Слайд 1Социальная психология отношений и общения
1.Понятие и виды социальных отношений.
2. Понятие
и виды общения.
Слайд 2Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их
членами.
Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми
понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Слайд 3Отношения классифицируют по следующим основаниям:
с точки зрения владения и распоряжения
собственностью (классовые, сословные);
по объему власти (отношения по вертикали и по
горизонтали);
по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).
Слайд 4Кроме ПОНЯТИЯ «общественные отношения», в науке широко используется И понятие
«человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных
проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными
объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе.
Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.
Слайд 5Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер
или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).
Это множество предопределяется
разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.
Слайд 6Экономические отношения
реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей
собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в
двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.
Слайд 7Нравственные отношения
закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других
формах этнокультурной организации жизни людей.
В этих формах заключается моральная
норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.
В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т.п.
Слайд 8Правовые отношения
в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру
свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных
отношений.
Слайд 9Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений
о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о
таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования.
Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.
Слайд 10Политические отношения
концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к
доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее
лишен.
Слайд 11Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для
друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения
отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет.
Слайд 13 Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс
передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств,
включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
Схематично общение можно представить следующим образом:
передатчик, отправитель;
получатель, приемник, адресат;
канал связи;
шум, сигнал;
код, декодеру
Слайд 14К структуре общения относятся:
коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений
и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;
познавательный
аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;
-интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.
Слайд 15Общение возможно лишь при помощи знаковых систем.
Различают
вербальные средства
общения (устная и письменная речь)
и невербальные (неречевые) средства
общения.
Слайд 16Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, имеет свои
правила и даже грамматику.
Основное его преимущество перед письменным языком
заключается в экономности, т. е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Экономия достигается благодаря иному порядку слов пропуску концов и других частей предложений.
Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность.
Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.
Слайд 17В межличностном общении обычно применяются письменный и устный язык.
Преимущества письменного
языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за
каждое слово.
Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Слайд 18Невербальные средства общения нужны, в частности для того, чтобы регулировать
течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции,
отражать истолкование ситуации.
Слайд 19Невербальные средства общения делятся на три группы:
1. Визуальные:
кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);
направление
взгляда и визуальный контакт;
выражение глаз;
выражение лица;
поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);
кожные реакции (покраснение, испарина);
дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
Слайд 20Невербальные средства общения делятся на три группы:
2. Акустические (звуковые):
связанные с
речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы
и их локализация в тексте);
не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).
Слайд 21Невербальные средства общения делятся на три группы:
3. Тактильные (связанные с
прикосновением):
-физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
-такевика
(пожатие руки, хлопание по плечу).
Слайд 22
Общение многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в
ходе совместной деятельности.
Общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований,
существующих у индивида в виде представлений, восприятий, мышления.