Слайд 1Социально-политические взгялды Платона
Выполняла студентка 1 курса
ОЭМИб-м10-19-1
Борисова марина
Слайд 2Источники
https://lib.sale/otnosheniya-konfliktologiya/sotsialno-politicheskaya-teoriya-90354.html
https://studopedia.su/14_180874_bilet--sotsialnie-vzglyadi-platona-uchenie-ob-idealnom-gosudarstve.html
https://studfile.net/preview/2438160/page:4/
Слайд 3Все существующие формы государства Платон считает неудовлетворительными. Во времена Платона
под формой государства понималась интегральная характеристика государственности, включающая и устройство
верхов
государственной власти (форма правления) и ее отношение к подданным или гражданам (политический режим).
Слайд 4Формы государства
Платон выделил пять форм государства:
Аристократия
Тимократия
Олигархия
Демократия
Тирания
Слайд 5Аристократия
Аристократия — правление благородных. «Оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо».
Всеми этими добродетелями обладает аристократический человек. Если же среди правителей-
аристократов выделится какой-либо один человек, то совершенным правлением может быть и царская власть. Однако и это правление подвержено порче в результате смены поколений, возникновения жажды наживы и попадания в число аристократов недостойных людей, не обладающих аристократическими качествами.
Слайд 6Тимократия
Тимократия — правление военных (Спарта, Крит). Этот строй хуже аристократического.
Люди здесь не владеют даром слова, честолюбивы и алчны до
денег и поэтому любят воевать.
Слайд 7Олигархия
Олигархия — правление богатых. У власти находятся богатые, а бедные
не имеют политических прав. Он устанавливается в результате накопления богатства
и дальнейшего развития склонности к наживе и стяжательству. В олигархическом государстве социальный конфликт становится явным: «в нём будут как бы два государства: одно государство бедняков, другое - богачей», которые «станут вечно злоумышлять друг против друга». Социальная рознь дополняется возникновением паразитизма и преступности.
Слайд 8Демократия
Демократия - правление народа. Казалось бы, это лучший государственный строй,
на первый взгляд приятный и разнообразный. Однако типичный человек демократического
государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден. В таком государстве даже «лошади и ослы привыкли ... выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги». Платон с презрением высказывается о гражданах демократического государства, которые «густой толпой заседают в народных собраниях, либо в судах, или в театрах, в военных лагерях, наконец, на каких- нибудь общих сходках и с превеликим шумом частью отвергают, частью одобряют чьи-либо выступления или действия, переходя меру и в том, и в другом». Демократия легко вырождается в тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство.
Слайд 9Тирания
Тирания - правление одного человека. Это самая скверная форма государственного
устройства. Устав от постоянных конфликтов, тяжб и споров, народ наделяет
чрезвычайными полномочиями какого- нибудь популярного политика. Он правит не по закону и традициям, а по собственному произволу, правит террором и репрессиями, расправляясь сначала со своими противниками, затем с недовольными, затем с теми, кого только подозревает в недовольстве и т.д. Так неумеренная свобода сменяется тяжёлым и горьким рабством.
Слайд 10Среди законных форм государства демократия является наихудшей. Среди форм, основанных на беззаконии,
демократия – лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании. Свою теорию
Платон заимствовал у историка Геродота. От него ее перенял Аристотель и внес незаконченные изменения. В конце жизни в «Законах» Платон предлагает менее совершенное политическое устройство. Он идет на компромисс, т.к. идеал, изложенный в «Государстве», неосуществим.
Слайд 11В государстве порядок устанавливается законом, а не правителями. Гражданам разрешается
жить семьями и иметь в частном владении дом, участок (на
правах владения). Сословий нет, но граждане делятся на четыре сословия по своему имущественному состоянию. Явное вытеснение аристократии олигархией. Переход из одного сословия в другое проходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния. Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь. Семьи и браки контролируются. Воспитание – дело общее. В обществе царит единомыслие.
Слайд 12Платон, обобщая опыт своих предшественников, внес много ценного в теорию
устройства государства. Идея общего блага, общего интереса как основы политического
объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий, четкое определение форм государства, признание законности важным атрибутом политической организации – это достижения Платона.
Слайд 13Платон построил умозрительную модель идеального государства. В идеальном государстве не
должно происходить никаких изменений, поскольку все должно быть устроено наилучшим
образом. Государство должно быть единым и гармоничным.
Слайд 14Цель государства – объединить людей и сделать их счастливее. Идеальное
государство должно соответствовать природе человека и состоять из трех частей
(сословий), каждая из которых – добродетель:
Разумная часть – мудрость (правители, философы) – не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.
Яростная часть – мужество (воины) - не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.
Вожделеющая – умеренность (крестьяне и ремесленники). – имеют только ту собственность, которая может помочь им в производственной деятельности.
Слайд 16Идеальная форма государственного устройства – аристократическая республика, на основе которой
правят лучшие из граждан. Аристократия сменятся Тимократией – властью силы
и честолюбия, смысл – обогащение. Тимократия перерастает во власть немногих – олигархию, где есть разделение на богатых и бедных. Победа бедных означает переход к демократическому гос. устройству. При демократии – не власть народа, а власть тех, под чьим влиянием он находится. Демократия вводила неограниченную свободу и приводила к хаосу и люди переставали считаться с законами, а это приводило в тирании – порядок, но потеря свободы человека.