Слайд 1Материал к осмыслению. Теоретически базис – учебное пособие Хьюстон М.,
Штребе В. Введение в социальную психологию, 2004
Социально-психологические аспекты деловой
коммуникации
Слайд 2При чем здесь социальная психология?
Известно, что социальная психология изучает точки
соприкосновения индивида и окружающего его социального мира: эмоции, способы конструирования
представлений об этом мире, взаимодействия с ним, обработки поступающей из него информации и пр. Перечисленного достаточно, чтобы понять, что поведение в ситуации деловой коммуникации должно быть рассмотрено в системе социально-психологических координат, если мы хотим понять, как и почему в тех или иных случаях действуют наши деловые партнеры, коллеги.
Слайд 3Конформность
Конформность - изменение суждений индивида в направлении суждений, высказываемых большинством
членов группы, к которой он
принадлежит.
Конформность – устойчивое свойство большинства
представителей социального мира.
Если она обусловлена желанием нравиться и страхом отвержения, это нормативное влияние.
Если люди подчиняются другим потому, что доверяют их суждениям больше, чем своим собственным, - это
информационное влияние.
Слайд 4Конформность в деловых отношениях
Слайд 5Ослабить «исходную» конформность!
Уменьшить влияние конформности на поведение в деловой среде
помогают:
Поощрение высказывания независимой позиции (моральное, материальное);
«Самомотивация»;
Использование принципа «союзник»: сначала убедите
в верности вашей позиции кого-то, кто в ситуации общего давления сможет вас поддержать.
Слайд 6Прототип и мнение группы
Прототип представляет собой позицию, соответствующую тому лучшему,
что определяет общность группы, и что отличает ее от других
групп. Можно сказать, человек, минимально отличающийся от других членов ин-группы, и максимально отличающийся от членов аут-группы, действует в соответствии с групповым прототипом. Он выступает в качестве нормативной точки отсчета, и его аргументы могут быть расценены как наиболее информативные и убедительные.
Следовательно, в деловой коммуникации важно, насколько убеждающий соответствует прототипу той группы, внутри которой осуществляется влияние
Слайд 7Каузальная атрибуция
Теория атрибуции исследует наши ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН своего и чужого
поведения. От того, как мы объясняем причины, зависит наш последующий
выбор.
Например:
Причина провала на экзамене
Нет способностей Плохо подготовился
Снижение самооценки. Приложение усилий.
Отказ от приложения усилий. Адекватная самооценка.
В каком случае вероятность успеха выше?
Слайд 8Атрибуции в деловой коммуникации
В деловом взаимодействии, как и в научном,
важно НЕ осуществлять атрибуции, располагая ограниченной информацией;
Важно учитывать разнообразие условий,
в которых происходит событие, частоту, с которой оно происходит; сопутствующие ему эффекты;
Важно умение совершать атрибуции «из нескольких позиций», обеспечивая себе возможность выбора из многих причин;
Важно свести в минимуму влияние одного объяснения, обычно кажущегося единственно возможным;
Важно помнить, что другие тоже часто совершают ошибки атрибуции.
Слайд 9Фундаментальная ошибка атрибуции
Чаще всего причиной события мы видим участвующих в
нем людей, но не ситуацию.
Некоторые из первых современных исследований атрибуции
показали, что не все возможные потенциальные причины (человек, особенности другого и обстоятельства) рассматриваются с равной вероятностью (хотя все они одинаково могли иметь место). Наблюдается стойкая тенденция связывать причину возникновения события с персоной (свойствами человека / или личными склонностями, или диспозициями).
В деловой коммуникации ответственность за развитие ситуации чаще приписывается официальному лидеру группы, неофициальному лидеру, «изгою» группы. В то время как в действительности истинные причины событий могут лежать вне сферы их влияния. И , наоборот, индивид может не рассматриваться как источник события, если это противоречит ожиданиям группы
Слайд 10Деятель и наблюдатель
Участники действия склонны
приписывать его причину требованиям ситуации; а
те, кто может его наблюдать, — устойчивым личностным особенностям «деятеля».
Отсюда столь различное объяснение причин событий клиентом ресторана и официантом, пациентом и врачом, покупателем и продавцом, активным участником проекта не участвующем в проекте его коллегой.
Более того, непосредственные участники прогнозируют развитие ситуации более оптимистически, а наблюдатели – пессимистически!
Слайд 11Стереотип
Представления о человеке, сформированные на основании его членства в группе.
Образец
восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте
Слайд 12Как работают социальные стереотипы?
Использование социальных стереотипов равнозначно проверке гипотезы относительно
интуитивно ожидаемых корреляций между членством в группе и особенностями поведения.
Например, стереотип некоего Гарри о том, что девочки недостаточно умны, предполагает корреляцию между тендерной группой и формальным мышлением, в том смысле, что логические способности у девочек хуже, чем у мальчиков. Подобная ожидаемая корреляция может повлиять на все стадии переработки информации (Hamilton, 1981). Гарри склонен оценивать способности к логике женщин и девочек более негативно и даже показать это на примерах, поскольку он с большей готовностью извлекает из памяти информацию, соответствующую его стереотипу. Он также эффективнее включает подобные сведения в общую структуру памяти . Стереотип даже может смодулировать его восприятие и внимание таким образом, что одно и то же логическое достижение мальчика и девочки он «воспримет» по-разному.