Слайд 1Социально-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации
Педагог-психолог МБОУ «
СШ № 2 г. Вельска» Воробьева Валентина Леонидовна
Слайд 2Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
В статье 1 Федерального закона
Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3(Ст. 1
в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 №120-ФЗ; от 02.07.2013 №185-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети - инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Слайд 3Причины трудных жизненных ситуаций
у детей
Одной из основных причин появления
категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие,
а именно:
алкоголизм в семье;
низкая материальная обеспеченность, нищета;
конфликты между родителями и родственниками;
жестокое обращение с детьми, насилие в семье.
Слайд 4Направления социально-психолого-педагогической работы школы
Цель : решение создавшихся проблем, преодоление трудностей
и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной
жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной социальной среды.
Направления работы:
1. Социальная работа. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Слайд 52. Организационно-воспитательная деятельность.
Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора
по воспитательной работе, классными руководителями, учителями-предметниками.
В работе с учащимися
социально незащищенных категорий большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.
Слайд 63. Коррекционная работа.
Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического
климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.
В
1, 5 и 10-х классах организуется работа по адаптации учащихся к новой учебной обстановке. В 9–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с детьми, имеющими проблемы в адаптации.
Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
Слайд 74. Просветительская работа.
К этому направлению относятся: организация и проведение
профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными
людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них.
В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.
Слайд 85. Индивидуальная работа с учащимися.
Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные
к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с
детьми и родителями. Приглашение детей и родителей на Совет профилактики.
Слайд 96. Работа с педагогическим коллективом.
Цель взаимодействия администрации и классного
руководителя – совместное выявление причин и проблем, возникающих у ребенка,
социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Слайд 107. Работа с родителями.
Работа по выявлению семей, не занимающихся воспитанием
своих детей;
Работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).
Вовлечение родителей в школьные и внешкольные мероприятия.
Проведение лектория «Школа для родителей».
Организация индивидуальных бесед и консультаций.
Слайд 11Организация сопровождения
Социально-психологический центр
Цель: создание максимально благоприятных социальных и психолого-педагогических условий
для организации учебно- воспитательного процесса, оказание поддержки социально незащищённым семьям.
Медико-коррекционная служба
Цель: выявление и диагностика отклонений в личностном развитии ребёнка, оказание коррекционной помощи, аппаратное лечение детей классов охраны зрения.
Слайд 12Классный руководитель
Семья
Ребенок
Проблемы
Поведения
Обучения
Зам. директора по
воспитательной работе
Зам. директора по учебно-
воспитательной работе
Медико-коррекционная
служба
Социально-психологический центр
Отслеживание результатов
Малый педсовет с
приглашением родителей
Совет профилактики
с приглашением родителей
Профилактическая
работа
ПМПк
Слайд 13
-цветовой тест Люшера
-самооценка школьных ситуаций (автор Кондаш)
-шкала тревожности Сирса
-методика комплексного
изучения самооценки и ценностных ориентаций
-методика изменения взаимоотношений «Учитель – ученик»
-тест
Розенцвейга , изучающий степень социализации ребёнка и направленности личности
-методика незаконченных предложений , изучающая личностные установки и отношение испытуемого к окружающим и к самому себе
-тест Томаса, изучающий стиль поведения в ситуации разногласий
-диагностика мотивации достижения с помощью проективных методов
-карта наблюдения Скотта ( выделение специфических школьных трудностей)
Психологическая диагностика
Слайд 14Социальное сопровождение
-исследование социально-бытовых условий семьи;
-изучение семейных взаимоотношений;
-выявление причин девиантного поведения
ребёнка через следующие формы работы:
индивидуальные беседы,
анкетирование «Моя семья», «Мой класс»,
«Отклоняющееся поведение»;
опросники для детей «Ученик глазами самого себя и учителя», «Если бы от тебя зависело, то ты…»
Опросники для родителей.
Слайд 15Медицинское обследование
1.Физическое состояние ребёнка:
-соответствие физического развития возрастным
нормам
-состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы
-переносимость физических нагрузок
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребёнка
-наличие хронических заболеваний
3. Характеристика заболеваний за последний год
Слайд 16Классный руководитель
Семья
Ребенок
Проблемы
Поведения
Обучения
Зам. директора по
воспитательной работе
Зам. директора по учебно-
воспитательной работе
Медико-коррекционная
служба
Социально-психологический центр
Отслеживание результатов
Малый педсовет с
приглашением родителей
Совет профилактики
с приглашением родителей
Профилактическая
работа
ПМПк
Слайд 17
Документация ПМПк :
приказ о создании ПМПк, Положение о ПМПк в
ОУ;
годовой план работы ПМПк;
журнал записи и учета детей, нуждающихся в
психолого- педагогической и медико- социальной помощи;
карта развития обучающегося;
представления учителя, педагога-психолога, логопеда, социального педагога на учащегося;
заключения и рекомендации специалистов;
Индивидуальные коррекционно-развивающие программы;
протоколы заседаний ПМПк.
Слайд 18Порядок подготовки и проведение ПМПк
1 этап. Подготовительный
-запрос;
-согласие родителей в письменной
форме;
-обследование ребёнка специалистами;
-подготовка документации.
2 этап. Заседание консилиума
-обмен информацией;
-протоколы и рекомендации
специалистов;
-план коррекционно-развивающей работы;
- сроки проведения коррекционной работы
Слайд 193 этап. Коррекционно-развивающий
-составление и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
4 этап. Контрольный
( внеплановый ПМПк)
-проведение повторной диагностики;
-обсуждение динамики развития ребёнка;
-принятие решения:
а) скорректировать
программы, если они не эффективны;
б) направить ребёнка на районную ПМПК с целью изменения образовательного маршрута.
-коллегиальное заключение по результатам ПМПк.
Слайд 20Организация межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики
Вельский центр социальной
помощи семье и детям «Скворушка»
ТКДН и ЗП
Органы опеки и попечительства
ОДН
и ОВД
Учреждения дополнительного образования
Учреждение социальной защиты населения
Управление образования