Слайд 1Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности
Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Возникновение и развитие социально- педагогической теории и практики
Социальная
педагогика как наука
Объект и предмет социальной педагогики
Структура социальной педагогики
Функции социальной
педагогики
Принципы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками
Социальная педагогика как сфера практической деятельности
Профессиональный портрет социального педагога
Слайд 3Возникновение и развитие социально- педагогической теории и практики
Начальный период длился
с древнейших времен (с 4 в. до н.э.) до XVII
века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.
ХVII-ХIХ вв. — характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки. На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки.
3. С начала XX в. до наших дней — период развития социальной педагогики как самостоятельной науки.
Слайд 4- Термин «социальная педагогика» введен в 1844 г. немецким
ученым Карлом Магером и распространен немецким педагогом Адольфом Дистервегом в
середине XIX в. (пед. деятельность с обездоленными и беспризорными детьми)
У истоков социальной педагогики как науки в начале XX в. стояли Пауль Наторп, Герман Ноль, Гертруда Боймер
Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Для развития социальной педагогики в нашей стране многое сделали Станислав Теофилович Шацкий, Антон Семенович Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Росинский и др.
Слайд 5 Социальная педагогика как наука
Социальная педагогика
— это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо
причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).
Социальная педагогика – наука, изучающая закономерности социализации личности (М.А. Галагузова).
Социальная педагогика — это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (Российская пед. энциклопедия).
Слайд 6 Объект и предмет социальной педагогики
Объектом социальной педагогики является целостная
система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего
окружения (Л. П. Крившенко).
Объектом социальной педагогики является социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни (А.В. Мудрик).
Объектом социальной педагогики является ребенок (М.А. Галагузова)
Слайд 7 Структура социальной педагогики
Философия социального воспитания
Социология социального воспитания
Социально-педагогическая виктимология
Теория
социального воспитания
Психология социального воспитания
Методика социального воспитания
Экономика и
менеджмент социального воспитания
Слайд 8Предметом социальной педагогики выступают цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы
осуществления социального воспитания (А.В. Мудрик).
Предметом социальной педагогики является процесс
педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его «микросреды» (В. Г. Бочарова).
Предметом социальной педагогики является социальная помощь обездоленным детям и профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль, Г. Боймер и др.)
Предметом социальной педагогики является проблема интеграции (соединения) воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П.Наторп).
Предметом социальной педагогики являются закономерности социализации ребенка (М.А. Галагузова)
Слайд 9 Функции социальной педагогики
(по
А.В. Мудрику)
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, описывает и объясняет имеющиеся данные.
Прикладная функция связана разработкой методов, технологий работы социального педагога с различными категориями детей и семей.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Слайд 10 Принципы социальной педагогики
Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного
учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, естественных
возможностей человека.
Принцип культуросообразности подчеркивает глубокие связи между формированием личности и культурой.
Принцип гуманизма означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.
Принцип индивидуальной обусловленности - принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками.
Слайд 11Связь социальной педагогики с другими науками
Слайд 12Философия (социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда
на человека и его воспитание).
Социальная работа (изучение сферы человеческой деятельности).
Этика (социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности);
Социальная и возрастная психология (социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания).
Этнография и этнопсихология (учет этнических особенностей при построении системы, форм и методов социального воспитания).
Слайд 13Связь социальной педагогики с другими науками
Слайд 14Социальная педагогика как сфера практической деятельности
Типология учреждений, в
которых может работать социальный педагог:
- учреждения образования;
- учреждения
комитетов по делам молодежи;
- учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
-учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты и т.д.)
- учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты, воспитательные колонии и др.).
Слайд 15Профессиональный портрет социального педагога
Социальный педагог – профессия новая (в
России – 1990 год).
Социальный педагог – это специалист в области
педагогики отношений в социуме.
Социальный педагог – это организатор социально-педагогической деятельности, посредник в использовании потенциальных возможностей социума по оказанию необходимой помощи личности, нуждающейся в ней (В.С. Торохтий).
Слайд 16Профессиональный портрет социального педагога
Деятельность социального педагога:
должна строиться на
доверии и взаимопонимании,
направлена на содействие и помощь клиенту в
решении его собственных проблем
Слайд 17 Профессиональный портрет социального педагога
Профессионально
важные качества:
- общительность;
- доброта;
-
любознательность;
- интерес к работе с людьми;
- оптимизм;
- старательность;
- нервно-психическая устойчивость;
эмпатийность;
тактичность;
деликатность и пр.
Слайд 18 Личностные качества социального педагога:
гуманистические качества (доброта, альтруизм,
чувство собственного достоинства и др.);
психологические характеристики (высокий уровень протекания психических
процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).