей «объективной формуле» отмечает, что «достоинство всех людей базируется на их товарности или на

Слайд 19Другая точка зрения представлена у Л. Хедигена. Он предложил «преднамеренно-балансирующую»

модель, в которой человеческое достоинство рассматривается в качестве некоторой «объективно-правовой

нормы», в которой фиксируется перечень характеристик человеческого достоинства. Эквивалентом характеристик выступают права человека. Вместе с тем автор считает, что выявление действий, сознательно ущемляющих человеческое достоинство, является практически невозможным, поскольку не понятно, что же такое человеческое достоинство.
Другая точка зрения представлена у Л. Хедигена. Он предложил «преднамеренно-балансирующую» модель, в которой человеческое достоинство рассматривается в

Слайд 20Итак, в статье были представлены некоторые темы, формирующие дискуссионное поле

современного знания о социальной безопасности. Все они тесно связаны между

собой, более того, они вытекают друг из друга и тем самым определяют последующее конструирование концептов социальной безопасности в разных дискурсах. Анализ социальных практик сквозь призму представленных выше дискуссий может продемонстрировать скрытые (и истинные) интенции субъектов социальной безопасности.
Итак, в статье были представлены некоторые темы, формирующие дискуссионное поле современного знания о социальной безопасности. Все они

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика